Главное за неделю: авиаперевозки в РФ вернулись к уровню 2017 года, Airbus запускает собственную авиакомпанию и не дает 50 самолетов платежеспособному клиенту

Самые важные новости гражданской авиации России и мира
Главное за неделю: авиаперевозки в РФ вернулись к уровню 2017 года, Airbus запускает собственную авиакомпанию и не дает 50 самолетов платежеспособному клиенту
:: Airbus

На последней неделе января были, наконец, подведены итоги операционной деятельности авиакомпаний в 2021 году — в России и в мире. РФ на общем фоне выглядит чемпионом. За кем стоит понаблюдать в этом году, можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ИТОГИ 2021-го

Авиакомпании России по итогам 2021 года перевезли всего на 13,4% пассажиров меньше, чем в рекордном 2019 году. Пассажиропоток в 111 млн чел. это выше уровня 2017 года (105 млн), но ниже 2018-го (116 млн). При этом внутренние перевозки превысили докризисные показатели на 20%. Многие закрытые границы сдерживают восстановление международного потока — количество пассажиров на МВЛ ниже доковидного на 57%. Однако в целом по объемным показателям российские авиакомпании, особенно на фоне европейских коллег, выглядят настоящими передовиками.

Согласно отчету Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), мировые внутренние рынки в прошлом году не дотянули до уровня 2019 года 28%, а международный пассажирский трафик остался ниже "нормы" на 75,5%. Международный рынок в Азиатско-Тихоокеанском регионе практически сколлапсировал — был ниже допандемийного на 95%.

Зато в мировом грузовом сегменте дела обстоят прекрасно: спрос вырос на 6,9% по сравнению с 2019 годом.

Какой урон продолжают наносить ограничения, связанные с COVID-19, наглядно видно из статистики. Европейские аэропорты потеряли 1,4 млрд пасс. в 2021 году. А в России за год только московские аэропорты недосчитались 28 млн клиентов.

Несут потери и службы организации воздушного движения. Несмотря на то что количество обслуженных в верхнем воздушном пространстве России полетов в прошлом году достигло почти 90% от уровня 2019 года, количество самых доходных — международных и транзитных — полетов составило только 58 и 65% от "доковидных" значений соответственно. Но Госкорпорация по ОрВД продолжает развиваться — в Санкт-Петербурге введен в эксплуатацию укрупненный центр, ставший последним звеном из 14 региональных центров, которые были сформированы в России за 11 лет.

А вот российская деловая авиация, кажется, только выиграла от пандемии. В условиях ограничений на регулярное авиасообщение пассажиры премиальных классов пересели на бизнес-чартеры, количество которых за 2021 год выросло более чем на 50%.

НАБЛЮДЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ НА 2022-й

Российские авиапредприятия, опираясь на потенциал внутреннего рынка, продолжают наращивать объемы перевозок, увеличивают и обновляют флот. В наступившем году за несколькими компаниями, имеющими амбициозные, но внятные планы, стоит понаблюдать повнимательнее. Например, парк "России" через 11 месяцев приблизится к 150 самолетам, есть вероятность получения ею первых среднемагистральных ВС нового поколения МС-21. "Победа", драйвер роста группы "Аэрофлот", может войти в летнюю навигацию второй по объемам перевозок авиакомпанией страны, а к концу года приблизиться к первому месту. Но она уже не будет единственным лоукостером в стране. А еще в РФ появится первый эксплуатант нового типа ВС — Airbus A220, а также второй пассажирский оператор грузовых Boeing 737F.

В мировом масштабе — Международная ассоциация воздушного транспорта выразила оптимизм относительно продолжения восстановления рынка в 2022 году. Но IATA предвидит дальнейшее давление на финансовые показатели авиакомпаний со стороны растущих расходов, в том числе цен на керосин.

В долгосрочной перспективе Международная организация гражданской авиации (ICAO) снизила прогноз ежегодного роста пассажирооборота на период до 2050 года; консалтинговое агентство IBA уверено, что минимум два десятка авиакомпаний могут не пережить этот год; лизинговая компания Avolon предполагает, что в этом году более 50% совокупного коммерческого парка будут составлять самолеты в лизинге. Все они опубликовали анализ трендов на текущий год.

АВИАКОМПАНИИ

Пророчество, что не все выдержат затянувшийся кризис, уже начинает сбываться. Не получавшая в пандемию господдержки шведская региональная авиакомпания Air Leap прекратила операционную деятельность, оставив необслуживаемыми восемь маршрутов в Скандинавии. Неделей раньше у итальянского перевозчика EGO Airways был приостановлен сертификат эксплуатанта. Недавно пришли тревожные новости из Грузии: ковид, закрытый российский рынок и открытое для иностранцев воздушное пространство довели флагмана грузинского авиатранспорта до предбанкротного состояния. Georgian Airways признана финансово несостоятельной, одобрен процесс ее реабилитации, авиакомпания выставлена на продажу.

Соседняя Армения только недавно открыла небо с ЕС, но это придало импульс развитию авиатранспорта в стране с участием зарубежных бизнесов. Готовящаяся к скорому запуску при поддержке ОАЭ новая национальная авиакомпания-лоукостер Fly Arna рассказала о будущем парке и представила нарядную ливрею. Но ее опередил местный стартап FlyOne Armenia — "дочка" молдавского бюджетного перевозчика. Получив армянский сертификат эксплуатанта в прошлом октябре, компания приступила к полетам в декабре; правда, на основной рынок — российский — ее пока не пускают.

Как известно, в сердце каждой трудности лежит возможность. В условиях волатильности спроса на рынке прибалтийские предприниматели продолжают активно осваивать сектор ACMI. Новая литовская авиакомпания Jump Air получила сертификат эксплуатанта, лицензию на коммерческую деятельность и предлагает в мокрый лизинг турбовинтовые ATR 72, в том числе в грузовой версии.

Практика итальянского правительства склонять олигархов инвестировать в госкомпании может привести к тому, что мажоритарным акционером нового итальянского флагмана ITA Airways станет шипинговая компания MSC. Совместно со стратегическим партнером в авиационной отрасли — Lufthansa — она вступила в эксклюзивные переговоры по ITA.

Некоторые российские авиакомпании оказались более открытыми, чем их коллеги, и поделились операционными итогами года в деталях.

Пассажиропоток крупнейшей частной авиакомпании России — S7 Airlines за 2021 год недотянул до показателей рекордного 2019 года всего 0,63%. И это несмотря на то что из-за сохраняющихся трансграничных ограничений ее международными рейсами воспользовалось на 68% пассажиров меньше, чем до кризиса.

До рекорда предпандемийного года "Уральским авиалиниям" не хватило 4%. Екатеринбургский перевозчик в очередной раз обслужил более девяти миллионов пассажиров.

Nordwind превысила докризисные показатели по перевозке пассажиров на 7%, грузов — в 8 раз. Доля внутренних перевозок авиакомпании, начинавшей свою деятельность в турперевозках за рубеж, возросла до 56%.

Пассажиропоток туристической авиакомпании Azur Air в 2021 году все еще на треть меньше, чем до пандемии. Но прошлогодний показатель почти вдвое превышает кризисный — компания проделала огромную работу.

Целенаправленные усилия "Ямала" по восстановлению пассажиропотока (сократившегося более чем вдвое) позволили перевозчику из Салехарда за прошедшие 12 месяцев обслужить на 80% пассажиров больше, чем в 2020 году.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Продолжает оставаться в фокусе событий Airbus. Конфликт между европейским авиастроителем и его крупным клиентом Qatar Airways из-за деградации покрасочного слоя на самолетах А350 принял неожиданный оборот: Airbus объявил об аннулировании контракта с катарской авиакомпанией на поставку 50 узкофюзеляжных самолетов A321neo. Обычно расторжение в одностороннем порядке происходит, если покупатель не смог вовремя внести депозит либо в случае банкротства заказчика.

Растущий рынок грузовых авиаперевозок подвиг авиагиганта из Европы еще на один нетипичный шаг. Airbus создает собственную авиакомпанию и начал работать в секторе транспортировки негабаритных и объемных грузов, используя флот уникальных самолетов сверхбольшой вместимости Beluga ST. Он будет конкурировать с такими специализированными авиакомпаниями, как "Волга-Днепр" и Antonov Airlines, а одним из возможных аэропортов базирования значится Байконур.

Вертолетное подразделениие Airbus по-прежнему производит больше всех в мире винтокрылых машин. Можно сказать, что Airbus Helicopters победил пандемию — он вернулся к докризисным показателям по результатам 2021 года.

Но быть вертолетостроителем — не гарантия успеха, даже с 64-летней историей за плечами. Один из старейших создателей легких вертолетов в США Enstrom Helicopters, который в последние годы принадлежал китайской корпорации, обанкротился на прошлой неделе.

Американская лизинговая компания Azorra, специализирующаяся на региональной и корпоративной авиатехнике, заключила контракт на приобретение до 50 самолетов семейства Embraer E2. В начале января Azorra подписала соглашение с Airbus на приобретение 22 самолетов семейства A220, а до этого — письмо о намерении приобрести до 200 электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой с Eve Air Mobility (принадлежит Embraer).

Российский среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-300 приступил к проведению испытаний в условиях сверхнизких отрицательных температур наружного воздуха. Это необходимо для расширения базового сертификата типа, полученного на узкофюзеляжный самолет месяц назад.

Опытный образец легкого российского самолета ЛМС-901 "Байкал" совершил первый полет. Турбовинтовой одномоторный самолет создается частной компанией "Байкал Инжиниринг", дочерним предприятием УЗГА, в рамках контракта с Минпромторгом как перспективный самолет местных воздушных линий и призван заменить в эксплуатации бипланы Ан-2. Начало серийного производства самолетов намечено на 2024 год.

ТОиР

Ввиду активного развития бизнеса один из крупнейших российских провайдеров услуг по техобслуживанию авиатехники S7 Technics готов принять на работу не менее 300 молодых специалистов в ближайшие два года. Компания приглашает выпускников технических колледжей и вузов для работы в Москве (базы в аэропортах Домодедово и Шереметьево), Новосибирске, Минеральных Водах, Иркутске и Владивостоке.

Неудовлетворенный спрос на услуги по хранению и утилизации самолетов в Китае побудили Airbus искать способ создания первого в стране сервисного центра полного жизненного цикла воздушных судов, который будет предлагать широкий спектр услуг — от краткосрочной стоянки ВС до их технического обслуживания, переоборудования, демонтажа и переработки.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.