Холодное лето 2017-го

Отрасль оказалась не готова к росту спроса на авиаперевозки
Отрасль оказалась не готова к росту спроса на авиаперевозки // Леонид Фаерберг / transport-photo.com

Климатические условия в европейской части России и относительная стабилизация обменного курса рубля привели к резкому росту спроса на авиаперевозки, в особенности международные, который наблюдается весной и, судя по всему, продолжается летом. По оперативным данным Росавиации, в мае перевозки пассажиров и пассажирооборот выросли примерно на 26%, а коэффициент занятости кресел увеличился на 2 процентных пункта и достиг 79,1%.


Отрасль оказалась к этому росту не готова. Несмотря на то что все крупнейшие авиакомпании России в течение весны в большей или меньшей степени наращивали свой парк, уже сейчас на ряде туристических направлений возник дефицит провозных мощностей, что продемонстрировала ситуация с авиакомпанией "ВИМ-авиа". Можно долго разбираться в комплексе субъективных и объективных причин, но результат налицо — авиакомпания не смогла перевезти всех пассажиров, которых собиралась. Туристы на много часов застряли в аэропортах. Власти, включая двух вице-премьеров, отреагировали быстро, была создана рабочая группа по урегулированию ситуации. "ВИМ-авиа" частично сократила свою чартерную программу, потом еще раз сократила. Росавиация потребовала от всех российских чартерных авиакомпаний скорректировать свои программы перевозок, обеспечить обязательное наличие резервных бортов, использовать полностью исправные воздушные суда — без так называемых отложенных неисправностей (MEL). Забота о туристах понятна, но не менее очевидно, что рекомендации Росавиации по резервным бортам и отказу от применения общепринятой во всем мире практики использования MEL только увеличивают потенциальный дефицит провозных емкостей.


Было бы несправедливо обвинять авиакомпании в том, что они не подготовились и взяли слишком мало самолетов. Напротив. В России и так велик уровень сезонности перевозок, а после девальвации рубля и переориентации туристических потоков на внутренний рынок он стал еще выше. В этом году внутренний сезонный рост совпал с очень сильным ростом на международных линиях, стимулированным, как мы уже сказали, стабильным рублем и холодным летом. В результате избыток парка в низкий сезон оборачивается его дефицитом в высокий сезон, мы об этом писали еще полтора года назад.


Так что авиакомпаниям ни в коем случае не следовало чрезмерно расширять парк, который будет зимой простаивать и приносить убытки. Им следовало поднять цены. Тогда не было бы проблемы с туристами, которые 10 часов провели в аэропорту. Они бы просто остались дома и никуда не полетели. А те, которые полетели, заплатили бы гораздо больше, чем сейчас.


Разумеется, это звучит цинично и противоречит распространенному тезису о том, что авиаперевозки в России чересчур дорогие. С этим тезисом я тоже согласен, и предпочел бы летать дешевле, а еще лучше — почти бесплатно. Как в метро или на автобусе. Однако причина относительно высоких цен — не в сверхприбылях авиакомпаний, которых нет, за исключением, надо признать, тех денег, которые принесла конвертация валютных доходов по вдвое более выгодному курсу. Основная причина — в общей пока еще неэффективности российской экономики, высоких накладных расходах и транзакционных издержках, низком курсе рубля (что тоже проблема экономики, а не авиакомпаний).


В феврале мы описывали возможные риски неоправданного расширения парка, предполагая при этом, что гражданская авиация в 2016 г. получила все-таки положительный финансовый результат. Наш прогноз основывался на данных за 9 месяцев. Предварительные итоги всего года показывают, что тем не менее отрасль сработала в минус. Суммарная выручка авиакомпаний составила примерно 1 трлн руб., при этом по словам президента АЭВТ Владимира Тасуна, суммарный убыток получился около 10 млрд руб., причем на внутренних линиях убыток составил 33 млрд руб., так что полученная на МВЛ прибыль в размере 23 млрд руб не смогла его перекрыть. Более того, убыток на ВВЛ был получен в условиях льготного режима по НДС (10% вместо 18%), который позволил авиакомпаниям получить дополнительно около 38 млрд руб. (при условии, что авиакомпании сохраняют прежнюю цену на билеты, а не снижают ее за счет меньшего НДС).


Полученные результаты говорят о глубокой убыточности отрасли, а нынешний дефицит емкостей — о том, что авиакомпании не смогли в силу множества объективных и субъективных причин адекватно повысить тарифы и выйти в прибыльность. Так что отрасль как была, так и остается в системном кризисе. А если учесть, что льгота по НДС истекает в конце 2017 г. и шансов на ее продление немного (а зачем, считает Минфин, ведь отрасль демонстрирует потрясающий рост), можно полагать, что ситуация с хронической убыточностью отрасли будет ухудшаться и дальше.


Так что зима окажется еще холоднее.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Gloria-7-XP

Да господин Синицкий но у вас и философия.
"Основная причина — в общей пока еще неэффективности российской экономики" с этим тезис вообще трудно спорить - интересно в чей конкретно адрес этот упрек?
"высоких накладных расходах" ну давай те предложите народу (офисному планктону) работать за бутерброд с килькой!
Так что авиакомпаниям ни в коем случае не следовало чрезмерно расширять парк, который будет зимой простаивать и приносить убытки. Им следовало поднять цены.
Что касается регулярных рейсов, то как быть с теми победными докладами о достижение охренительного пассажиропотока? или Вы думаете они были бы такими при высоких ценах. Надо в политике разбираться. На чарторных рейсов поднять цены вообще безумие - остаться на бобах.
Во всяком случаи Ваш совет в здравом смысле никто серьезно не воспринят. Красота рынка в том что не управляем от сиюминутного каприза.
Вы спросите а что делать, а я вам отвечу назовите по пофамильно виновных в неэффективности российской экономики?

Виновные в неэффективности Российской экономики:
Путин В.В., Тимченко, Ротенберги, Ковальчуки, тысячи их.

Цена на товар - баланс спроса и предложения. Если спрос значительно превышает предложение, то логично поднять цены. Поэтому полностью согласен с автором. Тем более при таком высоком спросе компании умудрились выйти в минус (хотя здесь проблема в низкой конкуренции и их низкой эффективности тоже).

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№181 июль-август 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.