Неуместная катастрофа

An-148
An-148

Смерть никогда не бывает уместной и своевременной вне зависимости от того, относится это к человеку или, образно, к самолету. Но для катастрофы самолета Ан-148-100 (бортовой номер 61708), произошедшей 5 марта в Белгородской области, слова "неуместная" и "несвоевременная" подходят больше всего. Я не буду разбираться в причинах случившегося в ходе учебного полета этого самолета -- для этого будет создана комиссия Минпромторга России, которая должна профессионально выявить и официально объявить, что привело к потере воздушного судна и гибели 6 человек экипажа.
Очевидно, что данная катастрофа, произошедшая с только что построенным самолетом, прошедшим в феврале летные испытания, может иметь самые серьезные последствия для программы регионального самолета Ан-148 в целом. Потерянный самолет был первым ВС модификации Ан-148-100Е, которая отличалась от выпускаемых ранее на воронежском ВАСО Ан-148-100В увеличенной на 900 км дальностью полета (4400 км) за счет установки дополнительных топливных баков.
Во-вторых, этот самолет сделан по контракту с первым зарубежным заказчиком. Он предназначался для поставки в Мьянму по контракту на 2 воздушных судна, подписанному Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) с правительством этой страны в 2010 г., и предназначался, по некоторым данным, для местных военных. Второй самолет по этому контакту (бортовой номер 61707) уже собран и находится в ВАСО  (Воронежское акционерное самолетостроительное общество). До этого воронежский завод выпускал Ан-148 исключительно для российских заказчиков. В 2009–2010 гг. он поставил 6 Ан-148-100В для ГТК "Россия". Имеющиеся в портфеле ОАК заказы (кстати, все на новую модификацию — Ан-148-100Е) только российские: 10 самолетов для зарегистрированной в Воронеже авиакомпании "Полет" и два  -- для российского МЧС.
Вопрос теперь в том, сможет ли ОАК сохранить доверие немногочисленных имеющихся и множества потенциальных заказчиков к этому региональному самолету. Наверное, многие помнят историю младшего брата Ан-148 -- Ан-140, которому десять лет назад прочили неплохие перспективы. Первым иностранным заказчиком этого типа стала авиакомпания Azerbaijan Hava Yollari. Однако после катастрофы одного из полученных Ан-140 в 2004 г. азербайджанский перевозчик быстро переориентировался на европейские региональные самолеты ATR. Предположу, что катастрофы Ан-140 в Иране в 2002 и 2009 г. были одной из причин задержки с началом лицензионного производства Ан-140 в этой стране.
Очевидно, что как минимум до официального выяснения причин катастрофы бирманского Ан-148 "Полет" не захочет получать свои самолеты. Совершенно неочевидно, захочет ли получить оставшийся самолет Мьянма. А это значит, что ВАСО, где работает более 8 тыс. чел., по сути, будет остановлено. Как ни парадоксально это звучит, но четыре Ан-148, выпущенные заводом в прошлом году, составили более половины всех гражданских воздушных судов, поставленных ОАК. Конечно, у ОАК есть и другие точки роста, но потерять перспективную программу, только что вошедшую в стадию серийного производства, будет обидно. Так что перед ОАК и российскими авиационными властями стоит непростая задача профессионально провести расследование катастрофы Ан-148 и убедить заказчиков, что произошедшее не отразится на качестве и надежности самолетов, которые они ожидают. Рискну предположить, что списанием произошедшего только на человеческий фактор здесь не обойдется.

Ведущий блога - управляющий директор "А.Б.Е. Медиа" Максим Пядушкин

Комментарии

А этого и следовало ожидать... Хорошо хоть без пассажиров. Решение о запуске в серийное производство сырой, не доведённой до сертификации машины принималось в угоду политической коньюктуре и не технически, и не экономически не было обосновано. Я думаю со временем разберутся, кому нужно было угробить сертифицированный по международным стандартам Ту-334, а вместе с ним и Туполевское КБ, и важнейший для обороны страны Туполевский Казанский завод...
А пока пожинаем плоды тех поспешных, а может и не очень поспешных, а хорошо продуманных и просчитанных, только вот в чью пользу (?) решений. Нет у наших перевозчиков сейчас машины такого класса. Нет. И не будет. А КБ Туполевское и завод Казанский на ладан дышат. Загнутся они, кто ТУ-160 модернизировать будет? И про ПАК ДА можно забыть. Кто сделает? "Сухой"? (ой, только не надо здесь про "Сотку" рассказывать). Им бы с ПАК ФА разобраться.

Аватар пользователя Фёдор Борисов

"(ой, только не надо здесь про "Сотку" рассказывать)."

Любопытно - почему? Ведь речь идёт о прямом конкуренте Ан-148, причём находяшемся в стадии передачи самолётов заказчикам. Так про "не будет" - это несколько опрометчивое заявление.

Уважаемый Максим Пядушкин!
Позвольте узнать - что Вы хотели сказать вашей статьей?
Итак всем понятно, что крушение самолета ударяет по программе данного типа и т.д...
Зачем раскачивать ситуацию?
АТО очень профессиональный уважаемый журнал, не бросайте на него тень пустыми статьями, да еще с искаженной информации.

И еще - учите матчасть! на Ан-148-100Е - нет никаких дополнительных баков!
Они абсолютно идентичны с Ан-148-100В (дело в некоторых "регулировках")

С уважением!

Аватар пользователя vlaboy68

Действительно учите мат.часть,я работаю на Ан-148 с момента прихода самолёта в авиакомпанию "РОССИЯ". Самолёт перспективный,очень удобный в эксплуатации,и чем быстрей будут прислушиваться и реализовывать наши предложения разработчики систем самолёта ,то и самолёт будет очень надёжным и конкурентным! В наше время осваивать новый отечественный самолёт, тем более с нуля очень тяжело,но мы стараемся и могу откровенно сказать у нас это получается!

Правильно написал товарищ под логином "Ан-148"!
Видно, что человек находится в конретном деле и переживает за российкую технику.
А вам жур.....ги хочется сказать! Надоел ваш склочный политес, в котором тонут реальные проблемы нашего авиапрома.Прислушайтесь к тем, кто посвящает свою жизнь авиации...
к тем кто работает непосредственно с техникой!!!
Да сейчас трудно, на международном рынке завал конкурентных предложений, мы в хвосте и похоже, что правительство не понимает серьезности всей проблемы, которая нависла над сектором пассажирских самолетов в России ( а может быть и над всем авиапромом). Так, ПОЖАЛУЙСТА, хотя-бы добрым словом поддержите те небольшие (реальные) победы российских производителей...не судите со стороны!Не склочничайте!участвуйте в процессе! ПОМОГАЙТЕ!!!

PS ...и не пишите про то, чего не знаете, или имеете поверхностное представление - это наносит непоправимый вред АВИАЦИИ РОССИИ!

Аватар пользователя Максим Пядушкин

Вместо того, чтобы огульно обвинять "жур....г", почитайте внимательно наш сайт и журнал - реальные победы российских производителей мы всегда поддерживаем. А если мое мнение не совпадает с Вашим, это вовсе не означает "склочного политеса" (кстати, это что?). Этот материал размещен в разделе "Блоги", что позволяет автору высказывать свое мнение.

Согласен, что я не авиаконструктор и не авиатехник, так я не и не советую, как делать самолеты, а матчать учим потихоньку )). Реальные проблемы авиапрома всегда готовы обсуждать, предлагайте темы.

Аватар пользователя Фёдор Борисов

Мне кажется, что автор статьи как раз и переживает за российскую авиацию. Причём его переживания лежат во вполне практичной плоскости - если расследование будет объективным и даст ответы на вопросы, как исправить ситуацию - у машины есть будущее. Если виноватыми станут погибшие бирманские пилоты и никаких внятных ответов на вопросы - "почему случилось?" и "что исправлять?" не будет - убедить потенциальных заказчиков будет очень проблематично. Вот что следует из статьи.

Я не очень понял, о каких победах пишет уважаемый slaart. Новый самолёт развалился в воздухе. Это огромная проблема, а не победа. Что Вы предлагаете? Отраслевому изданию вообще ничего не писать про это? Ограничиться лозунгами и реляциями?

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.