Роспотребнадзор обнулил надежды на быстрое восстановление внутренних авиаперевозок

Машины медицинской помощи в аэропорту Пулково
Роспотребнадзор установил лимит на загрузку самолетов, полагая, что это может снизить распространение новой коронавирусной инфекции :: Марина Лысцева

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выпустила рекомендации по недопущению распространения инфекции в сфере воздушного транспорта.

Согласно им, количество пассажиров в самолете не должно превышать 50% от общего количества посадочных мест. На этапе регистрации на рейс необходимо исключать рассадку пассажиров на посадочные места, расположенные в непосредственной близости друг к другу, в том числе относительно одного ряда впереди и одного ряда позади посадочного места.

Но на мой взгляд, без своевременной и полноценной господдержки внедрение рекомендаций Роспотребнадзора по социальному дистанцированию в самолетах ускорит процесс вхождения российских авиакомпаний в предбанкротное состояние.

Рекомендации (читай: требования) Роспотребнадзора практически невозможно отменить. Да и кто будет брать на себя ответственность подвергать сомнению обоснованность государственных мер по социальному дистанцированию, призванных минимизировать риск распространения инфекции в самолетах?

Усилия авиационного лобби в текущих условиях кажутся бессмысленными. Например, высказанное предостережение министром транспорта Евгением Дитрихом (возглавляет совет директоров ПАО "Аэрофлот") о нецелесообразности социального дистанцирования при рассадке пассажиров в самолетах, которое приведет к росту стоимости авиабилетов до 70 тыс. руб., не остановило Роспотребнадзор.

Соответственно, какими бы ни были экономические последствия от реализации предписанных рекомендаций, авиакомпании будут вынуждены какое-то время регулировать загрузку пассажирских самолетов на внутренних рейсах в пределах 50%.

Разумеется, все авиакомпании прибегнут к повышению стоимости авиабилетов. Если только государство не возьмет на себя обязательство компенсировать недополученные доходы авиаперевозчиков. А такое дорогостоящее обязательство на себя государство вряд ли возьмет.

Практически не представляется возможным сейчас с высокой степенью точности подсчитать, какой процент загрузки пассажирских кресел был бы у авиакомпаний до практического внедрения требования "загрузка не более 50%" и, соответственно, каких доходов в связи с этим недосчитаются авиаперевозчики.

Альтернативой этому может выступить полное или частичное (2/3; 50%/50%) субсидирование государством затрат авиакомпаний, связанных непосредственно с выполнением внутренних пассажирских рейсов. Но даже такая мера обойдется государству в круглую сумму, что снижает вероятность оказания государством существенной (необходимой) поддержки авиакомпаниям.

Очевидно, что потребность в господдержке у российских авиакомпаний многократно возрастет.

Тем не менее применение требования "загрузка не более 50%" в разной степени повлияет на экономическую составляющую российских авиакомпаний. Не факт, что спрос на внутренние авиаперевозки, сильно пострадавший от ограничений в ответ на пандемию и еще не скорректированный на величину влияния этой рекомендации Роспотребнадзора, сможет позволить всем авиакомпаниям с начала летнего сезона заполнить самолеты выше 50%.

Очевидно, что те авиакомпании, которые в целях стимулирования спроса на авиаперевозки недавно запустили распродажи авиабилетов на июнь по достаточно низким ценам, претендуют на загрузку кресел выше 50%.

Такие авиакомпании пострадают больше других, если временной период регулирования загрузки кресел затронет первый летний месяц, чего я не стал бы исключать.

В то же время для тех авиакомпаний, бизнес-модель которых не предусматривает ценовое стимулирование спроса, в нынешних условиях загрузка в 50%, возможно, выглядит недостижимым показателем.

Но за господдержкой вынужденно обратятся практически все авиакомпании. Для многих она станет недостаточной, а для некоторых — может сыграть роль спасательного круга.

Новые рекомендации Роспотребнадзора в течение первого этапа снятия ограничений приведут к высоким ценам на авиабилеты и существенно снизят и без того просевший спрос на авиаперевозки. В таких условиях для одних авиакомпаний целесообразнее оставаться на земле, выполнять только грузовые авиаперевозки, а для других оптимальным выходом из ситуации может стать процедура банкротства.

Максим Талавринов, обозреватель ATO.ru

Ведущий блога — обозреватель ATO.ru Максим Талавринов

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.