Главное за неделю: первые из 60 Superjet 100 для Red Wings, крупный европейский лоукостер на грани банкротства, первый полет концепта ультраэффективного лайнера будущего

концепт Flying-V
:: Henri Werij

Авиакомпания Red Wings, "дочка" ОАК, получает первые из множества Superjet 100 и приступает к амбициозному проекту. Международное воздушное сообщение из РФ пополнилось тремя странами. Чудовищно пострадавшая от COVID-19 авиаотрасль продолжает генерировать убытки и теряет людей. Совершил первый полет концепт ультраэффективного авиалайнера будущего необычной схемы. Об этих и других новостях — в недельной подборке самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, которую для вас подготовило "Авиатранспортное обозрение" (ATO.ru).

СУПЕРДЖЕТЫ НА КРАСНЫХ КРЫЛЬЯХ

Российская авиакомпания Red Wings приступает к амбициозному проекту. В начале недели перевозчик, принадлежащий Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), получил первый из 60 российских региональных самолетов Superjet 100, производимых самой ОАК. Перевозчику предстоит стать эталонным эксплуатантом этого пока не очень коммерчески успешного типа ВС.

Еще два самолета должны быть переданы до конца сентября, в октябре–декабре ожидается поставка дополнительно четырех лайнеров. В соответствии с планами, к концу 2021 г. в компании будет уже 30 самолетов Superjet 100, а в 2024 г. — 60!

Получаемые в сентябре три самолета берутся в долгосрочную аренду через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), лизингодателем остальных 57 воздушных судов будет "ПСБ лизинг", дочерняя компания Промсвязьбанка.

Авиакомпания планирует организовать базирование SSJ 100 сразу в нескольких региональных аэропортах — рассматриваются Минеральные Воды, Сочи, Санкт-Петербург, Иркутск, подмосковный Жуковский и Калининград. Но ключевым для проекта хабом точно станет Екатеринбург. Компания рассчитывает на серьезную финансовую поддержку со стороны государства в нескольких направлениях: на каждый новый российский самолет бюджет выделяет 140 млн руб. (техобслуживание и обучение); еще 199 млн руб. каждому Superjet причитается на оплату лизинговых платежей (таким образом, самолет на период больше года становится для эксплуатанта "бесплатным"); кроме того, субсидируются некоторые региональные маршруты.

ЧУТЬ БОЛЬШЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ ИЗ РОССИИ (ДЛЯ "АЭРОФЛОТА")

3 сентября Правительство РФ разрешило возобновить ограниченное авиасообщение с Египтом, Мальдивами и Объединенными Арабскими Эмиратами. На все разрешенные для российских перевозчиков направления и частоты полетов претендует "Аэрофлот", который уже объявил о возобновлении регулярных рейсов в Каир (с 9 сентября, 3 раза в неделю), Мале (с 10 сентября, 2 раза в неделю) и Дубай (с 9 сентября, 2 раза в неделю). Участники рынка надеются, что по мере восстановления международного воздушного сообщения частота выполнения рейсов может меняться. На этой неделе так случилось со Швейцарией: принято решение об удвоении частоты полетов со Швейцарией до 4 рейсов в неделю. Кроме того, с 7 сентября границы для российских туристов откроет Греция, однако страна пока будет принимать всего до 500 чел. в неделю.

Тем временем Белоруссия продлила остановку полетов в РФ, ключевой для нее рынок, до конца сентября. Туркмения продлила отмену всех международных авиарейсов до конца сентября. А вот Узбекистан приступает к поэтапному восстановлению регулярного международного авиасообщения. Uzbekistan Airways объявила о начале полетов из Ташкента в Дубай, Стамбул, Франкфурт, Алма-Ату и Бишкек с 4 сентября.

ФИНАНСЫ ПОЮТ ЖЕСТОКИЕ РОМАНСЫ

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) видит необходимость продолжения оказания финансовой помощи авиакомпаниям со стороны национальных правительств, отмечая существенно более медленное, чем предполагалось, восстановление отрасли, чудовищно пострадавшей от COVID-19. Там, где поддержка была оказана, она помогла предотвратить массовые банкротства авиакомпаний. Однако этого недостаточно, чтобы отрасль продержалась в течение продолжающегося затяжного кризиса. Ассоциация также высказала критику в отношении правительственных мер регулирования авиаперевозок, "настолько нескоординированных и непредсказуемых, что люди отказываются от полетов". IATA призывает правительства повсеместно принять руководства Международной организации гражданской авиации (ICAO) и следовать им, открыть границы и использовать эффективные средства тестирования на COVID-19, обеспечивающие безопасность пассажирам и ограничивающие вероятность реимпортирования вируса до управляемого и очень низкого уровня.

Тяжелое положение авиаперевозчиков отражается в их финансовых отчетах. Из недавних примеров — чистые убытки латвийской airBaltic в первом полугодии 2020 г. составили 218 млн долл., это в семь раз больше, чем за тот же период прошлого года. Пассажиропоток гибридной авиакомпании снизился на 64%, вследствие чего доходы сократились на 62%. В рамках мер преодоления кризиса airBaltic договорилась с Airbus о более поздних сроках поставки заказанных самолетов A220-300.

В II квартале текущего года убытки Turkish Airlines достигли 327 млн долл. по сравнению с чистой прибылью в 26 млн долл., полученной за тот же период 2019 г. Доходы турецкой авиакомпании снизились на 72%, до 901 млн долл., по сравнению с 3,18 млрд долл. в II квартале прошлого года.

Но гораздо хуже дела у Norwegian Air. Один из крупнейших европейских лоукостеров предупредил, что находится на гране банкротства. Авиакомпания понесла убытки в размере 595 млн долл. на фоне сокращения пассажиропотока на 71% в первом полугодии. Предоставленного ей кредита под госгарантии оказалось недостаточно для преодоления продолжающегося кризиса, средств хватит только до конца года. Для получения кредита перевозчик произвел замену долговых обязательств акционерным капиталом, в результате чего значительная часть акций авиакомпании перешла в собственность лизинговых компаний. Это означает, что ключевые меры в стратегии выживания — сокращение парка и сбрасывание активов — являются для Norwegian невозможными.

В России крупнейшая группа авиакомпаний "Аэрофлот" нарастила чистый убыток в первом полугодии в 6,6 раза, до 58,3 млрд руб. II квартал компания завершила с убытком в 35,8 млрд руб. Выручка в апреле–июне сократилась на 85,3%, почти до 25,5 млрд руб. Группа получила отрицательную EBITDA в размере 1,96 млрд руб. Выручка за полугодие снизилась на 52%, до 149,35 млрд руб.

А базирующаяся в Лейпциге (Германия) дочерняя компания российской группы "Волга-Днепр" находится на грани ликвидации. В настоящее время операционная деятельность провайдера по техобслуживанию самолетов AMTES радикально сокращается.

Долги российской Объединенной авиастроительной корпорации (входит в госкорпорацию "Ростех") перед банками составляют 530 млрд руб., сообщил в недавнем интервью РБК индустриальный директор авиакластера "Ростеха" Анатолий Сердюков. В основном речь идет о "старых долгах", образовавшихся в результате выполнения "государственных задач". Для частичного погашения долга ОАК перед банками компания будет докапитализирована из бюджета более чем на 250 млрд руб. Долги на сумму еще около 150 млрд руб. будут реструктурированы.

МАССОВЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Авиационные промышленные и авиакомпании продолжают нести людские потери от неравной борьбы с пандемией. Бразильская авиастроительная корпорация Embraer объявила о сокращении 900 рабочих мест. Решение продиктовано последствиями эпидемии, а также срывом партнерства с Boeing в области коммерческого авиастроения. В первом полугодии текущего года поставки Embraer Commercial Aviation сократились на 75%. Компания не рассчитывает на восстановление рынка в среднесрочной перспективе. Порядка 1600 ее сотрудников уже воспользовались предложением досрочного ухода на пенсию или добровольного прекращения трудового договора. Кроме того, часть трудового коллектива ушла в отпуск.

Одна из крупнейших авиакомпаний в мире — американская United Airlines (США) подтвердила, что 1 октября приступит к принудительному увольнению 16,4 тыс. своих сотрудников. Это значительно меньше, чем 36 тыс. чел. (45% штата), которые в начале июля получили предупреждения о возможном сокращении. Хотя этому есть объяснение: порядка 20 тыс. работников приняли предложение руководства о добровольном увольнении и раннем выходе на пенсию.

На этом фоне достижение договоренности между руководством авиакомпании Turkish Airlines и профсоюзом гражданской авиации Турции в вопросе корректирования условий коллективного трудового договора выглядит гуманным. Стороны согласились, что резкое (до 50%) урезание заработной платы сотрудников сроком до конца 2021 г. позволит избежать массовых сокращений. Зарплата летного состава турецкого национального перевозчика сократится наполовину, кабинных экипажей — на 35%, остального персонала — на 30%, говорится в сообщении профсоюза. Штат перевозчика насчитывает 39 тыс. сотрудников. Turkish Airlines обслуживает крупнейшую в мире по количеству направлений (более 300) маршрутную сеть международных полетов.

МОКРЫЙ ЛИЗИНГ УСЫХАЕТ

Пандемия продолжает оказывать давление на самые различные сектора рынка авиаперевозок. Так, спровоцированный ею кризис нанес сокрушительный удар по бизнесу мокрого лизинга пассажирских самолетов. Рынок по предоставлению услуг по договорам ACMI (оплата за самолет, экипаж, техобслуживание и страхование) в Европе достиг своего апогея в 2019 г., когда многие авиакомпании испытывали потребность в дополнительных провозных мощностях в пиковые периоды, особенно летом. Но с марта этого года спроса на услугу практически нет. В результате словацкая авиакомпания Go2Sky, основанная в 2012 г. и предлагавшая в аренду Boeing 737-800, уходит с рынка. В числе клиентов оператора были турецкая авиакомпания Corendon Airlines, испанская низкотарифная Vueling, австрийское дочернее предприятие Ryanair и польская EnterAir.

УМЕР СОЗДАТЕЛЬ САМОГО МАССОВОГО СОВЕТСКОГО РЕАКТИВНОГО ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА

4 сентября в возрасте 95 лет ушел из жизни старейший сотрудник, один из ключевых конструкторов самолетов марки "Ту", создатель самого массового советского реактивного пассажирского самолета Ту-154Б, заслуженный конструктор России Александр Сергеевич Шенгардт.

С февраля 1948 г. и до последнего дня единственным местом работы Александра Сергеевича была одна компания — "Туполев". "Шенгардт — человек-эпоха и один из самых авторитетных конструкторов современности", — говорят его коллеги. Он участвовал в создании самолетов, ставших этапными для советского авиастроения: гражданских лайнеров Ту-104, Ту-114, Ту-124 и стратегических бомбардировщиков Ту-16, Ту-95, Ту-22.

На протяжении 35 лет Александр Сергеевич занимал пост главного конструктора легендарного самолета Ту-154. Под руководством Шенгардта на базе этого ВС был создан ставший самым массовым самолетом гражданской авиации страны вариант Ту-154Б.

ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ

Совершил первый полет концепт ультраэффективного авиалайнера будущего необычной схемы. Flying-V — это концепт пассажирского самолета V-образной конфигурации, который, как предполагается, при размерности и пассажировместимости, аналогичным лайнеру Airbus A350, сможет потреблять на 20% меньше топлива. Такой экономии предполагается достичь за счет более низкого сопротивления. Модель представляет собой "летающее крыло-бесхвостку", в которой вместо одного широкого фюзеляжа два салона, каждый размера салона Airbus A320, интегрированных в V-образный планер вместе с топливными баками и багажными отсеками.

Концепт родился в немецком подразделении Airbus, и авиастроитель по-прежнему участвует в проекте, исследуя потенциал данной конфигурации для перспективного дальнемагистрального авиалайнера. Проект финансируется голландской авиакомпанией KLM и реализуется Дельфтским техническим университетом.

Данные, полученные в результате полета, должны быть проанализированы и инкорпорированы в компьютерную модель Flying-V.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.