Rolls-Royce ссорится с Pratt & Whitney из-за патента

GP7200-100
GP7200-100

30 августа компания Rolls-Royce направила в Федеральный суд США Восточного округа штата Вирджиния обвинение в адрес корпорации United Technologies (UTC), в которую входит компания Pratt & Whitney (P&W). Согласно поступившему заявлению, UTC нарушила патентные права Rolls-Royce на некоторые детали двигателя. В частности, речь идет о стреловидных лопатках вентилятора на двигателе GP7200, производимом альянсом Engine Alliance (в который входят Rolls-Royce и General Electric), и на двигателе PW1000G компании Pratt & Whitney, которая входит в корпорацию UTC. Кроме того, в заявлении подразумевается, что и другие двигатели UTC для гражданской авиации нарушают права Rolls-Royce по этому патенту. Rolls-Royce требует судебного постановления о запрете производства этой ступени двигателя и возмещении убытков. UTC в свою очередь считает иск необоснованным и намеревается защищать свои права. Слушания по делу должны пройти в первой половине 2011 г.
Напомним, что UTC обратилась в патентное ведомство США в конце 90-х гг. с просьбой аннулировать патент Rolls-Royce на стреловидные лопатки вентилятора. В ведомстве корпорацию не поддержали и подтвердили патент Rolls-Royce.
Необходимо отметить, что данный иск выходит далеко за пределы разбирательства о правах на интеллектуальную собственность. Созданный Pratt & Whitney двигатель PW1000G является родоначальником двигателей семейства PurePower с редукторным приводом вентилятора (технология GTF, Geared Turbofan), на которые P&W делает ставку как на перспективные двигатели для гражданской авиации (их уже сейчас планируется устанавливать на канадский Bombardier CSeries, японский Mitsubishi MRJ и российский МС-21). Кроме того, P&W предлагает подобный  двигатель для ремоторизации самолетов семейства A320, официально решение о проведении которой Airbus собирался сделать на авиасалоне в Фарнборо, но пока отложил (проект A320 NEO, New Engine Option). Двигатель-демонстратор PW1000G прошел летные испытания на летающей лаборатории Airbus и получил одобрительное заключение.
Главная интрига, однако, заключается в том, что поставщиками двигателей CFM56 и VK2500 для семейства A320 выступают, соответственно, два производителя: CFM Intermational (совместное предприятие Snecma Moteurs и General Electric) и International Aero Engines (ключевую роль в этом альянсе играют Rolls-Royce и Pratt & Whitney). И Airbus вполне отчетливо дал понять, что предпочел бы видеть этих же самых поставщиков и для A320 NEO, поскольку эксплуатанты обоих типов двигателей уже привыкли к отработанным схемам послепродажной поддержки. Но если участники CFM Intermational в полном согласии между собой работают над проектом Leap-X по глубокой модернизации CFM56, то Rolls-Royce и Pratt & Whitney имеют разные взгляды относительно перспективного направления развития: P&W отстаивает свою технологию редукторного привода вентилятора GTF, тогда как Rolls-Royce предпочитает трехвальную схему, а в перспективе — открытый ротор.
Нынешний судебный иск показывает, насколько далеки от согласия ключевые участники International Aero Engines. Запрет на производство вентилятора со стреловидными лопатками, на котором настаивает Rolls-Royce, едва ли сможет полностью похоронить программу GTF, но отбросит ее существенно назад. А может, этот иск направлен как раз на то, чтобы стороны постарались найти общий язык в рамках альянса — P&W, обладая ключевой, по ее мнению, технологией GTF, явно претендует на лидирующую позицию в International Aero Engines, но Rolls-Royce дает понять, что без патента на стреловидные лопатки никак не обойтись и договариваться все равно придется.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.