Авиакомпания "Ямал" в поисках путей развития

SSJ 100 авиакомпании "Ямал"
Независимо от летного состояния ВС, объем арендных платежей за 15 SSJ 100 "Ямала" составляет 2,2 млрд рублей, с ежегодным увеличением суммы на 34 млн :: Авиакомпания "Ямал"

Входящая в топ-15 крупнейших авиаперевозчиков России авиакомпания "Ямал" за пять месяцев текущего года сократила объем пассажирских перевозок на 17%. Непростая экономическая ситуация в стране и многочисленные вопросы, связанные с парком воздушных судов, заставляют принадлежащего администрации ЯНАО оператора искать новую стратегию развития.

За пять месяцев 2019 г. "Ямал" перевез 508,9 тыс. пасс., что составлет 83% от объема перевозок аналогичного периода прошлого года. При этом половина самолетов Superjet 100 (SSJ 100), эксплуатируемых авиакомпанией (является одним из крупнейших в РФ операторов этих региональных реактивных ВС российского производства), в 2018–2019 гг. простаивала. Об этом говорится в годовом отчете перевозчика (утвержден годовым собранием акционеров АТК "Ямал" 30 июня).

Причинами простоя называются "многочисленные конструктивно-производственные дефекты двигателя и систем ВС, а также неудовлетворительная послепродажная поддержка со стороны производителя".

В парке авиакомпании 15 региональных реактивных 100-местных самолетов SSJ 100, взятых в оперативный лизинг у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) сроком на 12 лет. Шесть самолетов поступило во флот "Ямала" в феврале 2017 г., один борт — в ноябре 2017 г. и еще восемь — в марте–мае 2018 г. При этом объем арендных платежей за все 15 ВС составляет 2,2 млрд руб., с ежегодным увеличением суммы на 34 млн руб. независимо от летного состояния ВС.

В отчете также отмечается, что при низкой исправности ВС этого типа и в условиях договоров аренды, не освобождающих от арендной платы на период простоя ВС из-за неисправностей, для авиакомпании имеется риск отвлечения как минимум 1 млрд руб. ежегодно на аренду за нелетающие самолеты.

В связи с низкой эксплуатационной надежностью силовых установок SSJ 100, техническому персоналу "Ямала" пришлось освоить процедуру монтажа/демонтажа двигателей вне ангара. Многократное выполнение этой процедуры, как сообщается в отчете авиакомпании, позволило частично оптимизировать расходы в рамках вынужденного проведения дополнительных работ.

О том, что существуют проблемы с недостаточным наличием запчастей на российский самолет, в авиакомпании "Ямал" сообщали еще весной 2017 г. Тем не менее компания планировала взять в лизинг еще 10 SSJ 100. Однако в мае 2019 г. гендиректор "Ямала" Василий Крюк объявил, что из-за высоких расходов на обслуживание этих ВС и поддержание их летной годности авиакомпания решила не расширять свой парк SSJ 100.

Перспектив изменения текущих договоров аренды ВС, по мнению авиакомпании, нет.

Тем временем, как следует из годового отчета, перевозчик продолжит пополнять свой флот за счет узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов производства Airbus — количество лайнеров семейства A320 планируется увеличить до 20 ВС. Сроки поставок воздушных судов при этом не уточняются.

Сейчас "Ямал" эксплуатирует 11 самолетов семейства Airbus A320 (восемь А321 и три А320). Договоры операционного лизинга в отношении восьми самолетов этого семейства действуют до конца 2023 г., в отношении трех самолетов — до конца 2026 г. Средний возраст парка самолетов Airbus "Ямала" составляет 15 лет.

Что касается 50-местных региональных Bombardier CRJ200LR (в парке 10 ВС), то они будут постепенно выводиться из флота авиакомпании. В конце 2019 г. истекает срок действия договоров операционного лизинга трех самолетов CRJ200LR, в течение 2020 г. — еще пяти. То есть парк CRJ200LR "Ямала" в течение 2020 г. уменьшится до двух бортов.

Таким образом, ожидается, что в ближнесрочной перспективе парк самолетов семейства Airbus A320 будет расти, Bombardier CRJ200 — сокращаться, а Superjet 100 — не изменится.

Чистая прибыль "Ямала" за 2018 г. составила 13,5 млн руб., что на 49% больше, чем за 2017 г. Согласно отчету, увеличению доходности способствовали управленческие решения по оптимизации расходов по аэропортовому и наземному обслуживанию ВС, расширению маршрутной сети, своевременной замене самолетов, в зависимости от коммерческой загрузки рейсов, и т. д.

В течение нескольких месяцев должна быть разработана стратегия развития "Ямала" на ближайшие 10 лет. Этим занимается аудиторско-консалтинговая компания "Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги". Эксперты должны предложить улучшения, которые помогут перевозчику стать более прибыльным.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.