Осенний пилотаж
Переход из лета в осень — самый сложный период в гражданской авиации, и это связано не с традицией, а с экономикой воздушного транспорта. В связи с сезонностью авиаперевозок доходы и расходы авиакомпаний меняются циклически, но кривая доходов смещена вперед по фазе и опережает кривую расходов. Поэтому в весенне-летний сезон, при росте пассажиропотока, доходы авиакомпании в каждый момент времени превышают расходы, что создает видимость устойчивого и прибыльного бизнеса. Однако в осенне-зимний сезон ситуация меняется на противоположную — авиакомпания работает с убытком, и очень важно, чтобы накопленных финансовых резервов хватило для его покрытия, в противном случае возникает угроза кассового разрыва, приходится брать новые кредиты, обслуживание которых требует дополнительных расходов, а по мере роста задолженности возможностей перекредитоваться остается все меньше. Именно поэтому банкротства авиакомпаний чаще всего происходят в конце лета и начале осени.
Ситуация текущего года не внушает особого оптимизма. Рост цен на топливо продолжается как минимум с начала 2018-го, к настоящему моменту он составляет около 30%, так что дополнительные расходы на топливо для российских авиаперевозчиков в этом году оцениваются на уровне не менее 50 млрд руб. Переложить их на пассажиров через топливные сборы получится только частично: платежеспособный спрос и так ограничен, а конкуренция пока высока.
Более того, авиакомпании продолжают увлекаться "восстановительным" ростом. Кавычки тут полностью уместны, поскольку рост провозных емкостей на 15% никак не оправдан при среднегодовом росте пассажирооборота менее 10% (в январе было около 15%, в первом полугодии — 11,3%, а к концу года будет еще меньше). Коэффициент коммерческой загрузки пока остается высоким. В пользу авиакомпаний — и это, пожалуй, единственная позитивная роль в общей ситуации — играет макроэкономическая ситуация. ВВП в первом полугодии вырос на 1,6%, а номинальная заработная плата — на 11,2%. Однако продолжающаяся девальвация рубля снижает спрос на МВЛ и валютную выручку авиаперевозчиков, тогда как лизинговые платежи и другие валютные издержки остаются серьезной статьей расходов авиакомпаний. В этой ситуации для сохранения загруженности кресел авиакомпании в большей или меньшей степени дополнительно вынуждены стимулировать спрос за счет своих тарифов.
В результате по итогам I полугодия четыре крупнейших российских сетевых авиаперевозчика ("Аэрофлот", S7 Airlines, "Уральские авиалинии" и UTair) показали суммарное снижение операционной прибыли примерно на 18 млрд руб. В силу конкуренции авиакомпании второго-третьего эшелонов не могут вести независимую ценовую политику. Это означает, что их прибыль тоже снижается, а вероятнее всего, растут убытки, поскольку именно средние по размерам компании наиболее значительно увеличили свои провозные емкости.
В сложившейся ситуации трудно прогнозировать что-то хорошее. Однако и более точные прогнозы становится делать все труднее. Трендом последнего времени стали все более активные запреты на публикацию своих производственных показателей со стороны участников отрасли — авиакомпаний и аэропортов. Финансовую информацию по ряду компаний и раньше найти было трудно или невозможно, но по крайней мере валовые показатели позволяли делать какие-то выводы. Сейчас в таблицах, которые публикует на своем сайте Росавиация, становится все больше звездочек, которые скрывают данные. Мы напрямую столкнулись с этой тенденцией при работе над "Ежегодником АТО" (в нем, кстати, звездочек не так много, так что рекомендую покупать, пока не поздно). Но звездочек становится все больше. Если так будет продолжаться, в статистике останутся одни звездочки, и переход на гужевой транспорт останется незамеченным. По крайней мере, в отчетности.
Разумеется, хочется пожелать отрасли воздушных перевозок успешно преодолеть все трудности. Мы их давно уже преодолеваем, будем продолжать.
Ссылки по теме
Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
- 18.12.2018 Цикличный кризис в нашей гражданской авиации становится уже привычным, но в нынешнем кризисе есть свои особенности
- 20.11.2018 Идея "Аэрофлота" о хабе в Красноярске представляется весьма интересным вариантом, хотя и не лишенным ряда серьезных вызовов
- 22.10.2018 Ситуация в отрасли остается сложной, финансовые риски продолжают расти
- 07.09.2018 Инженеры Boeing искусно адаптируют самолеты к новым рыночным условиям
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Google предполагает, что вам это будет интересно
Календарь ATO Events







- проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
- осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Azimuth Airlines to receive its ninth Superjet 100 in March
- Yakutia Airlines receives another injection from the regional budget
- Moscow’s Vnukovo demonstrated 11.6% traffic growth in January
- Russian companies to create a Superjet 100 corporate charter airline
- New brand and fleet reinvention takes off for Russia’s Nordavia
- Kazakhstan’s Air Astana net profit down 86% in 2018
- Russia’s Azimuth Airlines hopes to double its traffic in 2019
- EASA test team completes the initial session of MC-21 certification flights
- Embraer to provide components back up for Air Astana’s E-190-E2 fleet