Уход на второй круг

Ту-134
Tu-134 / Fyodor Borisov :: Transport-Photo.com

5 июля состоялось заседание Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов (МВК), на котором обсуждалось внесение изменений в Правила подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации РФ. В частности, как сказано в официальном сообщении Минтранса, предлагается изменить норму, вводящую запрет на продолжение захода на посадку при значениях переданной метеорологической видимости ниже эксплуатационного минимума аэродрома, даже при установленном надежном визуальном контакте с наземными ориентирами на высоте не ниже принятия решения.

Ссылки по теме

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Синицкий

По результатам участия в заседании МВК предлагаем учесть наше мнение по содержанию пункта 3.89 ФАП-128 как обоснованного, правильно сформулированного и не требующего внесения каких-либо поправок.

Генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Сибирь" Владимир Объедков

Аватар пользователя Алексей Синицкий

По результатам обсуждения в ходе проведенного 05.07.11 г. заседания МВК считаем изменение п.3.89 ФАП-128 нецелесообразным.

Заместитель директора ДПП по летно-техническим стандартам Игорь Бурыкин

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Летная служба ОАО "АК Якутия" абсолютно разделяет позицию авиакомпаний по поводу оценки формулировки п. 3.89 ФАП-128. Формулировка пункта 3.89 в части возможности продолжения посадки при установленном надежном визуальном контакте с наземными ориентирами с высоты не ниже высоты принятия решения, вне зависимости от значений переданной метеорологической видимости, является правильной и однозначной. Ответственность за правильность применения п.3. 89 возлагается на командира ВС как требованиями тех же Правил (ФАП-128), так и требованиями Воздушного кодекса РФ.

Летный директор Коваленко Ю. А.

Аватар пользователя Алексей Синицкий

ОАО "Оренбургские авиалинии" поддерживает мнение КЛС авиакомпаний о правильности содержания пункта 3.89 ФАП-128 и о том, что сообщения органов ОрВД не соответствуют критериям нарушения эксплуатационного минимума аэродрома (должностными обязанностями диспетчеров ОрВД не предусмотрен контроль соблюдения эксплуатационных минимумов аэродромов экипажами ВС).

Заместитель генерального директора — Директор летного комплекса В. Г. Романов

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Командно-летный состав авиакомпании "Донавиа" полностью разделяет и присоединяется к мнению командно-летного состава авиакомпаний "Аэрофлот — российские авиалинии", "Сибирь", "Трансаэро" в части правильности формулировки пункта 3.89 ФАП-128 в части возможности продолжения посадки при установленном надежном визуальном контакте с наземными ориентирами с высоты не ниже высоты принятия решения вне зависимости от значений переданной метеорологической видимости, которые в случае рассматриваемых авиационных происшествий не соответствовали фактической погоде.

Современные тренажёры Боинга и Аэрбаса дают возможность максимально точно смоделировать ситуации СМУ и оттренировать экипажи и их действия при данных условиях.

Зам.Ком.А.О. Усов.С.М.

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Мы поддерживаем коллег из летных служб в их мнении, что пункт 3.89 ФАП-128 не является отправной точкой всех нарушений в категории CFIT, а все события относительно нарушения метеоминимумов в большинстве случаев связаны с незнанием или неправильным толкованием положений действующих документов со стороны диспетчеров ОрВД.

Заместитель гендиректора по организации летной работы ЗАО "Нордавиа-РА"
Владимир Симонов

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Считаем, что изменение пункта 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" не приведет к увеличению безопасности в части, касающейся принятия решения о продолжении или прекращении захода на посадку и выполнении посадки.

Предлагаем пункт 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" дополнить следующим:
"Уход на второй круг должен расцениваться как грамотное решение командира воздушного судна.
Ни одно должностное лицо не вправе оспаривать решение командира воздушного судна об уходе на второй круг, тем более применять к нему за это меры административного воздействия".

Заместитель Генерального директора - руководитель Летного департамента Г. В. Баринов
Директор Директората летных стандартов И. А. Мусировский
И. О. Начальника ЛМО А. А. Шевелев

Аватар пользователя Алексей Синицкий

После анализа информации об итогах состоявшегося 5 июля заседания Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов сообщаю, что авиакомпания "Волга-Днепр" выступает против введения запрета на продолжение захода на посадку при значениях переданной метеорологической видимости ниже эксплуатационного минимума аэродрома, даже при установленном надежном визуальном контакте с наземными ориентирами на высоте не ниже принятия решения.

Действующая норма (Если после пролета высоты начала конечного этапа захода на посадку получено значение метеорологической видимости или RVR ниже эксплуатационного минимума для посадки, заход на посадку может продолжаться до DA/H или MDA/H. В этом случае, при условии, что до достижения DA/H или MDA/H, КВС установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами, КВС имеет право произвести снижение ниже DA/H или MDA/H и выполнить посадку)полностью соответствует мировой практике (Doc8168 "Производство полетов воздушных судов", том 1, п.1.7.2.6).

Однозначно поддерживаем позицию других авиакомпаний по поводу нецелесообразности введения ограничений в пункт 3.89 ФАП-128.

Предлагаем уточнение формулировки: слова "установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами" заменить на "установлен необходимый визуальный контакт с ВПП и (или) ее ориентирами (огни подхода, входные огни, порог ВПП и др.).

Вице-президент по производству авиакомпания "Волга-Днепр" А. А. Сидорин

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Нынешняя формулировка пункта 3.89 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ" (если до достижения DA/H или MDA/H командиром ВС установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами, он имеет право произвести снижение ниже DA/H или MDA/H и выполнить посадку) полностью соответствует международной практике, нашедшей свое отражение в воздушном законодательстве международных авиационных организаций и государств.

 

Предлагаемые изменения п. 3.89 ФАП "Производство и выполнение полетов в ГА РФ" с возвратом к нормам НПП ГА-85, предусматривающим для экипажа ВС обязательный уход на второй круг при получении сообщения от службы УВД о фактических условиях посадки ниже значения эксплуатационного минимума, даже если установлен надежный визуальный контакт с наземными ориентирами, являются нецелесообразными по следующим причинам:

— Они не повлияют на улучшение безопасности полетов и снижение аварийности по причинам CFIT. Статистика комитета ИКАО по проблемам CFIT за 20-летний период показывает, что РФ и государства Восточной Европы были наиболее проблемными регионами мира по авиапроисшествиям по этой причине, несмотря на то, что действовали нормы НПП ГА-85.

Кроме того, на современных самолетах установлены навигационные системы, позволяющие совершить автоматический заход на посадку по неточным системам, и все они должны быть оборудованы системой E-GPWS с функцией оценки рельефа местности в направлении полета в соответствии с Приложением №6 п. 6.15 к конвенции ИКАО.

— Внедрение данной нормы в эксплуатационную практику российских эксплуатантов приведет к ухудшению конкурентоспособности на внешнем рынке, так как в условиях захода по предельным значениям эксплуатационных минимумов наши экипажи будут вынуждены уходить на запасной аэродром, в то время как зарубежные будут выполнять заход на посадку.

На основании вышеизложенного предлагаем оставить п.3.89 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ" без изменений.

С уважением,

Директор ЛС А.И. Заляутдинов

Командно-лётный состав ОАО АК "Уральские авиалинии"считает внесение изменений в п3.89 ФАП 128 нецелесообразным т.к. он соответствует международным требованиям и документам.В большинстве случаев факты нарушения эксплуатационного минимума связаны с неправильным пониманием диспетчеров службы ОрВД,которые берут за основу минимум аэропорта,опубликованный в АНПА и расчитанный по старой методике,считая его государственным, а не минимум авиакомпании. Всецело разделяем точку зрения колег по поводу п 3.89.

Лётный директор АК Космаков И.Ф.

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Считаем содержание п. 3.89 ФАП-128 правильно сформулированным, но по нашему мнению его необходимо дополнить следующими абзацами:

1) решение КВС на прекращение захода на посадку расценивать как грамотное. Ни одно должностное лицо не вправе оспаривать решение КВС об уходе на второй круг;

2) пунктом 221 из ФАП-136, тем самым, подчеркнув ответственность КВС  за безопасный исход полета и важность оказания помощи  службами ОВД  и аэропорта экипажу ВС.

Заместитель Генерального директора по ОЛР Петренко В.А.

Аватар пользователя Алексей Сапожников

Существующие на сегодня критерии ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ" позволяют авиакомпаниям устанавливать в сторону ужесточения любые требования по принятию решений на выполнение захода на посадку, посадки и взлета в сложных метеоусловиях.

Изменение п. 3.89 ФАП - 128 не приведет по нашему мнению к ожидаемому улучшению безопасности полетов и снижения аварийности по причинам CFIT.

Заместитель Генерального Директора по организации летной работы И. В. Шишов

Имеющаяся на сегодня формулировка п.3.89, определяющего правила принятия решения о продолжении или прекращении снижения ниже ВПР в полной мере соответствует международной практике (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, п.п.4.4.1.2, 4.4.1.3) и, впервые в практике СССР и России, правильно расставляет акценты: кто за что отвечает и на основании чего принимает решения. Только факт наличия или отсутствия визуального контакта пилота с ориентирами ВПП может являться поводом для принятия или непринятия решения о продолжении полета ниже ВПР для производства посадки. Приборам, измеряющим видимость (вертикальную видимость) как и любым другим, присущи инструментальные и, самое главное, методические погрешности, а принятие решения на продолжения захода на посадку и посадку самолета, в конечном счете, выполняет пилот. Опыт летной работы имеет много примеров, когда инструментально измеренная видимость (вертикальная видимость) не соответствовала тому, что наблюдал человек. То есть, инструментально полученные параметры хоть и считаются объективными, но не должны быть определяющими для принятия решения пилотом.
Ссылки в дискуссии о целесообразности изменений п.3.89 ФАП-128 на случившиеся АП при заходах на посадку в сложных метеоусловиях (Ту-134 – Самара, Ту-204 – Домодедово, Ту-154 – Смоленск, Ан-24 – Игарка, Ту-134 – Бесовец) не справедливы, т.к. все они являются следствием невыполнения предписанных процедур. Следовательно, нужно проводить работу на исключение любых отступлений, нарушений установленных норм, а не подстраивать нормы под нарушителя.
Приказом Минтранса от 22.11.2010г. №263 в ФАП-128 внесено существенное дополнение в виде новой редакции п.5.18. Ограничения на применение "самых низших эксплуатационных минимумов для посадки", сформулированные в этом пункте, являются ни чем иным, как барьером для снижения уровня риска наступления негативных последствий при производстве посадки.
Последовательность допуска командира ВС (программа подготовки летного состава) к полетам по все более низким минимумам для посадки в зависимости от опыта и фактических навыков – это также способ снижения выше указанных рисков.
В первом абзаце п.3.89 продекларирована норма запрещающая продолжение захода на посадку, если получена информация о видимости менее минимума на высоте выше высоты конечного этапа захода на посадку (Нтвг), т.е. установлен еще один барьер снижения уровня риска.
Очевидна необходимость продолжения работы направленной на повышение уровня профессиональной подготовки пилотов (теоретической, тренажерной – особый акцент на умение выполнять процедуру ухода на "второй круг", принятие решения о продолжении снижения ниже ВПР для выполнения посадки или об уходе на "второй круг"). Авиакомпания обязана обеспечить необходимую подготовку специалистов и вправе самостоятельно устанавливать дополнительные ограничения, в том числе, по правилам поведения при выполнении захода на посадку.

Заместитель генерального директора -
летный директор А.И.Стефанюк

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.