Сверхзвук: любой ценой

AERION АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛЕТА НА ОКОЛОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ

Ударная волна с неизбежностью законов физики сопровождает полет любого сверхзвукового лайнера, и специалисты по аэродинамике много лет бьются над тем, чтобы минимизировать ее воздействие. Над территорией США полеты гражданских ВС на сверхзвуковых скоростях запрещены; в других регионах мира, где приняты рекомендации ICAO, гражданский лайнер может пролететь на скорости звука лишь над специально отведенными зонами вне густонаселенных районов. Жесткие ограничения, введенные в США около 40 лет назад, стали техническим барьером для самолетов Concorde, которые не смогли летать из Европы на западное побережье США. В конечном итоге отказ от эксплуатации самолетов Concorde был вызван большим количеством факторов, но в их число, безусловно, входит и ограничение на полеты на крейсерской сверхзвуковой скорости только над Атлантикой.
Тем не менее неудачи самолетов Concorde и Ту-144 не поставили крест на сверхзвуковых амбициях самолетостроителей, понимающих, что компания, первой предложившая жизнеспособную разработку, сможет обеспечить себе прекрасный задел на будущее. И уж тем более не приходится говорить о потенциале такого проекта в сфере деловой авиации, в основе которой лежит принцип экономии времени.
За последние годы самым нашумевшим проектом сверхзвукового бизнес-джета (SSBJ) стала одноименная разработка компании Aerion. Впервые концепция Aerion, отличительной особенностью которой стало ламинарное сверхзвуковое обтекание, была представлена на выставке бизнес-авиации NBAA в 2004 г. Бизнес-джет, максимальная крейсерская скорость которого достигнет 1,6 скорости звука (или, если быть точными, 1,6 числа Маха, характеризующего отношение скорости самолета к скорости звука в данных условиях полета), рассчитан на перевозку 8–12 пасс. на расстояние до 7500 км (4000 морских миль). По первоначальным условиям продаж, которые начались еще на раннем этапе разработки, компания искала 40 клиентов, готовых вложить по 250 тыс. долл. в доработку модели. В США Aerion начала принимать заказы напрямую, тогда как в других регионах был выбран представитель по продажам — швейцарская компания ExecuJet, дилер Bombardier в Европе и одна из крупнейших управляющих компаний на рынке деловой авиации. Несмотря на то что стоимость Aerion значительно превышает стоимость даже новейшего проекта производителя "небесных роллс-ройсов" Gulfstream Aerospace и составляет 80 млн долл. (каталожная стоимость В 2007 г.), рынок оказался восприимчив к новой концепции и компании-неофиту удалось собрать рекордную сумму 4 млрд долл. При этом стоимость самой разработки оценивается в 1,4 млрд долл.
Летом 2008 г. Aerion начала реализацию второго этапа проекта: переговоры и заключение договора с одним из производителей бизнес-джетов, которому предстоит наладить выпуск самолета под собственным брендом, сертифицировать его и обеспечить техническую поддержку. На этом этапе ситуация осложнилась тем, что в середине 2008 г. спрос на бизнес-самолеты был стабильно высок, а неимоверно раздутые портфели заказов должны были обеспечить компаниям загруженность производственных мощностей собственной продукцией на несколько лет. Направить часть ресурсов на новый проект представлялось проблематичным. Обстановка кардинально изменилась с началом кризиса, когда из-за нехватки ликвидности, недостаточной финансовой стабильности заказчиков и трудностей с кредитованием очереди на поставку бизнес-джетов стали заметно редеть. В условиях серьезного обвала поставок бизнес-джетов намерение Aerion договориться с производителем реактивных бизнес-самолетов о выпуске сверхзвуковой машины получило дополнительный шанс на успех.
Разработчики Aerion в большей степени стремились не снизить воздействие ударной волны, что могло бы позволить преодолеть ограничения на сверхзвуковые полеты над населенными территориями, а сместить акценты на достижение максимально возможной дозвуковой скорости при условии минимального расхода топлива на этом режиме. Необходимо подчеркнуть, что перед конструкторами самолета стоял непростой выбор: практически невозможно создать такую конфигурацию машины, которая позволила бы минимизировать расход топлива и на сверхзвуковых, и на дозвуковых скоростях.
По словам Брайана Баренца, вице-председателя правления компании Aerion, маловероятно, что запрет на полеты на сверхзвуке над США будет отменен в обозримом будущем. Тем не менее чрезвычайно важно первыми выйти на рынок со своим продуктом, поэтому аэродинамика самолета оптимизирована для достижения наибольшей экономичности при эксплуатации Aerion на околозвуковых скоростях, около 0,95М. Подобная особенность делает проект более привлекательным для потенциального производителя, которому не придется лоббировать вопросы государственного регулирования полетов на сверхзвуковых скоростях над населенными территориями — и в частности, над США. При этом, несмотря на довольно ограниченное использование сверхзвукового режима (в основном над океаном), пассажиры Aerion по-прежнему будут значительно выигрывать во времени по сравнению с пассажирами остальных бизнес-джетов. Так, рейс по маршруту Париж—Нью-Йорк SSBJ выполнит за 4 ч 14 мин, тогда как дозвуковой самолет приземлится тремя часами позже.
На парижском авиасалоне компания Aerion сообщила, что близка к завершению переговоров с будущим производителем SSBJ, сотрудничество с которым предполагает создание совместного предприятия к концу текущего года. Однако кто конкретно из "большой шестерки" производителей бизнес-джетов станет выпускать новый самолет, разработчик пока не сообщил. По словам президента Dassault Falcon Жана Розанваллона, представители Aerion предлагали компании, выпускающей не только самолеты делового класса, но и истребители, партнерство по программе SSBJ. Но Dassault Falcon пока ограничивается продолжением собственных научно-исследовательских работ.
На вероятное партнерство с Aerion намекает гендиректор американской компании Cessna Aircraft Джек Пэлтон. Его заявление, сделанное на европейской выставке бизнес-авиации ЕВАСЕ 2009, дает повод предположить, что переговоры Aerion прошли более результативно именно с производителем из Вичиты.
С 2003 г., когда авиакомпании British Airways и Air France вывели из коммерческой эксплуатации сверхзвуковые лайнеры Concorde, бизнес-джет Cessna Citation Х, развивающий скорость 0,92М, стал самым быстрым гражданским самолетом в мире. В марте 2008 г. компания Gulfstream анонсировала запуск программы нового бизнес-джета G650, который сможет развивать скорость 0,925М. Если проект будет успешно реализован, высокие скоростные характеристики G650 позволят Gulfstream опередить Cessna. Впрочем, глава Cessna заявил, что даже если новейший бизнес-джет G650 будет сертифицирован на скорость полета до 0,925М, Gulfstream все равно останется на второй "скоростной" позиции. И эти слова выглядят косвенным намеком на возможное сотрудничество между Cessna и Aerion: максимальная скорость Aerion составит 1,6М, что позволит сверхзвуковому бизнес-джету по скоростным характеристикам серьезно опередить G650. При участии Cessna в программе SSBJ компании удастся удержать пальму скоростного первенства. Помимо этого выпуск сверхзвукового самолета поможет Cessna, наиболее сильно ощутившей падение спроса (компания одной из первых начала сокращения сотрудников и производственных планов, а с середины июня на месяц приостановила практически всю деятельность), обеспечить загруженность линий сборки.
Рынок деловой авиации, похоже, оказался восприимчив к новой философии скорости. Несмотря на технические и экономические риски, клиенты поддерживают проект Aerion. По мнению Геррита Бассона, управляющего директора ExecuJet, высокий интерес в отношении Aerion связан с тем, что этот самолет — первый сверхзвуковой бизнес-джет, предложенный рынку, а это повышает шансы на успешную реализацию производственной части проекта. Бассон уверен, что все сложности в эксплуатации будут сняты в процессе сертификации. Однако, как считают другие участники рынка, даже налаживание выпуска сверхзвукового Aerion не снимет целого ряда нормативных и экологических проблем. Жан Розанваллон говорит, что озабоченность экологическими вопросами, получившая в последнее время особый резонанс, осложнит оправдание сверхзвукового проекта.  

Комментарии

Неплохая статья. Аериону удалось соблазнить инвесторов и создать мошную рекламу. 4 млрд. $ - это очень приличная сумма. Однако где собственно самолет?
А вот наш проект Фанстрим - сверхзвуковой бизнес-джет и суборбитальный самолет "в одном флаконе" пока что денег не собрал. Хотя он проще, дешевле и реальнее Аериона.
Желающие могут познакомиться;
http://engine.aviaport.ru/issues/52/page32.html
http://engine.aviaport.ru/issues/52/page32.html
Обсуждение здесь:
http://www.aviaport.ru/conferences/25371/

Не думаю, что Цессна или кто-либо из производителей в ближайшие год-два захочет впрыгнуть в "сверхзвуковой" вагон. Цессне сейчас совсем не до этого. Компания отказалась от Коламбус - вполне классического бизнес-джета, которому и ниша на рынке была обеспечена. А столь радикально новые технологии отличаются гораздо большей степенью риска. Если вдруг кто-то и решиться ввязаться в проект Эйриона, то только благодаря субъективным факторам. Объектинвых - железобетонной финансовой базы и реального спроса, позволящего окупить инвестиции достаточно быстро - в краткосрочной перспективе нет ни у одного производителя.

Аватар пользователя Анна Назарова

Александр,
насколько мне известно, "Гражданские самолеты Сухого" разрабатывают концепцию уменьшения сверхзвукового удара до 15 Па в головном скачке в рамках европейского проекта HISAC, старт которому был дан в 2005 г. Назарова Анна

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.