Главное за неделю: первый полет нового бизнес-джета, первый полет офшорного российского вертолета, поставка последнего мегалайнера A380

Самые важные новости гражданской авиации России и мира
грузовой самолет airbus A350F авиакомпании Singapore Airlines
:: Airbus

Неделя 13–19 декабря подарила множество авиационных событий, но, пожалуй, ее можно назвать неделей Airbus: состоялся первый полет бизнес-джета, созданного на базе регионального лайнера A220, два давних клиента Boeing заказали 300 европейских самолетов, в два раза увеличилось количество заказчиков на грузовой A350F, поставлен последний произведенный A380, Airbus поучаствовал в создании альянса, который разработает дорожную карту для производства и использования "зеленого" топлива в России, что позволит выполнить первый в РФ полет на экотопливе до 2024 года.

Но было и много других новостей, о которых можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ВОЗДУШНЫЙ ТОРМОЗ

Согласно появившимся на этой неделе предварительным итогам ноября, темпы восстановления пассажиропотока российских авиакомпаний замедлились: если отрицательная разница с "доковидными" показателями в октябре составляла всего 2,2%, то в ноябре количество перевезенных пассажиров было на 10% меньше, чем в соответствующем месяце докризисного 2019 года. Участники топ-5 демонстрируют разную динамику. Показатели "Аэрофлота" и "Уральских авиалиний" отрицательны: –43% и –16% к ноябрю 2019 года соответственно; у лоукостера "Победа" и "России" они существенно растут: +38% и +26%; S7 Airlines также на позитиве: +4%. Входящие в группу "Аэрофлот" авиакомпании "Победа" и "Россия" прогрессируют в том числе за счет получения от материнской компании самолетов и маршрутов. S7 Airlines отмечает рост доли международных пассажиров.

АВИАКОМПАНИИ РАЗВИВАЮТСЯ

Из аэропорта Пулково запущен первый регулярный рейс в рамках режима снятия ограничений на полеты иностранных авиакомпаний. Полет в столицу Болгарии по седьмой степени свободы выполнил агрессивный венгерский лоукост-перевозчик Wizz Air, имеющий большие планы на Россию.

Со временем, если мир справится с пандемией и откроется полноценное международное сообщение, режим седьмой степени свободы воздушного пространства, действующий не только в Санкт-Петербурге, но и в Калининграде, может стать серьезным вызовом для российских авиакомпаний.

В Европе, где перевозчики стран ЕС вольны выбирать себе любые аэропорты, латвийская airBaltic решила попытать счастья за пределами "домашнего" рынка и впервые открывает базу вне Прибалтики — в финском Тампере. На семи рейсах из города с населением чуть больше 200 тыс. чел. у нее не будет конкурентов.

Air France — KLM Group, ведущая активную работу по реструктуризации долговой нагрузки и финансового оздоровления, вернула 500 млн евро правительству Франции, полученных в качестве антикризисной поддержки авиакомпаниям этой франко-голландской группы в начале пандемии.

По другую сторону Ла-Манша британская British Airways создает инструмент борьбы с низкобюджетными конкурентами. Операционно независимая компания BA EuroFlyer с марта будет конкурировать с лоукостером ЕasyJet на 33 из 35 запускаемых маршрутов из лондонского Гэтвика.

На Украине, на фоне борьбы собственников крупнейшего перевозчика страны за влияние внутри компании, "Международные авиалинии Украины" распространили документ, обосновывающий действия компании в период кризиса, из которого следует, что МАУ трансформируются из сетевого в гибридного перевозчика, уменьшаясь в размере.

В Узбекистане национальный перевозчик Uzbekistan Airways, работающий над укреплением своих позиций в регионе, инвестирует в развитие информационных технологий. Компания приступила к внедрению полного комплекса решений платформы обслуживания пассажиров разработки Amadeus и осуществила миграцию инвенторной и дистрибутивной систем на платформу Altea.

Китай готовится обеспечить эпидемиологическую безопасность зимних Олимпийских игр — 2022 в Пекине. В соответствии с политикой "ноль-COVID", поездки в Китай и внутри него будут существенно ограничены. Участников Олимпиады просят для прибытия использовать специальные чартерные рейсы, которые будут организованы только из 15 городов.

НЕДЕЛЯ AIRBUS

За один день на этой неделе, 16 декабря, Airbus получил заказы на 140 самолетов и опцион еще на 162 от двух клиентов. Но еще более значимым для европейского производителя является тот факт, что оба заказа — стратегические решения по обновлению парка, сделанные давними клиентами американского Boeing: группой Air France — KLM и австралийским флагманом Qantas.

После анонсирования этих заказов с новой силой стали раздаваться голоса экспертов, призывающих американского производителя ускорить принятие решения по разработке нового самолета среднего класса. По их мнению, потенциал задуманного в 60-х годах прошлого столетия В-737 исчерпан и модель MAX полностью проигрывает ультрадальнему A321neo XLR.

Другое важное развитие для Airbus — наращивание клиентской базы грузового A350F: Air France — KLM подписала протокол о намерениях на приобретение четырех самолетов, и стало известно, что первым эксплуатантом недавно запущенного ВС будет Singapore Airlines. Сингапурский национальный перевозчик подписал письмо о намерениях на семь фрейтеров и опцион еще на пять. Ввод ВС в эксплуатацию намечен на IV квартал 2025 года. Первыми заказчиками A350F ранее стали лизинговая компания Air Lease Corporation (семь самолетов) и гигант контейнерных морских перевозок — французская группа CMA CGM (четыре самолета).

Еще одно знаменательное событие: 14 декабря совершил первый полет ультрадальний бизнес-джет ACJ TwoTwenty.

Самолет корпоративного класса, созданный на базе регионального лайнера A220-100 (программу которого, известную под именем CSeries, Airbus в свое время дальновидно приобрел у Bombardier), поступит в эксплуатацию в начале 2023 года.

16 декабря завершилась одна из самых коротких эпох в истории авиастроения: авиакомпания Emirates получила последний произведенный двухпалубный Airbus A380. Однако это событие не означает, что самый большой коммерческий авиалайнер скоро исчезнет с экранов радаров.

БЕЗВРЕДНАЯ АВИАЦИЯ

Использование альтернативных источников энергии в авиации неизбежно. И этот момент — не такое далекое будущее даже для РФ.

Европейский авиастроительный гигант, российская нефтяная компания, три крупнейшие группы авиакомпаний страны и два научных института поставили амбициозную цель: выполнить первый в России полет на экологически чистом авиационном топливе (sustainable aviation fuel — SAF) до 2024 года. Они сформировали Евразийский SAF-альянс, который разработает дорожную карту для производства и использования "зеленого" топлива в России.

В США стартап-компания Regent Craft получила многомиллионный невозвращаемый депозит за новый вид регионального транспортного средства — надводный глайдер-экраноплан с электродвигателем. Авиакомпания Southern Airways Express планирует использовать эти транспортные средства, объединяющие в себе свойства судна и летательного аппарата, для полетов на маршрутах, проходящих над водой вдоль береговых линий восточного побережья США

РОССИЙСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ

Первый российский офшорный вертолет совершил первый полет. Основным потенциальным заказчиком Ми-171А3 является "Газпром", который рассчитывает с 2023 по 2030 год получить 16 ВС этого типа.

Другой отечественный вертолет — "Ансат" получил обновленный сертификат, увеличивающий ресурс основных агрегатов, что создает предпосылки для уменьшения стоимости летного часа этого легкого вертолета.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.