Главное за неделю: "Аэрофлот" сохранил лидерство, Airbus прорывается в Туркменистан, первый сервисный центр Superjet 100 на Дальнем Востоке

грузовой самолет
:: Airbus

На этой неделе мы узнали, что "Аэрофлот" остался крупнейшим перевозчиком России, несмотря на лидерство частной S7 Airlines на протяжении 9 из 12 месяцев прошлого года. Кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, отбросил российский сектор авиатранспорта на девять лет назад. В Комсомольске-на-Амуре введен в эксплуатацию центр по техобслуживанию SSJ 100. Туркменистан развивает грузовую авиацию, а Airbus выходит на новый рынок. В 2021 г. в Китае пассажиропоток достигнет 90% от докризисного уровня и будет построено шесть новых аэропортов. В этом году в мире появится больше новых авиакомпаний, чем было банкротств в 2020-м, предсказывают эксперты. Лоукостер Wizz Air выпустит облигации на сумму 0,5 млрд евро и продолжит агрессивное развитие. Продана еще одна израильская авиакомпания. Еще один успешный испытательный полет Ил-114-300 и инцидент с первым летным прототипом перспективного МС-21-300.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

"АЭРОФЛОТ" ОСТАЛСЯ КРУПНЕЙШИМ ПЕРЕВОЗЧИКОМ ПО ИТОГАМ 2020 ГОДА

Снижение количества пассажиров, воспользовавшихся услугами российских авиакомпаний в 2020 г., ставшим одним из самых тяжелых в истории гражданской авиации, составило 46% (по сравнению с 2019 г.). Таким образом, кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, отбросил российский сектор авиатранспорта на девять лет назад: в 2011 г. перевозчики страны совокупно обслужили 64 млн пасс., а в 2012 г. — 74 млн.

Национальному перевозчику "Аэрофлоту" удалось удержаться на первом месте, несмотря на лидерство частной S7 Airlines на протяжении 9 из 12 месяцев прошлого года. Даже единственный лоукостер страны не сумел добиться роста пассажиропотока, хотя "Победа" утверждает, что кризисный год был прибыльным. Как в итоге выглядела пятерка крупнейших перевозчиков РФ можно посмотреть здесь.

С 27 января РФ восстанавливает международное авиасообщение с Вьетнамом, Индией, Финляндией и Катаром. Но авиакомпаниям это заметно не добавит пассажиров — въезд в эти страны с целью туризма по-прежнему запрещен.

ПЕРВЫЙ ЦЕНТР ТОИР SSJ 100 НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Производитель самолетов Superjet 100 объявил о вводе в эксплуатацию в Комсомольске-на-Амуре центра, уполномоченного проводить оперативное и периодическое техобслуживание SSJ 100, а также ТО компонентов систем самолета.

Это позитивный знак для программы, известной своим слабым послепродажным обслуживанием. Уже объявлено о получении предварительной договоренности об обслуживании в новом центре с авиакомпанией "Якутия". Других эксплуатантов российских региональных реактивных самолетов в этой части страны нет.

ТУРКМЕНИСТАН ВПЕРВЫЕ ПРИОБРЕТАЕТ САМОЛЕТЫ AIRBUS

Туркменский национальный перевозчик Turkmenistan Airlines разместил заказ на два грузовых самолета Airbus A330-200P2F. С учетом объявления летом прошлого года о приобретении одного Boeing 777-200F это означает, что республика взяла курс на создание грузового флота, состоящего из техники западного производства. В настоящее время в парке авиакомпании три грузовых Ил-76. А для Airbus это прорыв на новый рынок: европейский авиастроитель впервые получает заказ в Туркменистане. На данный момент флот Turkmenistan включает 16 магистральных самолетов производства Boeing различных моделей.

НОВАЯ КИТАЙСКАЯ АВИАПЯТИЛЕТКА

В 2021 г. в Китае стартует 14-я пятилетка, и Администрация гражданской авиации Китая поставила перед национальной отраслью амбициозные цели, достижение которых выведет Китай на лидерские позиции в мире. Пятилетний план включает строительство новых аэропортов, модернизацию наземной инфраструктуры и повышение качества обслуживания. По прогнозам, в этом году пассажиропоток достигнет 90% от докризисного уровня и будет построено шесть новых аэропортов.

БОЛЬШЕ НОВЫХ АВИАКОМПАНИЙ В 2021 ГОДУ

Лизинговая компания Avolon и консалтинговое агентство IBA опубликовали прогнозы развития ситуации на рынке воздушного транспорта в 2021 г. Общим, в их видении, оказалось предположение, что восстановление рынка будет различным в зависимости от региона и от скорости распространения вакцины от COVID-19.

Ожидается, что лидером восстановления станет Северная Америка, далее последуют Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Эксперты отмечают, что стоит обратить внимание на региональных и низкотарифных перевозчиков, а также на новичков рынка. В этом году будет больше стартапов, чем было банкротств в 2020-м, предсказывают они.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ НОВОСТИ АВИАКОМПАНИЙ

В рамках оказания госпомощи в период пандемии правительство Сербии увеличило свою долю в авиакомпании Air Serbia до 82%. При этом участие стратегического акционера, Etihad Airways, оказалась размытым и сократилось более чем в два раза. Несмотря на это перевозчик из ОАЭ заявил, что продолжит тесное сотрудничество с сербской компанией. После закрытия Montenegro Airlines в соседней Черногории Air Serbia увеличила активность в этой стране.

Ликвидность становится одним из ключевых инструментов конкурентоспособности и способности пережить кризис. Центральноевропейский лоукостер Wizz Air готовится к выпуску первой партии облигаций на сумму 0,5 млрд евро. На вызовы пандемии венгерская авиакомпания ответила агрессивно, захватывая ниши, оставленные конкурентами, и используя все возможности для роста там, где другие отступали. В частности, с 15 января запущен новый проект в ОАЭ — Wizz Air Abu Dhabi.

Однако название "лоукостер" — не гарант успеха. Южнокорейская бюджетная авиакомпания Eastar Jet подала на защиту от банкротства и ищет новых владельцев через процесс реструктуризации. В июле прошлого года из-за коронавируса сорвалась сделка, по которой ее контрольную долю должен был приобрести конкурент —дискаунтер Jeju Air. За последние несколько лет рынок низкотарифных перевозок в Южной Корее значительно вырос и стал высококонкурентным. По меньшей мере шесть авиакомпаний выполняют полеты по низкобюджетной модели и еще три ждут одобрения на запуск. Вероятно, кризис стимулирует процессы консолидации: национальный перевозчик Korean Air приобрел авиакомпанию Asiana, могут последовать слияния лоукост-подразделений этих перевозчиков.

Продолжаются изменения на израильском рынке. Вслед за национальным перевозчиком El Al поменяла владельцев еще одна авиакомпания. 51%-ная доля в Israir Airlines продана инвестиционному фонду BGI Investments. В прошлом велись разговоры о возможном слиянии региональной Israir с El Al, но в настоящее время никакое сотрудничество между авиакомпаниями уже не планируется.

НЕПРОСТЫЕ ИСПЫТАНИЯ

На этой неделе в рамках программы летных испытаний состоялся второй полет регионального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114-300. Видео полета, который продолжался почти 3 ч, проходил на высотах до 2000 м и скоростях до 290 км/ч, можно посмотреть здесь. Системы и оборудование работали штатно, полетное задание выполнено полностью.

То, что испытания ВС — дело сложное и опасное, напомнил инцидент, произошедший с первым летным прототипом перспективного среднемагистрального МС-21-300.

18 января в ходе испытаний на прерванный полет с имитацией отказа одного двигателя МС-21 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Жуковском. Экипаж не пострадал. Видимых повреждений ВС (бортовой номер 001, регистрационный номер 73051, серийный номер 21001) не обнаружено. Отказа систем не зафиксировано. Причины инцидента выясняются.

ОТМЕНЕНА КРУПНЕЙШАЯ ВЕРТОЛЕТНАЯ ВЫСТАВКА

Жертвой пандемии COVID-19 стала еще одна ключевая авиационная выставка. После того как четыре основных мировых производителя вертолетов отказались от участия, принято решение отменить Heli-Expo 2021, крупнейший международный форум представителей вертолетной индустрии, проведение которого было намечено на 22–25 марта в Новом Орлеане (США). Практически все заметные авиационные публичные мероприятия, запланированные на первую половину года, отменяются.

Ранее организаторы Paris Air Show отменили проведение крупнейшего в мире авиасалона в Ле-Бурже в 2021 г. (должен был пройти с 21 по 27 июня) из-за сохраняющейся неопределенности, связанной с пандемией COVID-19, и в контексте кризиса, который оказал беспрецедентное влияние на аэрокосмическую отрасль.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.