Главное за неделю: "Вертолеты России" создадут вертолет в Италии, "Россия" переходит на российские самолеты, ноль заказов для Airbus и Boeing

проект легкого вертолета VRT500
VRT500 :: "ВР-Технологии"

Пока авиаперевозки в России потихоньку восстанавливаются, появился сдержанно-оптимистичный прогноз на 2021 г.: 104 млн пасс. Быстрее всех восстанавливаются низкобюджетные перевозчики ("Победа" выросла на 17,8%, казахстанский лоукостер FlyArystan наращивает флот), дотируемые эксплуатанты (спонсируемые самолеты и рейсы Red Wings) и эффективно работающие частные компании (S7 — лидер рынка на протяжении шести месяцев). Авиакомпания "Россия" сделала первый шаг к переходу на российские самолеты Superjet 100. Эксклюзив: "дочка" "Вертолетов России" купила итальянскую компанию имеющую разрешение на конструкторскую деятельность от Европейского агентства EASA, что, возможно, позволит ей создать конкурентоспособный продукт в сегменте легких вертолетов. За первый месяц осени ни Boeing ни Airbus не удалось получить ни одного заказа на самолеты.

Авиаперевозчики, лизинговые компании, финансовые институты ― как жить дальше? Где взять деньги? Обсуждению этих вопросов посвящена конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и Центральной Евразии", которую компания ATO Events проведет 27 октября в онлайн-режиме. Об этих и других новостях можно узнать из недельной подборки самых значимых событий в гражданской авиации России и всего мира, а также из материалов на нашем сайте ATO.ru ("Авиатранспортное обозрение").

РОССИЯ РАСШИРЯЕТ МЕЖДУНАРОДНОЕ АВИАСООБЩЕНИЕ

Правительство РФ одобрило возобновление авиасообщения с Кубой, Сербией и Японией. Кроме того, увеличится количество рейсов в Белоруссию, Швейцарию, ОАЭ и на Мальдивские острова. Это хорошие новости. Интрига заключается в том, каким российским перевозчикам, кроме "Аэрофлота", достанутся прибыльные рейсы.

ПРОГНОЗ ПО АВИАПЕРЕВОЗКАМ В РФ В 2021 ГОДУ: 104 МЛН ПАССАЖИРОВ

Транспортная клиринговая палата (ТКП), наделенная функцией сбора статистики по авиаперевозкам в РФ и обладающая внушительной экспертизой, считает, что в 2021 г. рынок продемонстрирует некоторое восстановление. Ожидается, что российские авиаперевозчики обслужат 77 млн пасс. на ВВЛ и 27 млн — на МВЛ, что суммарно дает 104 млн чел. Такой прогноз сделала представитель ТКП, выступая на прошедшем на этой неделе онлайн-форуме Digital Aviation and Travel Forum. По итогам 2020 г. авиакомпании страны перевезут 71 млн пасс., в том числе 59 млн на внутренних воздушных линиях и 12 млн — на международных, ожидают в компании.

ЧАСТНАЯ S7 AIRLINES — ЛИДЕР РОССИЙСКОГО РЫНКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Пока что в стране действительно происходит постепенное восстановление пассажиропотока. По предварительным данным, в сентябре российские авиакомпании перевезли 8,65 млн пасс., что составляет минус 32,5% по сравнению с объемами за аналогичный период прошлого года, но по сравнению с августом падение пассажиропотока замедлилось еще на 4,1 процентного пункта. На протяжении вот уже шести месяцев частная S7 Airlines ("Сибирь") продолжает удерживать лидерство по количеству обслуженных пассажиров — в сентябре она перевезла 1,43 млн чел. Поразительно, но второй месяц подряд перевозчику удается превышать соответствующие показатели докризисного 2019 г. В условиях отсутствия полноценного международного авиасообщения "Аэрофлоту" не удается перевезти и половины от обычно обслуживаемого им числа клиентов. Самым быстрорастущим третий месяц подряд остается единственный российский бюджетный перевозчик "Победа", который на невероятные по сегодняшним меркам 17,8% превысил показатели прошлого года. Еще один частный перевозчик "Уральские авиалинии" демонстрирует эффективное восстановление — до прошлогоднего показателя ему не хватило 10,6%.

Всего за девять месяцев российскими компаниями перевезено 52,56 млн пасс., падение на 47%.

АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ" ПЕРЕХОДИТ НА РОССИЙСКИЕ САМОЛЕТЫ

Авиакомпания "Россия" делает первые шаги по реализации своей части новой стратегии группы "Аэрофлот", в которой ей отводится роль эксплуатанта авиатехники российского производства: санкт-петербургский перевозчик объявил тендер на поставку в операционный лизинг сроком на 12 лет первой партии самолетов Superjet 100, которые должны быть поставлены уже в этом году.

"Россия" сосредоточится на региональных, социальных и субсидируемых направлениях полетов. Предполагается, что к 2028 г. ее флот будет состоять из 250 воздушных судов, из которых 235 — продукция российской авиапромышленности: 150 Superjet 100 и 85 МС-21. Это означает, что все эксплуатирующиеся сейчас в "Аэрофлоте" 54 SSJ 100, заказы на 95 Superjet 100 и 50 МС-21, а также опцион еще на 35 МС — все перейдет "России". В настоящее время авиакомпания использует 54 ВС западного производства.

ТРЕТИЙ "СУПЕРДЖЕТ" И ВТОРОЙ БАЗОВЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

А пока активно получать невостребованные рынком Superjet 100 продолжает только принадлежащая производителю этих самолетов Red Wings. После получения и базирования трех SSJ 100 в аэропорту Екатеринбурга авиакомпания запускает масштабный, но не рыночный проект по созданию в Кольцово регионального хаба при поддержке правительства Свердловской области, холдинга "Аэропорты регионов" и государства. По свежим данным, в 2021 г. из уральского аэропорта по 25 маршрутам (20 из которых — субсидированные) будут летать 10 краснокрылых "суперджетов", которые перевезут 600 тыс. пасс. В проект настойчиво пытаются вовлечь базового перевозчика аэропорта — "Уральские авиалинии".

ФЛОТ ЛОУКОСТЕРА FLYARYSTAN РАСТЕТ

При прочих равных условиях в современном мире лучше себя чувствуют лоукостеры. Как в России группа "Аэрофлот" делает ставку на "Победу", так в Казахстане группа Air Astana продолжает развивать дискаунтера FlyArystan. Флот "дочки" казахстанского национального перевозчика пополнился очередным Airbus A320 и вырос до семи ВС. Самолет будет летать из новой региональной базы перевозчика — аэропорта Атырау. Нефтяная столица республики недавно стала его третьей, после Алма-Аты и Нур-Султана, базой.

Тем временем появилась свежая статистика по состоянию дел на рынке авиаперевозок центрально-азиатской республики. Все казахстанские авиакомпании за 9 месяцев перевезли на 40% меньше пассажиров. Хотя в сентябре они продолжили улучшать показатели, пассажиропоток сократился всего на 19,7%. При этом услуги воздушного транспорта подешевели на 9,0%, доходы перевозчиков упали на 54,3%.

ПРОЕКТ VRT500 "ВЕРТОЛЕТОВ РОССИИ" СТАНОВИТСЯ ИТАЛЬЯНСКИМ

Дочерняя компания "Вертолетов России" — "ВР-Технологии" — в мае этого года купила итальянскую авиационную компанию Vertex Aero, узнало ATO.ru. На ее мощностях она собирается производить перспективный легкий вертолет VRT500. Целью приобретения итальянского авиапроизводителя было имеющееся у него разрешение на конструкторскую деятельность от Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA), что облегчит сертификацию VRT500 в Европе. Организовав испытания, а в дальнейшем и производство VRT500 силами Vertex Aero, "ВР-Технологии" фактически превращают этот проект из российского в итальянский, что облегчит его сертификацию в Европе. В нынешних условиях это, возможно, единственный путь для "Вертолетов России" создать конкурентоспособный продукт в сегменте легких вертолетов.

AIRBUS + BOEING = НОЛЬ ЗАКАЗОВ В СЕНТЯБРЕ

За первый месяц осени ни одному из двух крупнейших в мире авиастроителей не удалось получить ни одного заказа на самолеты. Новых заказов Boeing в сентябре не поступило, зато портфель заказов программы В-737 сократился на четыре единицы. Пандемия нанесла удар и по плану поставок: американская компания поставила мизерные 11 ВС. Это важный индикатор — при получении самолета заказчик платит значительную часть его стоимости. За сентябрь в Airbus не поступило новых заказов, в то же время был аннулирован заказ на три A220. За месяц европейский производитель поставил клиентам значительно больше самолетов — 57.

Хорошим сигналом для Boeing на этой неделе стало публично высказанное генеральным директором EASA Патриком Ки в интервью изданию Bloomberg мнение, что теперь 737MAX безопасен и будет официально ресертифицирован до конца года.

Хорошая новость этой недели для Airbus: первый с января заказ на узкофюзеляжные самолеты. Греческая авиакомпания Sky Express разместила заказ на 4 A320neo.

ПРИБАЛТИЙСКАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ КРУПНЕЙШИМ ЭКСПЛУАТАНТОМ ГРУЗОВЫХ УЗКОФЮЗЕЛЯЖНЫХ AIRBUS

SmartLynx, чартерная авиакомпания, входящая в литовский авиахолдинг Avia Solutions Group, выходит на рынок грузоперевозок и к 2023 г. планирует эксплуатировать до 10 узкофюзеляжных Airbus A321F в грузовом варианте. Очень интересный выбор типа ВС в условиях, когда спрос на грузоперевозки из-за пандемии и электронной коммерции растет. Компания может стать одним из крупнейших эксплуатантов грузовых узкофюзеляжных Airbus.

КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ

На этой неделе в онлайн-формате состоялась 13-я международная конференция Digital Aviation & Travel Forum, которая объединила более 520 специалистов: представителей авиакомпаний и аэропортов, технологических провайдеров, туроператоров и тревел-агентств, экспертов аналитических и консультационных компаний. Максимальное число одновременных подключений к трансляции форума превысило 250, просмотр видеозаписи для участников будет доступен еще в течение двух недель. Проведенное компанией ATO Events мероприятие получило поддержку компаний "АльфаСтрахование" и Travelport.

Авиаперевозчики, лизинговые компании, финансовые институты ― как жить дальше? Где взять деньги? Даже беглый взгляд на ситуацию показывает, что в теме авиационного финансирования и лизинга переплетается множество коммерческих, финансовых и юридических вопросов. Именно их обсуждению и посвящена международная конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и Центральной Евразии", которую компания ATO Events проведет 27 октября 2020 г. полностью в онлайн-режиме ― первоначальные планы гибридного очно-заочного формата пришлось скорректировать из-за ужесточения карантинных ограничений.

Крупнейшая российская авиационно-космическая выставка МАКС-2021, которая пройдет в городе Жуковский Московской области с 20 по 25 июля 2021 г., открыла регистрацию участников. Организаторами мероприятия назначены Минпромторг РФ и "Ростех". Устроитель МАКС-2021 — АО "Авиасалон".

ИСКУССТВО ПОКРАСКИ САМОЛЕТА

Специалисты поделились хитростями о технических и креативных особенностях процесса покраски воздушных судов в интервью, сопровождаемом красивыми ливреями самолетов, которые можно посмотреть здесь.

Фоторепортажи и материалы, не вошедшие в другие рубрики.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.