Удивительные результаты

Пассажирские самолеты в аэропорту Внуково
За I квартал пассажирооборот российских авиакомпаний вырос на 23,9%, почти до 49,9 млрд пкм :: Леонид Фаерберг // transport-photo.com

Oтрасль воздушных перевозок пока продолжает радовать своей устойчивостью. Производственные показатели российской гражданской авиации за первые три месяца 2017 г. выглядят весьма (если не сказать, слишком) оптимистично.

За I квартал пассажирооборот вырос на 23,9%, почти до 49,9 млрд пкм, перевозки пассажиров — на 19,4%, до 19,7 млн чел. Особенная активность наблюдается на международных воздушных линиях (МВЛ) — пассажирооборот вырос на 32,8%, почти до 28,7 млрд пкм, тогда как на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) рост составил 13,6%, до 21,2 млрд пкм. Такая же ситуация с объемом пассажирских перевозок: на МВЛ перевезено 7,5 млн пасс., что на 30,1% больше показателя за I квартал 2016 г., на ВВЛ — 12,2 млн пасс., на 13,6% больше.

Отметим, что при этом качественные показатели, по которым можно хотя бы косвенно судить об экономике перевозок, тоже выглядят неплохо. Почти на 4% увеличилась условная средняя дистанция перевозки (отношение пассажирооборота к количеству перевезенных пассажиров), причем именно за счет МВЛ, поскольку на ВВЛ эта величина осталась неизменной. Рост показателя говорит об увеличении спроса на дальнемагистральные международные полеты, традиционно отличающиеся высокой доходностью.

Коэффициент занятости пассажирских кресел возрос на 2,7 п. п. и составил 78,6%, причем на МВЛ рост достиг целых 5 п. п. (до 82,7%). И это в I квартале, когда спрос относительно невелик. Можно было бы ожидать, что при сохранении текущих провозных емкостей и тарифов (важны оба фактора одновременно) загрузка в высокий летний сезон приблизилась бы к 100%. Высокая загрузка тоже говорит об увеличении доходов авиакомпаний.

Разумеется, столь прекрасные результаты порождают два вопроса: откуда они взялись и чего ждать дальше? Помнится, предыдущий период двузначных темпов роста закончился полномасштабным кризисом в отрасли, который в конечном итоге привел к уходу с рынка второго по размерам российского авиаперевозчика — авиакомпании "Трансаэро". Предупреждая о возможном кризисе, мы писали о том, что для столь быстрого роста нет никаких фундаментальных причин, он происходит в результате сочетания нескольких конъюнктурных факторов и неминуемо должен быстро закончиться, оставив авиакомпании с избытком провозных емкостей.

Приходится констатировать, что для нынешнего роста тоже нет фундаментальных причин. Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 2017 г. на уровне 1,7–2,0% и в диапазоне 1,5–3,0% в последующие годы. Очевидно, что при такой ситуации в экономике трудно ждать двузначных темпов роста авиаперевозок. На результатах I квартала сказалось сочетание нескольких факторов, прежде всего — относительная стабилизация курса валюты, которая привела к реализации отложенного спроса на МВЛ. К этому добавился эффект пониженной (хотя и не сильно) базы I квартала 2016 г., когда еще не были полностью компенсированы последствия ухода "Трансаэро". Сказалось и частичное возо­бновление туристических перевозок в Турцию. Кроме того, льгота по снижению ставки НДС на ВВЛ с 18 до 10% позволила авиакомпаниям сэкономить около 38 млрд руб. Еще отрасль повышает свою эффективность — в 2016 г. по сравнению с 2013 г. количество ВС у коммерческих эксплуатантов сократилось с 1212 до 1032, при этом число пассажиров увеличилось на 4,7%, а среднемесячный налет возрос с 247 до 272 ч в месяц.

На этой радостной ноте хотелось бы остановиться, но нельзя. Гражданская авиация сделала и делает многое, что в ее силах, но не все от нее зависит. Среди тревожных факторов этого года можно выделить неопределенную ситуацию со сниженным НДС и таможенными льготами на ВС — формально эти льготы истекают в конце 2017 г. Нет особой радости и в макроэкономической ситуации. Как сообщила на международной конференции "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ" руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова, потенциальный рост экономики в России пока оценивается на уровне нуля, курс доллара на конец 2017 г. прогнозируется около 65 руб./долл. Приоритетом экономической госполитики остается сдерживание бюджетных рисков, но в условиях, когда до 70% бюджетных расходов неснижаемы, правительство будет вынуждено повысить подоходный налог. Для поддержания роста будут использованы ресурсы среднего класса. А сжатие доходов населения, очевидно, может привести к снижению спроса на авиаперевозки.

Ухудшение ситуации в гражданской авиации неминуемо послужит стимулом для дальнейшей консолидации в отрасли, из-за чего она будет все сильнее отдаляться от рыночных условий, — как, впрочем, и вся российская экономика.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№180 июнь 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.