Главное за неделю: Airbus — крупнейший по поставкам, Boeing — по заказам; первая новая авиакомпания года; первая остановившаяся авиакомпания

Самые важные новости гражданской авиации России и мира
Главное за неделю: Airbus крупнейший по поставкам, Boeing – по заказам, первая новая авиакомпания года, первая остановившаяся авиакомпания
:: Regent Craft

В первую рабочую неделю января, после длинных праздников, участники рынка продолжили делиться итогами года и делать прогнозы. О них и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Западные промышленные авиагиганты объявили результаты производственной деятельности за прошлый год. Общее количество заказов на гражданские самолеты Boeing достигло 909 (чистое; с учетом отказов — 535). Airbus собрал 771 заказ (507 чистых). Американская компания поставила клиентам 340 самолетов, его европейский конкурент 611. Как рассудить, кто круче — Airbus или Boeing? Прямое сравнение этих цифр не релевантно, а вот анализ показателей по самолетным программам может дать представление как о них самих, так и о "состоянии здоровья" производителя в целом. Анализируем эти цифры здесь.

Airbus, жертва собственного успеха, не может удовлетворить потребности всех потенциальных заказчиков и рассматривает увеличение темпов производства семейства Airbus A320 до 900 самолетов в год. Для понимания масштаба стоит вспомнить, что планы выпуска российских самолетов той же категории — МС-21 подразумевают выход на темп в 32 машины ежегодно к 2025-му.

Из-за нулевой толерантности Китая к ковиду существует вероятность временного закрытия завода Airbus в Тяньцзине. Здесь находятся сборочная линия и центр отделки ВС европейского самолетостроителя.

Известный авиационный аналитик Ричард Абулафия считает, что как авиастроение, так и авиаперевозки, рухнув на дно в результате пандемии COVID-19, вновь набирают высоту. Самый тяжелый кризис за всю историю авиации могут запомнить как менее продолжительный и более избирательный, чем изначально боялись.

На настоящий момент порядка 185 из 195 национальных авиационных регуляторов разрешили вернуть в строй самолет Boeing 737МАХ. Если неделей ранее Индонезия и Эфиопия — две страны, в которых произошли катастрофы MAX, — объявили о готовности к возобновлению эксплуатации этого типа ВС, то на этой неделе появилась инсайдерская информация, что и Китай может до конца января возобновить эксплуатацию типа. Один из операторов выполнил испытательный полет на эксплуатационную готовность на MAX-8. Россия — среди оставшегося десятка стран, не снявших запрет.

Бразильский самолетостроитель Embraer не последовал примеру европейского Airbus и продал производство авиационных компонентов и узлов.

Новейший сегмент авиастроения — аэромобильность (advanced air mobility) — стремительно набирает обороты. За 2021 год разработчики такой техники привлекли финансирование более чем на 5 млрд долл., в основном посредством слияний со специальными компаниями по целевым слияниям (SPAC) и выхода на рынки ценных бумаг. Львиную долю таких компаний составляют стартапы, разрабатывающие малогабаритные летающие транспортные средства вертикального взлета и посадки на электротяге (eVTOL). Не отставали создатели ЛА с гибридными водородными двигателями и производители БПЛА.

АВИАКОМПАНИИ

EquiAir в Эквадоре стала первой в этом году авиакомпанией, приступившей к коммерческим перевозкам. Она опередила еще один местный стартап, который возродит известный бренд Ecuatoriana Airlines в этом квартале.

В Италии молодой перевозчик не дожил до своего первого юбилея: авиационные власти приостановили действие сертификата эксплуатанта региональной авиакомпании EGO Airways.

В декабре количество пассажиров, перевезенных крупнейшей частной авиакомпанией России — S7 Airlines, оказалось больше, чем до кризиса. Ее пассажиропоток за весь 2021 год недотянул до показателей рекордного 2019 года всего 0,63%. И это несмотря на то что из-за сохраняющихся трансграничных ограничений ее международными рейсами воспользовалось на 68% пассажиров меньше, чем до кризиса COVID-19.

Входящая в десятку крупнейших авиакомпаний Европы TUI Airline планирует выйти на докризисные объемы в летнем сезоне. Принадлежащая немецкому туроператору TUI авиакомпания прогнозирует высокий спрос на курортные перевозки.

За экологичное авиатопливо заплатят пассажиры: Air France и KLM ввели сбор на топливо из возобновляемых источников. Сборы призваны компенсировать авиакомпаниям более высокую стоимость SAF-топлива, использование которого является ключевым звеном снижения экологического следа коммерческого авиатранспорта.

После того как российский грузовой самолет сгорел в китайском аэропорту 8 января, на этой неделе самолет Superjet 100 авиакомпании Red Wings выкатился за пределы ВПП в аэропорту Белгорода. И хотя обошлось без жертв, это уже второе летное происшествие с самолетом данного типа у авиакомпании за полтора месяца.

АЭРОПОРТЫ

Закрытые для массового пассажира границы и субсидирование региональных маршрутов увеличили до рекордных значений годовые показатели пассажироперевозок в некоторых российских аэропортах. Рубеж в 4 млн чел. преодолен впервые с момента основания аэропорта Уфа, это на 12% больше, чем в докризисном 2019 году. Пассажиропоток Геленджика более чем удвоился в прошлом году и также стал рекордным. В I квартале аэропорт курортного города рассчитывает запустить в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс.

Приход “Аэрофлота" в качестве базового перевозчика помог аэропорту Красноярска в 2021 году получить рекордные за все время его существования показатели.

Крупные аэропорты страны также поправили дела в 2021 году. Через главные ворота страны — московский Шереметьево прошло 30,9 млн пасс., что составляет 62% от докризисного значения. Аэропорт Северной столицы ударно начал год и достойно завершил прошлый. За весь 2021 год пассажиропоток Пулково составил 18,1 млн чел., не дотянув 8% до показателей 2019-го.

Пассажиропоток аэропортов Азербайджана достиг чуть больше половины от докризисного. Львиная доля пассажиров была обслужена на международных рейсах в Баку в 2021 году

25 ЛЕТ ПРЕМИИ "КРЫЛЬЯ РОССИИ"

В 2022 году ежегодная Национальная авиатранспортная премия носит особый, юбилейный статус. Самая престижная в стране премия отрасли будет вручаться в двадцать пятый раз. Авиакомпании, станьте частью истории!

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Комментарии

Публикация нелепых картинок типа Regenrcraft вверху страницы не помогает авторитету сайта

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.