Главное за неделю: первый полет МС-21-310, первый полет Ил-114-300, первая поставка Boeing 777F в РФ, 13-й Superjet 100 для "Азимута"

:: ОАК

Сразу два гражданских российских самолета впервые поднялись в воздух на этой неделе: модификация среднемагистрального МС-21, оснащенного двигателями российского производства, — МС-21-310 и региональный турбовинтовой Ил-114-300, также с российскими двигателями. Это значительное инженерно-техническо-организационное достижение для авиапрома, но пока оно ничего не дает потенциальным эксплуатантам. Единственный в мире эксплуатант только самолетов Superjet 100 — "Азимут" получил 13-й SSJ 100 и гарантии дальнейших субсидий. "Аэрофлот" уменьшился на одну авиакомпанию и избавляется от российских самолетов. На волне устойчивого спроса на авиагрузоперевозки группа "Волга-Днепр" ввела в эксплуатацию новый для РФ тип воздушного судна — Boeing 777F. Начались поставки специализированного грузового варианта европейского турбовинтового самолета ATR 72-600F. Доля грузовых самолетов Boeing в общем количестве поставок в этом году выглядит удивительно: 31% по сравнению с обычными 8%. Авиакомпании США уволили 37 тыс. чел. за месяц после истечения срока действия программы господдержки — компенсации фонда заработных плат во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Правительство РФ согласилось выплатить авиакомпаниям обещанную компенсацию.

Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ДВА ПЕРВЫХ ПОЛЕТА

Сразу два гражданских российских самолета впервые поднялись в воздух на этой неделе, оба — накануне ежегодной пресс-конференции президента РФ. 15 декабря состоялся первый полет модификации среднемагистрального самолета МС-21, оснащенного двигателями ПД-14 российского производства, — МС-21-310. 16 декабря совершил первый полет региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300 с российскими двигателями ТВ7-117СТ-01 — спустя 30 лет после того, как впервые поднялся в воздух Ил-114, на основе которого сделана эта новая глубокая модификация. 17 декабря состоялась большая пресс-конференция, на которой глава государства упомянул оба события.

В инженерно-техническом смысле для российской авиапромышленности в целом и каждого, кто вложил свои знания и труд в эти два проекта, это, несомненно, огромное достижение. Например, ПД-14 — первый с начала 1990-х гг. полностью российский турбовентиляторный двигатель, созданный для гражданской авиации.

С коммерческой и эксплуатационной точки зрения проектам МС-21 и Ил-114-300 еще только предстоит доказать свою состоятельность. В глазах потенциальных эксплуатантов это все еще перспективные, а не реальные самолеты, выход на рынок которых серьезно задерживается (единичные поставки ожидаются не ранее 2023 г.).

ТРИНАДЦАТЫЙ SUPERJET 100 ДЛЯ "АЗИМУТА"

Авиакомпания "Азимут", являющаяся единственным в мире перевозчиком, эксплуатирующим исключительно самолеты Superjet 100 российского производства, продолжила пополнять флот ВС этого типа. Перевозчик Юга России получил 13-й SSJ 100. Это второй самолет, полученный по соглашению с новым партнером — госкомпанией "ПСБ Лизинг" (структура оборонного банка "Промсвязьбанк"). Все предыдущие ВС передавались "Азимуту" в лизинг через другую госструктуру — Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Получая суперджеты, "Азимут" рассчитывает на максимальные преференции в получении субсидирования авиаперевозок.

"АЭРОФЛОТ" УМЕНЬШИЛСЯ НА ОДНУ АВИАКОМПАНИЮ И ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ

Совет директоров "Аэрофлота" утвердил передачу 37 из 54 эксплуатирующихся у него региональных самолетов российского производства Superjet 100 дочерней компании "Россия", а также переуступку ей прав по договорам аренды пяти новых SSJ 100. Ожидается, что передачу всех SSJ 100 из своего парка "Аэрофлот" завершит до конца 2022 г. В рамках новой стратегии развития "России" до 2028 г. планируется переход на технику преимущественно российского производства, которой в настоящий момент нет в ее флоте. Через восемь лет парк Superjet 100 авиакомпании должен вырасти до 150 ВС.

Кроме того, "Аэрофлот" продает дочернюю дальневосточную авиакомпанию "Аврора" Сахалинской области за 1 рубль. Решение о прекращении участия в "Авроре" путем продажи 51% акций Корпорации развития Сахалинской области было принято на заседании совета директоров. Таким образом, убыточная "Аврора" будет выведена из крупнейшей российской группы авиакомпаний, в которой останутся "Аэрофлот", лоукостер "Победа" и "Россия". На базе "Авроры" будет организована новая единая дальневосточная авиакомпания. Подписание акционерного соглашения о ее создании ожидается до конца года. Компания с рабочим названием "Тайга" будет иметь сеть из 535 маршрутов, ее ожидаемый пассажиропоток составит порядка 2 млн чел. в год, примерная потребность во флоте "для местных перевозок" оценивается в 186 воздушных судов.

ПЕРВЫЙ "ГРУЗОВИК" BOEING 777F В РОССИИ

На волне устойчивого спроса на авиагрузоперевозки в условиях пандемии крупнейший российский грузовой перевозчик AirBridgeCargo (входит в группу "Волга-Днепр") ввел в коммерческую эксплуатацию новый для РФ тип воздушного судна — Boeing 777-200F. Самолет будет выполнять рейсы на транссибирском маршруте. В-777F является самым большим грузовым двухдвигательным самолетом, а также самым "дальнобойным" и экономичным. Он дополняет флот АВС, состоящий только из самолетов семейства Boeing 747F.

ПЕРВЫЙ ГРУЗОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ATR 72

В стане региональных фрейтеров тоже есть новости. Начались поставки специализированного грузового варианта европейского турбовинтового самолета ATR 72-600F. Программа была запущена в 2017 г. благодаря твердому заказу американской FedEx Express на 30 ВС и опциону на 20. Компания экспресс-доставки почты и грузов заменяет конвертированные из пассажирских "грузовики" ATR на новые турбопропы, построенные прицельно для грузоперевозок. Они имеют боковую грузовую дверь размерами 2,94 м в ширину и 1,8 м в высоту; предоставляют возможность трех способов погрузки/разгрузки; вмещаются пять палет или семь контейнеров LD-3; имеют большую грузоподъемность самолета и увеличенную дальность.

"ГРУЗОВИКИ" ВЫРУЧАЮТ BOEING

Поставки грузовых самолетов Boeing достигли рекордных показателей, став для американского производителя светлым пятном на общем удручающем фоне 2020 г. На конец ноября из 90 широкофюзеляжных самолетов, поставленных Boeing за 11 месяцев текущего года, 37 — грузовые. Доля грузовых самолетов в общем количестве поставок выглядит впечатляюще: на середину декабря она составляет 31% по сравнению с обычными 8%. Очевидно, что на такую динамику в первую очередь повлиял запрет на эксплуатацию узкофюзеляжных Boeing 737MAX, продлившийся с марта 2019 по ноябрь 2020 г., в течение которого все поставки МАХ были приостановлены.

37 ТЫСЯЧ РАБОЧИХ МЕСТ СОКРАТИЛИ АВИАКОМПАНИИ США ЗА МЕСЯЦ

Согласно данным Бюро транспортной статистики, авиакомпании США уволили 37 тыс. сотрудников за месяц, после того как 1 октября истек срок действия программы государственной поддержки, обеспечивавшей компенсацию фонда заработных плат во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

С октября 2019 г. количество работников, находящихся на полной занятости в авиакомпаниях США, упало на 86 тыс. чел. На полной занятости в воздушном транспорте США остаются 368 тыс. чел.; это самый низкий показатель с 1990 г. (с этого года ведется статистика). Наибольшее сокращение рабочих мест произошло у традиционных сетевых авиаперевозчиков.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ СОГЛАСИЛОСЬ ВЫПЛАТИТЬ АВИАКОМПАНИЯМ ОБЕЩАННУЮ КОМПЕНСАЦИЮ

Пока о столь массовых увольнениях не говорят в авиакомпаниях России. Правительство России приняло доводы находящейся в кризисном состоянии отрасли воздушного транспорта и согласилось выплатить оставшуюся, невыбранную сумму из 23,4 млрд руб. субсидий на частичную компенсацию расходов вследствие пандемии COVID-19, обещанных перевозчикам весной.

Кабмин "продлил" программу поддержки авиакомпаний, теперь авиаперевозчики могут рассчитывать на частичную компенсацию потерь с августа по ноябрь.

Первоначальные меры поддержки авиакомпаний были рассчитаны лишь на февраль–июль, и из 23,4 млрд руб. субсидий отрасль смогла выбрать только 15,8 млрд руб.

Теперь же программа продлевается до ноября, при этом применяемый для расчета субсидии размер расходной ставки увеличивается с 365 до 685 руб. за каждого "потерянного" пассажира.

Есть надежда, что помощь государства может быть продолжена в 2021 г. В начале года Росавиация планирует разработать предложения по дополнительным мерам поддержки предприятий воздушного транспорта.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.