Главное за неделю: четыре из семи крупнейших аэропортов Европы — российские, седьмой клиент для конкурента Superjet из КНР, кто первым полетит на "опальном" В-737MAX

самолет Boeing 737MAX авиакомпании Southwest Airlines
Boeing 737MAX :: Southwest Airlines

Основным международным событием этой недели стало снятие Федеральной авиационной администрацией США запрета на коммерческую эксплуатацию самолетов 737MAX. Теперь Boeing может начать поставки этих ВС, а American Airlines намерена первой вернуть самолеты в строй — уже в этом году; а вот лоукостеру Southwest придется переобучить почти 10 тыс. пилотов до возобновления коммерческих полетов. Волей пандемии 4 российских аэропорта попали в топ-7 самых загруженных аэропортов Европы в сентябре. COVID-19 надломил еще две европейские авиакомпании. Расчет на то, что поддержка местного производителя обернется выгодами для эксплуатанта (и его руководства), подталкивает китайские авиакомпании заказывать региональные самолеты ARJ21 местного производства. Теперь их семь. Согласно прогнозу Boeing, мировой флот грузовых самолетов увеличится на 60% в следующие два десятилетия. Рынок авиагрузоперевозок будет стимулироваться за счет воздействия пандемии и резкого увеличения объема электронной торговли. Назначены новые руководители "Аэрофлота" и ГТЛК. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ЧЕТЫРЕ  ИЗ СЕМИ КРУПНЕЙШИХ АЭРОПОРТОВ ЕВРОПЫ — РОССИЙСКИЕ

Различная реакция властей на COVID-19 и отличающееся от страны к стране поведение людей в пандемию привели к причудливому изменению рынка авиаперевозок. В результате по итогам сентября в топ-7 крупнейших европейских аэропортов попали сразу четыре российские воздушные гавани. Остальные три — турецкие. В первый месяц осени самым загруженным аэропортом была Анталия, где было обслужено всего 2,25 млн пасс. (падение на 53,5%), за ней следуют московские Шереметьево — 2,16 млн (–53,5%) и Домодедово — 2,01 млн (–26,2%). На шестом месте расположилось Внуково (Москва) с 1,52 млн пасс., а с 1,39 млн чел. на седьмом месте аэропорт Санкт-Петербурга. Лондон-Хитроу, который обычно занимает первое место, теперь только на десятом. Другие крупные хабы, такие как Франкфурт и Мюнхен, даже не попали в первую десятку.

РОССИЯ НАРАЩИВАЕТ КОЛИЧЕСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ

Российская Федерация приняла решение возобновить авиационное сообщение с Сейшельскими островами и Эфиопией, а также увеличить число рейсов в Казахстан, ОАЭ, на Кубу и в Мальдивскую Республику. Полеты по маршруту Москва — Виктория (Сейшельские острова) могут выполняться с частотой два раза в неделю, рейсы Москва — Аддис-Абеба (Эфиопия) трижды в неделю. Кроме того, принято решение увеличить количество рейсов между РФ и Казахстаном (Москва—Нур-Султан, до трех рейсов в неделю; Москва—Алма-Ата, до двух рейсов в неделю), ОАЭ (до семи рейсов в неделю), Кубой (до четырех рейсов в неделю) и Мальдивами (до восьми рейсов в неделю).

КТО И КОГДА ПЕРВЫМ ПОЛЕТИТ НА В-737MAX

Основным международным событием на этой неделе стало снятие Федеральной авиационной администрацией (FAA) США запрета на коммерческую эксплуатацию самолетов Boeing 737MAX. Это случилось спустя 20 месяцев с момента, когда авиационные власти по всему миру запретили полеты на этом типе ВС, после того как две катастрофы унесли жизни 346 человек. Директива летной годности позволяет авиакомпаниям, находящимся под юрисдикцией FAA, предпринять действия, необходимые для возобновления эксплуатации типа, а корпорации Boeing вновь начать поставки этих ВС.

Компании смогут снова эксплуатировать MAX, но только после того, как на самолетах будут выполнены определенные модификации, а пилоты пройдут дополнительное обучение. Американские перевозчики уже анонсировали возобновление коммерческих полетов, но графики их ввода в строй значительно разнятся. Первой вернуть самолеты в эксплуатацию намерена American Airlines: с 29 декабря, поставив их на маршрут Майами—Нью-Йорк. А вот крупнейший в мире лоукостер Southwest Airlines не сможет вернуть тип в строй до апреля 2021 г. Все потому, что соглашение между авиакомпанией, флот которой состоит только из самолетов Вoeing 737 нескольких модификаций, и профсоюзом пилотов требует, чтобы все 9700 пилотов прошли обучение на MAX до возобновления коммерческих полетов, чтобы любой пилот мог управлять любым из 734 самолетов Southwest.

Теперь, когда FAA выдала разрешение, все внимание обращено на авиационные власти других стран, которые должны принимать собственные решения относительно В-737MAX. В РФ Росавиация заявила, что пока не получала официальной информации от FAA о возобновлении эксплуатации типа и продолжает собственную работу по ресертификации.

БОЛЬШЕ ЭКСПЛУАТАНТОВ КИТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА

Количество эксплуатантов китайского регионального реактивного самолета ARJ21, конкурента российского регионального джета Superjet 100, возросло до семи: China Express Airlines получила первый из 50 заказанных всего месяц назад ВС. Интерес местных авиакомпаний к ARJ21 подогревается давлением со стороны правительства, а также исходит из расчета, что поддержка местного производителя обернется выгодами для эксплуатанта или личным карьерным ростом руководителя перевозчика. ARJ21 для China Express стал 13-м самолетом этого типа, поставленным в 2020 г. График поставок существенно отстает от плана, согласно которому производитель должен собирать по 25 единиц в год.

ФЛОТ ГРУЗОВЫХ САМОЛЕТОВ УВЕЛИЧИТСЯ НА 60%

Корпорация Boeing прогнозирует устойчивый рост спроса на грузовые авиаперевозки в ближайшие 20 лет. В краткосрочной перспективе рынок будет стимулироваться за счет воздействия пандемии COVID-19, в дальнейшем — резким увеличением объема электронной торговли.

Согласно опубликованному прогнозу мировой флот грузовых самолетов увеличится на 60%, потребуется 2430 самолетов, включая 930 новых специализированных фрейтеров и 1500 "грузовиков", конвертированных из пассажирских лайнеров.

С января по октябрь в 2020 г. около 200 авиакомпаний использовали более 2000 пассажирских самолетов для выполнения специальных грузовых рейсов. Это позволило перевозчикам сгенерировать денежные потоки для себя и обеспечить выполнение важных для общества логистических задач.

МЕНЯЮЩИЙСЯ ЛАНДШАФТ

Бушующая пандемия COVID-19 продолжает менять ландшафт рынка авиаперевозок. Кризис спровоцировал серьезную консолидацию в авиатранспортной отрасли Южной Кореи: крупнейший перевозчик страны Korean Air решил приобрести своего ослабленного конкурента — Asiana Airlines за 1,6 млрд долл. В мегасделку включены дочерние низкобюджетные авиакомпании Asiana — Air Busan и Air Seoul. После слияния Korean Air может войти в десятку крупнейших авиаперевозчиков мира.

В Европе под напором кризиса надломились две авиакомпании. Как и ожидалось, после того как правительство Норвегии приняло решение больше не оказывать финансовую поддержку авиакомпании Norwegian Air Shuttle, некогда крупный лоукостер подал на защиту от банкротства. Низкобюджетная авиакомпания выбрала ирландскую юрисдикцию, чтобы реструктурировать два своих подразделения: Norwegian Air International Limited и Arctic Aviation Assets DAC (которая владеет флотом перевозчика). Авиакомпания продолжит выполнение полетов и проведет реструктуризацию. В III квартале норвежский бюджетный перевозчик понес чистые убытки в размере 109 млн долл. Он планирует оставить в эксплуатации всего шесть самолетов из существующего парка в 140 ВС.

Отсутствие делового потока, основы клиентской базы Sun-Air, вынудило эту датскую региональную авиакомпанию приостановить регулярные полеты до августа 2021 г. Базирующийся в Биллунде перевозчик был франчайзингом британской British Airways. В этом городе расположен Legoland — тематический парк развлечений, построенных из конструктора LEGO, посетители которого составляли вторую важную часть пассажиропотока авиакомпании. Этот туристический поток тоже иссяк.

В России заместитель руководителя Росавиации Алексей Новгородов на этой неделе заявил: "У нас сейчас пока не планируется банкротств ни аэропортов, ни авиакомпаний. Но финансовое состояние достаточно тяжелое". По его словам ожидается, что в 2021 году российские авиакомпании перевезут порядка 100 млн пассажиров. Что касается этого года, то, по прогнозам, перевозки авиапассажиров компаниями страны сократятся на 50%, примерно до 64 млн чел.

Тем временем за январь–октябрь 2020 г. авиакомпании Казахстана перевезли 4,4 млн пасс. — на 38,2% меньше, чем за такой же период годом ранее. Суммарные доходы авиакомпаний составили 154,2 млрд тг (360 млн долл.) — это вдвое меньше, чем годом ранее. 94,9% дохода пришлось на пассажироперевозки.

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ТЕ ЖЕ ЛИЦА

Недавно произошедшая в РФ смена министра транспорта вызвала цепочку новых назначений. 20 ноября приступил к своим обязанностям новый генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих. Бывший министр транспорта назначен на эту должность сроком на пять лет. ГТЛК находится в собственности РФ, управление ею осуществляет Минтранс, но появились слухи, что компания может перейти в ведение Минпромторга. Предыдущий руководитель ГТЛК Михаил Полубояринов, в свою очередь, утвержден гендиректором авиакомпании "Аэрофлот". Бывший глава национального авиаперевозчика Виталий Савельев 10 ноября возглавил Минтранс (сменив Евгения Дитриха) и избран председателем совета директоров ПАО "Аэрофлот". Полубояринов с 2017 г. является членом совета директоров "Аэрофлота", имеет многолетний опыт работы на руководящих должностях, в том числе в финансовом блоке авиакомпании. С 2000 по 2009 г. был главным бухгалтером, заместителем гендиректора "Аэрофлота".

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.