Главное за неделю: самый массовый самолет выведен из эксплуатации, девятилетняя задержка с открытием аэропорта, 50 ВС во флоте "Уральских авиалиний"

Самолет Ту-154 :: Александр Листопад
Самолет Ту-154 :: Александр Листопад

В то время как пораженное последствиями бушующей пандемии международное пассажирское воздушное сообщение остается практически закрытым, внутренний российский рынок в сентябре вырос на 6,8%. При этом шесть перевозчиков даже умудрились достигнуть роста операционных показателей. Совершил заключительный полет последний в РФ гражданский Ту-154 — самый массовый советский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет. Мы вместе с Aviation Week выясняли, правда ли, что иностранные поставщики отказались от поставок жизненно важных комплектующих для российского авиапрома. "Россия" подтвердила, что получит сразу 10 отечественных SSJ 100 в декабре, а флот "Уральских авиалиний" вырос до 50 самолетов европейского производства. Оказывается, что перевозки грузов не панацея — пандемия способствует обогащению лишь отдельных грузовых авиакомпаний. 200 европейских аэропортов находятся на грани банкротства, а в этот момент открывается Берлин-Брандербург — с задержкой в девять лет! Обсуждая возможные варианты и формируя планы, мы оказываем влияние на выбор того будущего, которое наступит. 11–12 ноября состоится ключевое отраслевое мероприятие: международный форум "Крылья будущего", который пройдет в онлайн-формате, что позволит еще больше расширить аудиторию и привлечь выдающихся спикеров. Как часть вклада в поддержку отрасли организатор — компания ATO Events сделала участие бесплатным для сотрудников авиакомпаний, аэропортов и тревел-компаний. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

ВЫРОС ВНУТРЕННИЙ ПАССАЖИРОПОТОК В РФ В СЕНТЯБРЕ

В последнюю неделю месяца появляется окончательная и подробная статистика авиаперевозок за прошедший месяц. Из только что опубликованных данных получается, что сентябрь оказался вполне успешным месяцем для российских авиакомпаний с точки зрения операционных показателей и с учетом продолжающегося мирового кризиса авиатранспортной индустрии, вызванного пандемией COVID-19. Хотя из-за ограничений на международных направлениях пассажиропоток в целом по отрасли сократился на 31,7%, внутренний рынок вырос на 6,8%. При этом шесть перевозчиков даже смогли показать рост операционных показателей. И это не только две авиакомпании первой пятерки — частная S7 Airlines и лоукостер "Победа", но и региональные "Нордавиа", "Азимут" и "Алроса", а также перевозчики, обслуживающие местные линии, — "Сибирская легкая авиация" и "ЧукотАвиа".

Практически закрытый для нормальной работы международный рынок тянет показатели вниз: в сентябре на МВЛ российские авиакомпании перевезли на 77,7% меньше пассажиров.

САМЫЙ МАССОВЫЙ СОВЕТСКИЙ САМОЛЕТ ЗАВЕРШИЛ КАРЬЕРУ В ГА РФ

28 октября рейсом из г. Мирного в новосибирский аэропорт Толмачево завершилась эксплуатация самолетов Ту-154 в гражданской авиации России. Самолет был разработан в конструкторском бюро Туполева. Его первый полет состоялся 3 октября 1968 г., а эксплуатация на регулярных пассажирских рейсах началась 9 февраля 1972 г. Ту-154 стал самым массовым советским реактивным среднемагистральным пассажирским самолетом. В общей сложности их было построено порядка 1000 единиц. Фоторепортаж нашего сибирского корреспондента о заключительном рейсе последнего в России гражданского Ту-154 (авиакомпании "Алроса") можно посмотреть здесь.

РОССИЙСКИЙ АВИАПРОМ ОПАСАЕТСЯ ПОТЕРЯТЬ ДОСТУП К ЗАПАДНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Создание современного конкурентоспособного гражданского самолета немыслимо без международной кооперации. Но сложная геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия, вынуждает ее балансировать между развитием импортозамещения иностранных компонентов в собственных гражданских авиационных программах и поддержанием отношений с зарубежными партнерами для сохранения доступа к передовым западным технологиям. После недавнего заявления чиновника из Минпромторга, что иностранные поставщики единовременно отказались от поставок комплектующих для российской авиации, ATO.ru вместе со своим партнером — крупнейшим в мире авиационным изданием Aviation Week провели опрос ключевых западных поставщиков. Пять из них утверждают, что не прерывали сотрудничество с Россией.

"РОССИЯ" ПОЛУЧИТ СРАЗУ ДЕСЯТЬ SUPERJET 100 В ДЕКАБРЕ

Но самолеты российского производства продолжат (хотя и неспешно) поступать эксплуатантам. Входящая в группу "Аэрофлот" авиакомпания "Россия" подтвердила намерение получить первые 10 самолетов Superjet 100 уже до конца этого года и сформировала специализированный летный отряд для освоения российской техники, которой в настоящий момент нет в ее флоте. Часть вводимых самолетов — это бывшие в эксплуатации ВС, которые передаются из материнской компании, а несколько машин будут новыми. SSJ 100 забазируют в московском Шереметьево. Если все пойдет по плану, в 2028 г. авиакомпания будет использовать 150 "суперджетов" из нескольких аэропортов по всей России.

ДО 50 САМОЛЕТОВ ВЫРОС ФЛОТ АВИАКОМПАНИИ "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ"

Между тем "Уральские авиалинии", опережающие в последние месяцы "Россию" в рейтинге крупнейших авиакомпаний страны, пополнили парк очередным Airbus A321, который стал для нее 50-м ВС западноевропейского производства. До конца года уральцы планируют приобрести еще одно ВС такого типа. Интересно, что, как и полученный две недели назад другой A321, самолет изначально предназначался еще одной российской компании — Red Wings, которая, по решению собственника (ОАК), в настоящее время активно вводит в эксплуатацию самолеты российского производства Superjet 100.

В условиях продолжающегося жесточайшего кризиса пассажирских авиаперевозок перед авиакомпанией стоит вопрос, как эффективно распорядится растущим флотом. "Уральские авиалинии" вынуждены до конца декабря отменить рейсы по девяти направлениям из Жуковского и отложить открытие полетной программы из Внуково в Симферополь. А пока авиакомпания получила разрешения на выполнение регулярных грузовых рейсов по 16 международным направлениям и переоборудовала под грузовые перевозки уже 5 из 50 пассажирских лайнеров.

ПАНДЕМИЯ ОБОГАЩАЕТ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВИАКОМПАНИИ

Но грузовые авиаперевозки не панацея для всех, предупреждает руководитель отдела авиаперевозок AsstrA Антон Сейчасов. Он уверен, что текущая кризисная ситуация ни в коей мере не способствует развитию авиагрузового бизнеса в целом. Пандемия способствует обогащению лишь отдельных грузовых авиакомпаний. Раньше было проще найти прямой рейс, без перевозки грузов по земле и минуя большой транспортный узел. Из-за сокращения перевозок в багажных отделениях пассажирских самолетов хабовые модели становятся единственными опциями для доставки. Клиенты чувствуют дефицит грузовой емкости (но не грузовых самолетов) — стоимость перевозок растет.

200 ЕВРОПЕЙСКИХ АЭРОПОРТОВ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА

Драматичную картину рисуют цифры, обнародованные Международным советом аэропортов ACI Europe: 193 аэропортам континента грозит финансовая несостоятельность в ближайшие месяцы, если приемлемый уровень пассажиропотока не восстановится к концу года. Совокупно эти аэропорты предоставляют 277 тыс. рабочих мест и генерируют 12,4 млрд евро европейского ВВП. Долговая нагрузка 20 крупнейших аэропортов выросла на 15 млрд евро, что составляет почти 60% их годовых доходов в нормальных условиях.

Пассажиропоток в странах Европы сократился на 73% в сентябре. ACI предупредил о коллапсе значительной части европейской транспортной системы и присоединил свой голос к общеотраслевому требованию заменить вводимые правительствами карантины на повсеместные тесты на COVID-19.

АЭРОПОРТ БЕРЛИН-БРАНДЕНБУРГ: КОШМАР ЗАКОНЧИЛСЯ С ДЕВЯТИЛЕТНЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ

В такой жуткой обстановке последнее, что нужно, — новый европейский аэропорт. Но именно это произошло 31 октября. С 9-летней(!) задержкой открылся Берлин-Бранденбург. Долгострой лег позорным пятном на инженерно-инфраструктурное планирование Германии. То, что аэропортовые проекты отстают от графиков, — обычное дело. Но девять лет!.. О некоторых из мириад причин этого фиаско можно прочитать здесь. Сейчас совокупная пропускная способность аэропорта превышает 40 млн пасс., но в этом году берлинские аэропорты обслужат только 10 млн. Проблема недостаточной пропускной способности в обозримом будущем не появится на повестке дня. Кроме того, лоукост-сегмент будет восстанавливаться быстрее, чем традиционные перевозки, а это значит, что инфраструктура и цены на услуги основного терминала аэропорта Берлин-Бранденбург, созданные под "полносервисные" авиакомпании, окажутся еще более неуместными, чем девять лет назад.

РЕЙТИНГ ИЗВЕСТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ ПО РАСХОДАМ НА ПОЛЕТЫ НА БИЗНЕС-ДЖЕТАХ

Наши подписчики узнают, кто из знаменитостей больше всех тратит на индивидуальный авиатранспорт. Каковы годовые расходы на бизнес-джет, например, у киноактеров Джона Траволты, Джима Кэрри и Тома Круза или музыкантов Бейонсе и Jay Z, Тэйлор Свифт и Селин Дион. Ну, или у Дэвида Бекхэма.

ИНТЕРВЬЮ С ГУРУ

Стивен Удвар-Хази является одним из величайших авторитетов в мире авиационного лизинга, мнения которого имеют непосредственное влияние на отрасль. Кроме того, он директор американской региональной авиакомпании SkyWest, действующий линейный пилот с допусками на несколько типов ВС. В своем интервью (доступном нашим подписчикам) он рассказал, как пандемия открыла новую эпоху во взаимозависимости авиакомпаний и лизингодателей, поделился мнением о возобновлении эксплуатации Boeing 737MAX, видением о перспективах китайских узкофюзеляжных самолетов и т. д.

КАК ЗАКОННО ПЕРЕВЕЗТИ ПАССАЖИРА НА ВЕРТОЛЕТЕ?

Зачастую перевозки пассажиров вертолетами происходят по сложным, многоплечевым маршрутам (включая кольцевые сегменты или ответвления) в удаленных населенных пунктах, где может вообще не быть аэропорта, внесенного в традиционные системы бронирования. В РФ вертолетные операторы частенько пытаются оформлять перевозку под видом авиационных работ. Однако подобная практика противоречит воздушному законодательству и может обернуться для них серьезными проблемами. Но сейчас появился и уже внедрен работающий инструмент, для того чтобы оформлять перевозку пассажиров по авиационным правилам в любой точке страны.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.