Главное за неделю: два новых лоукостера в Армении, две базы нового лоукостера в РФ, первая поставка нового вертолета

Самые важные новости гражданской авиации России и мира
лавное за неделю: два новых лоукостера в Армении, две базы нового лоукостера в РФ, первая поставка нового вертолета
:: Airbus

На неделе 6–12 декабря в мире гражданской авиации произошло немало интересного и важного. Об этом в недельной подборке ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение") самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира.

ЛОУКОСТЕРЫ: АППЕТИТЫ РАСТУТ

Модель низкобюджетных авиаперевозок доказала свою живучесть в кризисный период. Не случайно все больше новостей приходит именно из этого сектора. После объявления о первых городах базирования создаваемого российским холдингом S7 Group лоукостера Citrus оказалась, что сразу две авиакомпании, нацеленные на обслуживание прямых межрегиональных направлений, выбрали аэропорт Омска в качестве базового на этой неделе: контролируемая государством и эксплуатирующая российские самолеты Superjet 100 Red Wings и частная Citrus, нацеленная на новые Airbus A320neo. И если первая рассчитывает на дотации, то вторая — пока непонятно на что.

Новый национальный перевозчик Армении, который будет лоукостером, взлетит весной 2022 года. Fly Arna, совместный проект Фонда государственных интересов Армении и финансово успешного бюджетного перевозчика Air Arabia из Шарджи, будет эксплуатировать самолеты Airbus A320. Но будущего флагмана опередил менее денежный, но не менее амбициозный дискаунтер из Молдавии FlyOne, зарегистрировавший в Армении компанию и объявивший о начале полетов уже с конца декабря этого года. Причиной такой активизации на армянском авиатранспортном рынке стал подписанный недавно страной договор об общем авиационном пространстве с ЕС.

Американский стартап Breeze Airways, запущенный знаменитым Дэвидом Нилманом, перевернул представление о ультралоукосте, сочетая премиум-класс с низкими ценами. В салонах его новых Airbus A220 по 36 кресел премиального уровня.

ВСЁ ВМЕСТИТЕЛЬНЕЕ

Стремительно набирает обороты тенденция к увеличению средней кресельной вместимости самолетов. Удивительно, но самолет A321neo обогнал по количеству заказов "мелкого собрата" A320neo. Это произошло после крупного заказа, размещенного американским инвестиционным фондом Indigo Partners.

В прошлом десятилетии на удлиненную модификацию приходилась только треть продаж узкофюзеляжных самолетов Airbus. Кстати, казахстанский флагман Air Astana получил свой очередной A321LR на неделе, планирует поставки еще трех таких ВС в будущем году. Можно вспомнить, что в прошлом месяце частные российские S7 Airlines и "Уральские авиалинии" получили по одному A321neo вместимостью 211 и 236 пассажиров соответственно.

Тем временем Boeing получил еще один заказ на 200-местный вариант Boeing 737MAX, разработанный специально для ультралоукостеров. Эти самолеты среди 30 заказанных американской инвесткомпанией "777 Partners".

ВСЁ БОЛЬШЕ САМОЛЕТОВ

Ноябрь оказался успешным для западных производителей авиатехники, во многом благодаря Dubai Airshow. За прошедший месяц Airbus заключил контракты на 318 самолетов, но клиенты аннулировали ранее размещенные заказы на 75. Boeing пополнил портфель 91 "чистым" заказом в ноябре: всего было получено 109 новых заказов, но на 18 самолетов пришли отказы. С начала года американский самолетостроитель поставил в общей сложности 302 самолета, его европейский конкурент — уже 518.

Спрос на грузовые авиаперевозки не ослабевает, соответственно растет и количество линий конвертации пассажирских самолетов. Так, первым проектом американской площадки провайдера услуг по техобслуживанию и ремонту EFW (СП Airbus и сингапурской ST Engineering) станет конвертация в грузовую версию самолета Airbus A321 для GTLK Europe, европейского подразделения российской Государственной транспортной лизинговой компании.

БЕЗ ЦИФРЫ — НИКУДА

За время пандемии осведомленность клиентов в вопросах цифровых технологий существенно возросла, и авиакомпаниям не удается идти в ногу с ожиданиями пассажиров.

Руководители крупнейших британских авиакомпаний уверены, что недоработки в использовании технологий и больших данных не позволяют перевозчикам реализовать свой потенциал. По их оценкам, авиаперевозчики используют не более 10% всех данных, к которым у них есть доступ.

А для максимизации важнейшей статьи доходов — дополнительных услуг авиакомпании должны вернуть себе контроль над цифровым процессом их продаж; сейчас многие отдают его на аутсорсинг. Продажа продуктов и услуг на борту ВС у многих авиакомпаний практически отсутствует.

В поисках новых источников доходов российская S7 Airlines запустила программу платной подписки S7 Boost, обеспечивающую пользователям доступ к дополнительным услугам, которые иначе недоступны или доступны за плату. Такой подход широко распространен среди интернет-компаний — например, хорошо известен сервис Amazon Prime, — но среди российских авиаперевозчиков подобный продукт применяется впервые.

ОХ УЖ ЭТА СЕРТИФИКАЦИЯ!

Первый среднемагистральный самолет китайской разработки C919 в очередной раз не будет сертифицирован в обещанный срок — к концу этого года. На нем еще предстоит выполнить значительный объем летных и статических испытаний. Программа конкурента российского MC-21 была запущена в 2008 году.

Но, может быть, это не такой уж и большой срок — путь от начала разработки до сертификации среднего российского вертолета Ка-62 занял тридцать лет.

В Европе вертолет Airbus H160 был создан более оперативно (разрабатывается с 2013 года) и уже достиг этапа первой поставки эксплуатанту. Но и здесь вопросы сертификации несколько спутали планы: США никак не одобрят тип, поэтому предполагавшаяся первой поставка на самый большой в мире рынок откладывается.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Сразу несколько интервью опубликованы на неделе на ATO.ru. Из них можно узнать много интересного. Использование альтернативных источников энергии в авиации неизбежно, но не произойдет немедленно. Одним из решений в переходный период станет микрогибридизация — уверен Карим Мокаддем, глава направления электрификации Airbus.

Эксперты S7 Technics — главный инженер Леонид Шошин и директор по продажам Никита Белых — рассказали о том уникальном опыте, который накопила российская ТОиР-компания при выполнении возвратных форм техобслуживания самолетов (redelivery check) в период пандемии.

Не многим авиакомпаниям Ближнего Востока удавалось поддерживать рентабельность — даже до кризиса, вызванного COVID-19. Исключение — Air Arabia, лоукост-перевозчик из Шарджи, который за первые три квартала вышел на 10%-ный уровень операционной рентабельности. Президент Air Arabia Адель Али рассказал о причинах успеха и участии в запуске нового национального бюджетного перевозчика Армении Fly Arna.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.