Главное за неделю: первый крупный заказ на 737MAX за два года, сертификационные испытания китайского конкурента МС-21, неэталонный эксплуатант SSJ 100

ssj 100 red wings
:: Olga Dulova \ Red Wings

Входящая в тройку мировых производителей гражданской реактивной авиатехники компания считает, что размер — а главное, структура — мирового флота может претерпеть фундаментальное изменение в ближайшем будущем. Крупнейший европейский низкобюджетный перевозчик нарастил портфель твердых заказов на двухсотместные Boeing 737MAX до 210. Китайский перспективный среднемагистральный самолет C919 допущен к сертификационным испытаниям, но продвижению программы могут препятствовать намерения США объявить экономические санкции. Принадлежащая производителю Superjet 100 авиакомпания Red Wings подвела первые итоги эксплуатации типа; они далеки от эталона. Две авиакомпании избежали банкротства, а одна была вынуждена прибегнуть к реструктуризации через защиту от кредиторов. Турецкая грузовая авиакомпания войдет в пятерку крупнейших в мире. А новый армянский полносервисный перевозчик получил первый самолет. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

МЕНЬШЕ САМОЛЕТОВ, САМОЛЕТЫ МЕНЬШЕ

Входящая в тройку мировых производителей гражданской реактивной авиатехники бразильская компания Embraer считает, что размер (а главное, структура) мирового флота может претерпеть фундаментальное изменение в ближайшем будущем.

Помимо меньшего количества воздушных судов, необходимых авиакомпаниям в постковидном будущем, им будут нужны самолеты меньшей вместимости. В качестве аргумента компания приводит такие данные: с начала пандемии количество отказов от ранее размещенных заказов на среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты выросло на 213%, тогда как в сегменте ВС вместимостью до 150 мест — только на 25%. Поставки узкофюзеляжных самолетов сейчас на уровне 36% от прошлогодних; в сегменте самолетов меньшей вместимости — 52%.

По подсчетам Embraer, рынок самолетов вместимостью до 150 мест с 2020 по 2029 г. составит 5,5 тыс. ВС, в том числе 4,42 тыс. реактивных и 1,08 тыс. турбовинтовых региональных самолетов. Из них только 25% необходимо для роста флота.

На основании этих тенденций компания всерьез подумывает о запуске в 2022 г. новой программы турбовинтового самолета.

75 BOEING 737-8-200

С прогнозами несостоявшегося партнера, надо полагать, не вполне согласен его североамериканский сосед Boeing. Авиакомпания Ryanair разместила первый за два с лишним года крупный заказ на самолеты Boeing 737MAX, т. е. впервые с момента катастрофы самолета.

Крупнейший европейский низкобюджетный перевозчик подписал твердый контракт на поставку еще 75 B-737MAX, увеличив свой портфель заказов до 210 самолетов этого типа. Это приблизительно 5% всех предстоящих к исполнению заказов на тип. Все машины для Ryanair будут исполнены в модификации с увеличенной пассажировместимостью, получившей обозначение Boeing 737-8-200 (200-местный вариант Boeing 737MAX-8). В плотной компоновке дискаунтера самолет будет способен брать на борт 197 пасс., что позволит сократить расход топлива (в пересчете на одно кресло) на 16% по сравнению с эксплуатируемыми им сейчас самолетами. Авиакомпания продолжает переговоры с Boeing о приобретении еще более вместительных самолетов 737MAX-10.

Тем временем в преддверии возобновления поставок МАХ, после того как Федеральная авиационная администрация США (FAA) сняла запрет на коммерческую эксплуатацию типа, у Boeing появились новые возможности по финансированию поставок новых самолетов. Инвестиционная фирма Castlelake заключила партнерское соглашение с Boeing о предоставлении до 5 млрд долл. на финансирование таких сделок. Это сотрудничество даст дополнительные опции финансирования обновления парка авиакомпаниям с низким уровнем ликвидности, в то же время не увеличивая долговую нагрузку на производителя. Согласно договору, Castlelake совместно с финансовым подразделением американского самолетостроителя Boeing Capital обеспечит поддержку заказчиков новых самолетов Boeing (любых типов) посредством нескольких инструментов, включая мезонинное финансирование и финансовый лизинг с высоким соотношением стоимости активов к сумме кредита. Партнерство с Castlelake призвано оживить рухнувший спрос на новые самолеты и помочь производителю справиться с собственным долговым обременением. На конец сентября общая сумма долговых обязательств Boeing — до 59 млрд долл.

КИТАЙСКИЙ C919 ЛЕТИТ К СЕРТИФИКАЦИИ

А в Китае программа китайского C919 — среднемагистрального самолета, создаваемого для конкуренции с Boeing 737MAX, Airbus A320neo и российским МС-21, — вплотную подошла к сертификационным испытаниям. Но ее продвижению угрожает намерение США ввести экономические санкции против авиастроителей КНР. Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) выдала авторизацию на начало сертификационных испытаний, а производитель самолета — корпорация COMAC заявила, что рассчитывает получить сертификат типа национальных властей в 2021 г.

Однако продвижению программы могут существенно препятствовать предполагаемые намерения США объявить экономические санкции против ряда китайских промышленных предприятий, в число которых входят COMAC и AVIC. Прекращение поставок от одного или нескольких американских поставщиков нанесло бы серьезный урон программе, поскольку разработка и производство систем для коммерческих самолетов в КНР пока в незрелом состоянии и на создание турбовентиляторного двигателя, способного соответствовать сертификационным требованиям, могут уйти годы.

Компании российского авиапрома, по слухам, также находятся в черновике черного списка.

ЭТАЛОННЫЙ ЭКСПЛУАТАНТ SSJ 100 ПОКА ДАЛЕК ОТ ЭТАЛОНА

Принадлежащая Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), производящей самолеты Superjet 100, авиакомпания Red Wings подвела первые итоги эксплуатации SSJ 100. Средний налет на списочное судно в октябре–ноябре составил по 6 ч в сутки. За два с половиной месяца на ВС этого типа перевезено порядка 30 тыс. пасс. В парке авиакомпании, назначенной эталонным эксплуатантом Superjet 100, три российских региональных реактивных самолета, базирующихся в Екатеринбурге и выполняющих отсюда полеты в девять региональных городов и в Москву; длительность рейсов составляет от 1,5 до 3,0 ч. Средняя загрузка рейсов, на которых использовался SSJ 100, по итогам сентября, октября и ноября составила 60%.

Red Wings пока далеко до достижений региональной авиакомпании "Азимут", эксплуатирующей только SSJ 100 (12 воздушных судов), которая заявляет, что обеспечивает средний ежемесячный налет на каждое воздушное судно на уровне 250 ч (т. е. 8,3 ч в день), что является рекордом для данного типа ВС.

ОДНА НА ВЫХОД, ДВЕ НА ВХОД

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, нанес сокрушительный удар по рынку предоставления самолетов в аренду по схеме мокрого лизинга (ACMI). Литовская авиакомпания Avion Express (входит в группу Avia Solutions), специализирующаяся на предоставлении услуг по договорам ACMI (оплата за самолет, экипаж, техобслуживание и страхование), была вынуждена прибегнуть к реструктуризации через защиту от кредиторов. На фоне радикального сокращения расходов авиаперевозчикам, как правило, значительно проще отказаться от услуги ACMI, чем избавиться от самолета, взятого в операционный лизинг. Оператор продолжает свою операционную деятельность, но в существенно сокращенном объеме.

Как показывает практика, своевременно принятые меры, направленные на преодоление существующих затруднений, действительно могут работать.

В последний день ноября авиакомпания Condor освободилась из-под действия законодательства по защите от банкротства, получив одобрение кредиторов и судебной инстанции. Condor находилась под защитой с сентября 2019 г., после банкротства партнера —туркомпании Thomas Cook. Немецкий туристический перевозчик ожидает восстановление рынка летом 2021 г. Прогнозы компании связаны с ожиданием распространения вакцины от COVID-19 и повсеместного появления инфраструктуры для экспресс-тестирования. Авиакомпанию поддерживали на плаву краткосрочные займы и антикризисная помощь от правительства Германии в размере 550 млн евро для преодоления последствий пандемии.

Раннее авиакомпании Virgin Australia удалось избежать банкротства и выйти из-под кризисного управления. За это время австралийский перевозчик пересмотрел свою бизнес-модель и обзавелся новым гендиректором. Обновленная гибридная бизнес-модель будет позиционировать компанию между основными конкурентами: авиакомпанией "полного цикла" Qantas и низкотарифным перевозчиком Jetstar. Virgin Australia намерена сохранить свою долю внутреннего рынка на уровне порядка 30%, как это было до наступления пандемии COVID-19.

DELTA AIR LINES СОЦИАЛЬНО ДИСТАНЦИРУЕТСЯ

Вопреки распространенному мнению, что авиакомпаниям не выжить, если их заставлять обеспечивать социальную дистанцию во время полета, одна из крупнейших в мире авиакомпаний продолжает блокировать средние места в салоне самолета. Delta Air Lines — один из немногих перевозчиков в мире и единственный — в США, не заполняющий средние места до летней навигации следующего года. Коэффициент занятости кресел на узкофюзеляжных самолетах по-прежнему будет ограничиваться 60%. По мнению авиакомпании, ввиду повышающейся заболеваемости коронавирусом "сейчас не время открывать продажи на средние кресла".

Признавая, что такая политика дорого обходится авиакомпании, ее президент Эд Бастиан отметил, что Delta смогла сгенерировать в среднем больше прибыли в III квартале 2020 г., чем конкуренты — American Airlines или United Airlines, которые не прибегали к ограничительным мерам. В компании уверены, что лояльность клиентов компенсирует возможные потери от недополученной прибыли.

ГРУЗОВАЯ TURKISH CARGO ВОЙДЕТ В ПЯТЕРКУ КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ

Стабильно растущая потребность в грузовых авиаперевозках подвигла совет директоров турецкой авиакомпании Turkish Airlines принять решение о выделении в самостоятельную юридическую единицу подразделения, специализирующегося на воздушных грузоперевозках. Turkish Cargo нацелена на быстрое и амбициозное развитие: к 2023 г. она должна входить в пятерку крупнейших грузовых авиаперевозчиков в мире. Независимый статус подразделения в дальнейшем позволит рассматривать возможности стратегического участия в компании иностранных партнеров.

А немецкая DHL в следующие два года инвестирует почти 900 млн долл. в развитие бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такое решение принято на фоне растущего спроса на грузоперевозки и резкого сокращения предложения по транспортировке грузов в багажных отсеках пассажирских авиалайнеров. В то время как провозные емкости в багажных отсеках пассажирских самолетов сократились на 75%, грузооборот в Азиатско-Тихоокеанском регионе за первые девять месяцев текущего года снизился на 27% по сравнению с тем же периодом 2019 г.

Из запланированного объема инвестиций 60 млн евро будет направлено на приобретение грузовых самолетов. Однако крупнейшей инвестицией является расширение центральноазиатского хаба в Гонконге. Площадью 47 тыс. кв. м, этот центр увеличил возможности компании в шесть раз с момента его ввода в эксплуатацию в 2004 г.

НОВАЯ АРМЯНСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ ПОЛУЧИЛА ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ

Недавно образованная частная армянская Fly Armenia Airways получила свой первый самолет — Boeing 737-400. Полносервисная авиакомпания, нацеленная исключительно на международный рынок, выбрала для него компоновку с 8 местами бизнес-класса и 146 экономического. Директор авиакомпании Норберт Винклер заявил, что она "очень скоро начнет осуществлять свои первые рейсы", а "в январе–феврале 2021 г. будет привезено большее количество самолетов". Комитет гражданской авиации Республики Армения выдал Fly Armenia Airways сертификат эксплуатанта в июле. Среди планируемых направлений полетов из Еревана на сайте авиакомпании указаны Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Марсель (Франция), Прага (Чехия), Дамаск (Сирия). Как компания планирует выполнять рейсы в Европу, неясно: перевозчики страны в черном списке ЕС.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.