ЦИАМ запустит самолет с гибридной силовой установкой

Автор фото: Евгений Дубовицкий

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского") впервые на авиасалоне МАКС-2019 представляет свою разработку в электродвижении — макет летающей лаборатории на базе самолета Як-40 с демонстратором гибридной электрической силовой установки.

Данный проект, реализуемый в рамках госконтракта на выполнение научно-исследовательской работы, предполагает создание демонстратора гибридной СУ для самолетов местных воздушных линий, состоящей из вращающего воздушный винт электродвигателя мощностью 500 кВт (679 л. с.) и двух источников электрической энергии. Один из них — электрический генератор мощностью 400 кВт, приводимый во вращение турбовальным газотурбинным двигателем, разработан совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом. По задумке — мощности генератора достаточно для обеспечения крейсерского полета.

Второй источник — аккумуляторные батареи, которые могут выдать более 100 кВт в течение непродолжительного времени. Вместе с энергией от генератора они будут обеспечивать достаточную для совершения взлета и набора высоты мощность. Особенность электромотора заключается в использовании в нем высокотемпературных сверхпроводников второго поколения, охлаждаемых жидким азотом. Тонкие сверхпроводящие провода позволят обнулить сопротивление обмоток электродвигателя и свести к нулю тепловыделение, что повысит удельную мощность мотора и улучшит его массогабаритные характеристики. Электромотор вместе с системой управления и охлаждения разрабатывает ЗАО "СуперОкс" по заказу Фонда перспективных исследований.

В ЦИАМ рассказали Show Observer, что основные компоненты демонстратора гибридной СУ уже разработаны, идет их изготовление. В 2019 году планируется провести наземные испытания демонстратора на стенде ЦИАМ и выдать первый вариант конструкторской документации для летающей лаборатории на базе Як-40. Летные испытания самолета с гибридной СУ могут начаться в 2020–2021 гг., с учетом продолжения финансирования проекта. Если испытания пройдут успешно, в дальнейшем разработчики также рассматривают вариант установки гибридной СУ на самолет L-410. Создание таких силовых установок в коммерческих целях — это перспектива ближайших пяти лет, считают в ЦИАМ.

Помимо демонстратора гибридной СУ институт также представляет свои наработки в области применения новых материалов, развития аддитивных технологий. Экспозиция ЦИАМ развернута в составе объединенного стенда НИЦ Институт имени Н. Е. Жуковского.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№202-203, сентябрь-октябрь 2019

Календарь ATO Events

12 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2019
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.