Кто контролирует воздушный транспорт?

Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
:: Heathrow

По данным аналитической компании Cirium, впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских воздушных судов, находящихся в лизинге, достигла 50% и скоро их превысит. Свыше 200 лизинговых компаний распоряжаются или владеют более чем 13 тыс. реактивных и турбовинтовых ВС, которые эксплуатируются примерно в 700 авиакомпаниях мира; кроме того, лизингодатели располагают твердыми контрактами еще на 2,5 тыс. ВС.

Всего в мире, по данным на март 2021 г., согласно Cirium, насчитывается 26370 пассажирских ВС, из которых на хранении находится 8442, или 32% общего парка. Этот результат существенно лучше прошлогоднего показателя, когда в разгар пандемии коронавируса было остановлено 63% мирового флота пассажирских ВС.

Пандемический кризис не только обрушил объемы перевозок и нанес воздушному транспорту колоссальные убытки, но и влечет ряд структурных изменений, из-за которых отрасль никогда не станет прежней. К таким изменениям относится и рост парка лизинговых компаний ― хотя эта тенденция наблюдалась уже несколько лет, 2020 г. внес дополнительный вклад за счет роста сделок возвратного лизинга (SLB), когда перевозчики, остро нуждающиеся в наличных средствах, продавали свои самолеты лизинговым компаниям с получением их обратно в лизинг или же просто уступали права собственности в обмен на долги.

Сам лизинговый рынок тоже меняет свою структуру. Хотя в распоряжении большинства лизинговых компаний находится небольшое количество ВС, почти три десятка крупнейших компаний располагают не менее чем 100 ВС. Среди них тоже наблюдается значительное расслоение, но наибольшие изменения должны произойти в результате недавно объявленной мегасделки, в ходе которой AerCap присоединит самолетный лизинговый бизнес GECAS. В результате получится компания, портфель которой превышает 2000 самолетов (и еще около 300 вертолетов). Под ее контролем окажутся парки примерно 250 авиакомпаний мира (почти 36% их численности).

Cirium подсчитал распределение самолетов AerCap/GECAS и подконтрольных в этом смысле авиакомпаний по регионам мира:

Таким образом, можно заключить, что мнение лизинговых компаний, ставших крупнейшими владельцами и заказчиками воздушных судов, становится все более влиятельным как для авиакомпаний, так и для самолетостроителей.

Актуальным вопросам развития ситуации посвящена 14-я международная конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ", которая состоится 15 июня в Москве, в нормальном формате, хотя некоторые иностранные спикеры, вероятно, присоединятся в онлайне. Программа конференции посвящена рассмотрению глобальных тенденций на рынке авиализинга и сценариям развития отрасли, трансформации спроса на ВС, стратегии развития флота и вопросам лизинга авиадвигателей.

В прежние, доковидные времена конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ" прочно вошла в календарь ведущих лизинговых компаний как мероприятие, в котором надо участвовать, потому что там собираются все. Текущая обстановка с постепенным снятием ограничений и хорошие, на фоне общемировых, операционные показали российских авиаперевозчиков говорят, что очередная конференция снова станет событием, где собираются все ведущие лизингодатели и авиакомпании. Будет интересно.

Программу конференции можно посмотреть здесь

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.