50 лет Airbus — опыт для российского авиапрома

A300B
Первый полет самолета A300B :: Airbus

28 мая 1969 г. министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали меморандум о запуске совместной программы по созданию первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного самолета А300. В этот день компания Airbus отмечает свой 50-летний юбилей, хотя изначально не было ни компании, ни консорциума Airbus Industrie, ни самолета. А в 2018 г. тогдашний бывший глава Airbus Том Эндерс перед уходом в отставку сказал: "В нынешней политической и экономической ситуации создать Airbus было бы невозможно".

История Airbus интересна и сама по себе, но мы можем взглянуть на нее с точки зрения перспектив развития российского самолетостроения.

Союз от безысходности

Во второй половине 1960-х гг. казалось, что европейские самолетостроители безнадежно проиграли конкуренцию американским Boeing, McDonnell-Douglas и Lockheed. Исследование рыночной ситуации в 1965 г. (так называемый Plowden Report) подтвердило, что затраты на производство самолета в Европе на 20% выше, чем в США, поэтому единственной возможностью остается совместный проект. В июле 1967 г. правительства Франции, Германии и Великобритании согласились на совместное финансирование, высказывая, впрочем, большие сомнения в успехе. В апреле 1967 г. Великобритания вышла из проекта, а в 1968 г. стало ясно, что для проекта A300 нет двигателя — цена, которую Rolls-Royce выставил на предполагаемый двигатель RB207, была неприемлемо высока по сравнению с ценой RB211 для конкурирующего проекта Lockheed L1011.

Так что история Airbus могла закончиться, даже не начавшись. Осенью 1968 г. лидеры проекта решили пересмотреть конструкцию самолета и снизить вместимость в типовой компоновке с 300 до 250 пасс. — так появился A300B, для которого годились и британский двигатель RB211, и американский CF6 производства General Electric. В конце мая 1969 г. программа была официально запущена, а 18 декабря 1970 г. был создан консорциум Airbus Industrie. Помимо банального вывода, что новые проекты продвигаются с большим трудом, следует отметить, что без государственной поддержки Airbus не состоялся бы вообще, но в то же время участие правительств зачастую вызывало политические трудности и вело к излишней бюрократизации. Например, вплоть до 2007 г. Airbus управлялся двумя содиректорами — французским и немецким, — чтобы в равной мере учитывать интересы сторон. При этом, очевидно, политические интересы государства далеко не всегда совпадают с экономическими интересами компании. Так что российские самолетостроители не одиноки в этой проблеме.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Спецпроекты АТО

Спецпроект Siemens
Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№200, июнь 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.