Авиакомпании против продаж

Ticket sales
Ticket sales

Пока в России пассажиры ожидали вылета своих рейсов, а аэропорты и авиакомпании вместе с чиновниками искали ответственных за непогоду, блэкаут и задержки рейсов, в США набирала обороты война между одним из крупнейших перевозчиков — American Airlines — и глобальными дистрибутивными системами. Конфликт продолжается до сих пор, постепенно в него вовлекается все большее число участников. Если American Airlines удастся выйти победителем, это внесет кардинальные изменения в работу авиационного рынка.
Начало истории в ноябре положил спор American Airlines и онлайнового трэвел-агентства Orbitz:  перевозчик потребовал для дальнейшего предоставления данных для продажи авиабилетов заключить контракт на новых условиях. American Airlines разработала систему прямого соединения (Direct Connect), которая позволяет онлайн-агентствам напрямую брать данные по тарифам и пр. из системы перевозчика, а не обращаться для этого в глобальные дистрибутивные системы (GDS). Авиакомпании это позволит сократить расходы, поскольку за продажу каждого сегмента через GDS перевозчики платят определенную сумму самой глобальной дистрибутивной системе. Однако проблема в том, что материнская компания Orbitz — Travelport — также владеет двумя GDS: Galileo и Worldspan. Соответственно, Orbitz выступает на стороне глобальных дистрибутивных систем за сохранение традиционной схемы работы. Агентство объясняет необходимость работы через GDS тем, что такая схема позволяет предоставить путешественнику возможность сравнить предложения различных авиакомпаний на одном и том же маршруте. Соглашение по новым условиям контракта между American Airlines и Orbitz не было достигнуто, и в конце декабря перевозчик в суде добился изъятия своих данных из базы агентства.
За Orbitz вступился один из его конкурентов — онлайн-агентство Expedia, которое самостоятельно в конце года убрало из продажи билеты American Airlines. При запросах на многие направления появляются предложения конкурентов American Airlines, в частности авиакомпании United. В начале января против политики American Airlines выступила одна из крупнейших мировых GDS — Sabre. Отметим, что именно American Airlines много лет назад положила начало созданию Sabre, перевозчик сформировал собственную дистрибутивную систему, а впоследствии дочерняя структура стала самостоятельной компанией. Sabre по примеру Expedia заявила о том, что будет скрывать в системе данные American Airlines и предоставлять путешественникам и агентам информацию от других перевозчиков. "Сокрытие" тарифов началось 5 января. Однако 11 января American Airlines в суде удалось добиться отмены данного решения. Конфликт губителен для всех сторон: у каждого из участников конфликта сокращаются продажи. Однако пока не ясно, для какой из компаний он окажется настолько существенным, что заставит отказаться от своей тактики.
Спор о том, выживут ли GDS, а также офлайновые трэвел-агентства, специализирующиеся на продаже авиабилетов, начался вместе с активным развитием Интернета и переходом перевозчиков на электронный авиабилет. Авиакомпаниям стало проще продавать билеты путешественникам во многих странах мира с помощью собственных интернет-сайтов. Однако до сих пор значительное количество туристов обращается в офлайн-агентства, чтобы получить помощь в оформлении билетов. Исход спора между American и дистрибутивными системами может положить начало кардинальным изменениям на рынке авиаперевозок, однако они произойдут, если перевозчику удастся выиграть.

Блог ведет зам. главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Полина Зверева.

Комментарии

В недалёком прошлом, наш уважаемый Аэрофлот попытался отозвать комиссию у ТКП. Отозвал. А через пару месяцев вернул, да ещё и с последующим подъёмом. Это, конечно, не GDS, но результат будет похожим. А действия АА обыкновенное жлобство и очередная попытка оболванить пассажира. Главное достоинство агента - работа на пассажира, т.е. предложение альтернатив и вариантов перелёта, исходя из его ситуации. А какой-то начинающий умник в АА решил, что ему в голову пришла гениальная идея.

По большому счету, агентства и перевозчики всегда были по разные стороны баррикад, и их доброе сотрудничество - в большей степени видимость. Перевозчики мечтают избавится от комиссионеров и полностью контролировать поток выручки, а крупные сетевые агентства пытаются ставить условия перевозчикам. Роль же GDS в процессе дистрибуции видится важной лишь на определенном этапе развития рынка. GDS в роли посредника в цепочке продажи появились не так давно, и через какое-то время потеряют актуальность. На мой скромный взгляд, процесс двигается в сторону полной интеграции процесса продажи перевозчиков-участников ИАТА, в один веб-интерфейс, процессинг оплаты, и единую мировую систему взаиморасчетов. Таким образом, может быть достигнут высокий уровень контроля за выручкой, и почти прямая дистрибуция. Грубо говоря, все люди будут покупать билеты на одном сайте, а перевозчики будут получать выручку, каждый соответствующую выполненной работе. Ньюансов и нерешенных моментов масса, наверное поэтому до сих пор мировая сеть продажи не объединена в единое целое. Но процесс начинается, и его признаки мы уже видим. Комиссия агентов, её размер - это в общем-то частности, и вопрос скорее конкретного рынка и устоявшихся традиций. Можно работать и без комиссии, хотя несколько сложнее и беспокойнее. А агент (хороший агент) в какой-то степени действительно работает на пассажира, но если перевозчик четко поймет, что сформирован достаточно функциональный канал прямой дистрибуции, то он может решить избавиться от агентской сети разом и не задумываясь, а пассажир будет вынужден искать, где и как купить билет, и найдёт, куда денется. Конечно, каждому перевозчику по отдельности сложно принять для себя такое решение, но ведь сейчас мы говорим о всеобщей глобализации, и в таком ключевом вопросе перевозчики могут договориться и действовать синхронно. Хороши эти тенденции или плохи, и для кого как - вопрос не такой простой, и даже во многом философский. Чем прямее дистрибуция - тем более толстый слой профессионалов вырезается из индустрии, и это процесс, который идет повсюду, и неясно, чем все эти люди будут заниматься. Но это уже, видимо, вопрос выбора путей развития мировой экономики. Опять же - считается, что прямые цены на билеты будут дешевле. Положим, у агента билет стоит 100 рублей, авиакомпания получает 90 из них, при этом билеты продаются так, что обеспечивают положительную рентабельность для перевозчика. Если перевозчик исключит агента из процесса продажи, отчего бы ему не оставить цену для клиента те же 100 рублей? Соблазн велик, согласитесь.
Кстати сказать, достаточно пикантная ситуация развивается в Казахстане, с участием GDS Abacus, Amadeus, и нацперевозчика Air Astana. Полина, было бы очень интересно множеству людей, если бы Вам удалось подробно осветить этот конфликт.

Аватар пользователя Полина Зверева

Интересно, конечно, насколько на глобальном уровне перевозчикам удастся догворится о какой-либо единой стратегии в отношении агентских сетей, все-таки несмотря на глобализацию уровень развития у всех разный (хотя глобальные альянсы пытаются подтягивать перевозчиков из разных регионов к единой планке).
Постараемся узнать про Air Astana.

American Airlines и Sabre достигли договоренности о прекращении судебных разбирательств между двумя компаниями вплоть до 1 июня 2011 года. American Airlines и Sabre в ближайшее время начнут совместную работу, направленную на подписание нового соглашения. Пока что обе стороны вернутся к работе на прежних условиях, действовавших до 5 января 2011 года – в финансовом отношении и в отношении порядка отображения тарифов и наличия мест American Airlines в системе Sabre GDS.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.