Главные события февраля 2008. Мнение эксперта

Первые две недели февраля оказались богатыми на события, которые могут оказаться важными для будущего российской гражданской авиации, только что отметившей свое 85-летие.
По некоторым сообщениям, Министерство транспорта запустило на согласование проект "Положение о порядке допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов". Давно ожидаемый документ вызвал разочарование большинства участников рынка. Определяя — на уровне "микроменеджмента" — ряд второстепенных деталей, "Положение" не содержит ответа на главный вопрос (на который, собственно, по Распоряжению правительства от 23.06.2007 № 397 оно и призвано ответить): каким образом быстро растущие (в том числе и в своих международных амбициях) российские авиакомпании первой десятки получат реальный доступ к еще более быстро растущему рынку международных перевозок между Россией и остальным миром. Более того, многие отраслевые юристы считают, что этот документ имеет мало шансов на прохождение, так как он во многих своих положениях противоречит действующему законодательству.
Выступая 31 января на организованной инвестиционным банком "Тройка Диалог" конференции, знаменитый британский предприниматель Ричард Брэнсон сообщил, что рассматривает возможность организации в России "дешевой" авиакомпании. Три российские авиакомпании назывались в этом контексте в качестве потенциальных партнеров, включая действующую авиакомпанию "Скай Экспресс" и по-прежнему находящийся в процессе разработки проект A1.
В понедельник 4 февраля стало известно о новой инициативе по устранению запретительных пошлин на ввоз гражданских среднемагистральных самолетов западного производства. На этот раз инициатива пришла из Минпромэнерго — министерства, которое и "пролоббировало" в середине 90-х принятие этих пошлин, которые вместе с весьма спорным НДС привели к тому, что большинство российских авиакомпаний оказались неконкурентоспособными в смысле оснащенности современной техникой, а авиационная промышленность получила прекрасную возможность продолжать принятый ранее темп деятельности. В конце прошлого года правительство снизило до 10% пошлины на бизнес-джеты и убрало полностью пошлины на тяжелые пассажирские корабли вместимостью более 300 мест. Сегодня российские авиакомпании эксплуатируют 236 ВС различных типов западного производства; 272 твердых заказа размещено до 2012 года. В новой инициативе смущает одно обстоятельство: экзотическая схема поставок, детали которой пока неизвестны.
Выступая на экономическом форуме в Краснодаре, первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев отметил, что российский бизнес должен настойчивее приобретать активы за рубежом, как это делают наши китайские коллеги, пользуясь финансово-экономическим кризисом на Западе. Чем ответит российский воздушный транспорт на призыв высокого руководителя, который, возможно, скоро станет президентом России?
Слухи о скорой ликвидации Минэкономразвития, главной движущей силы многих макроэкономических проектов — в частности, вступления России в ВТО — циркулируют в Москве с новой силой на волне заявлений официальных лиц о том, что таких планов не существует "по крайней мере до президентских выборов". В прессу попали сведения о том, что в списке кандидатов в совет директоров "Аэрофлота" представители МЭРТ отсутствуют. На месте замминистра МЭРТ Андрея Шаронова — глава Ростуризма Владимир Стржалковский.
"Аэрофлот" и ГТК "Россия" объявили о масштабном код-шеринговом соглашении, покрывающем рынки воздушного сообщения между Питером и Москвой и Питером и Германией. Этот шаг может означать начало движения к более глубокому партнерству — либо в рамках альянса SkyTeam, либо в ходе обмена/передачи госпакетов акций авиакомпаний, проекта, который активно обсуждался в прошлом году. В любом случае северо-западный рынок, на котором прочно обосновались крупнейшие российские международные перевозчики, радикально меняет свою конфигурацию.

Блог Бориса Рыбака

Ведущий блога - авиационный консультант, директор консалтинговой фирмы "Инфомост.Ком" Борис Рыбак.

  • 14.09.2015 Сегодня никто не знает, каким образом рассчитаться с задолженностью "Трансаэро", не нанеся при этом серьезного ущерба российской гражданской авиации и стране в целом.
  • 08.04.2014 Инициативы ФАС грозят серьезными убытками авиакомпаниям.
  • 23.09.2009 Внезапно цены на билеты стали основной темой СМИ в отношении воздушного транспорта. По-видимому, этому способствовало затеянное расследование ФАС; может быть, это просто естественный общественный интерес к тому, что волнует многих. Много разговоров о топливной составляющей. Однако это всего лишь один, пусть и весьма существенный, фактор. О других говорят мало, но их влияние от этого меньше не становится.
  • 10.09.2009 Объявленные ФАВТ результаты деятельности российского воздушного транспорта дают обильную пищу для размышлений. Честно говоря, радоваться особенно нечему.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№198, апрель 2019

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.