Дальневосточные маршрутки

Дальневосточные маршрутки
Аэропорт Хабаровска для "Авроры" — третий по значимости авиаузел на Дальнем Востоке после Южно-Сахалинска и Владивостока :: Авиакомпания "Аврора"

Именно внутри Дальневосточного ФО перевозится больше всего пассажиров среди всех федеральных округов России (в 2015 году — 1,541 млн человек; более свежих данных в открытом доступе нет). В XXI веке история авиапредприятий, работающих в этом регионе, претерпела существенные изменения. Локомотивом рынка стала "Аврора", среди местных перевозчиков силу набирают "Хабаровские авиалинии".

B начале нулевых одним из лидеров среди авиакомпаний, зарегистрированных на территории деятельности Дальневосточного МТУ Росавиации (Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область, Амурская область и Еврейская автономная область), был перевозчик "Дальавиа". К примеру, по итогам 2004 г. эта авиакомпания, базировавшаяся в хабаровском аэропорту Новый, по числу перевезенных пассажиров (621 тыс. чел.) заняла 10-е место среди всех российских авиаперевозчиков, тогда как "Владивосток Авиа" (576 тыс. чел.; владивостокский аэропорт Кневичи) — 12-е место.

Авиакомпанию "Дальавиа" образовали на базе мощного 1-го Хабаровского объединенного авиаотряда, в парке которого были самолеты Ил-62, Ту-154, Ан-24/26 и L-410. Перевозчик "Владивосток Авиа" — преемник более скромного Владивостокского объединенного авиаотряда (максимальное по пассажировместимости ВС в парке — Як-40).

Уход со сцены

В 2009 г. авиакомпания "Дальавиа", предпочитавшая продукцию российского авиапрома (например, самолеты Ту-214), прекратила производственную деятельность. Юрлицо хабаровского перевозчика было закрыто пятью годами позже, в 2014 г. Тогда же прекратила работу "Владивосток Авиа" (юрлицо упразднено в 2016 г.); в 2013 г. "Аэрофлот" и правительство Сахалинской области на базе "Сахалинских авиатрасс" создали авиакомпанию "Аврора". После ухода с рынка авиаперевозок "Дальавиа" с Ил-62 и "Владивосток Авиа" с Airbus A330 в парках авиакомпаний, зарегистрированных в регионе, не осталось дальнемагистральных ВС. Флагманский тип ВС "Авроры" — самолеты Airbus A319 (в парке 10 машин).

Еще один штрих к работе авиатранспорта в регионе: по итогам 2016 г. основной аэропорт административного центра Дальневосточного ФО и Хабаровского края — Хабаровск (Новый) впервые в этом десятилетии уступил по пассажиропотоку Владивостоку (1,795 млн пасс. против 1,829 млн пасс., по данным Росавиации). Впрочем, в хабаровском аэропорту говорят о сохранении лидерства в Дальневосточном ФО, так как общий пассажиропоток этой воздушной гавани с учетом транзита превысил 1,869 млн пасс.

Какой из дальневосточных аэропортов — главные воздушные ворота региона, вопрос давний. Между аэропортами Хабаровск (Новый) и Владивосток около 600 км. При относительно равных объемах деятельности доли международных пассажиров в хабаровском и владивостокском аэропортах разные — 14 % против 30%.

Судя по карте полетов "Авроры", размещенной на сайте перевозчика, дальневосточная авиакомпания группы "Аэрофлот" для выполнения международных рейсов предпочитает использовать Владивосток и Южно-Сахалинск. Через Хабаровск "Аврора" старается развивать внутренний трансфер: в феврале перевозчик совместно с оператором аэропорта открыл специализированную зону для пассажиров с короткой стыковкой рейсов.

Технологические возможности зоны трансфера обеспечивают значительные преимущества пассажирам, прибывающим в Хабаровск исключительно с целью отправки в другие города Дальнего Востока, сообщили в аэропорту. Первыми посетителями трансферной зоны стали 23 пассажира рейса из Магадана, которые затем отправились во Владивосток, Красноярск и Новосибирск.

"Ежедневно "Аврора" как базовый авиаперевозчик в Дальневосточном ФО осуществляет множество рейсов на территории Дальнего Востока и Сибири, а также выполняет полеты за рубеж. Только в 2016 г. количество наших трансферных пассажиров в аэропорту Хабаровска превысило 100 тыс. — здесь мы оперируем цифрами исключительно "Авроры", — прокомментировал гендиректор "Авроры" Константин Сухоребрик. — Мы ожидаем, что с появлением новой зоны трансфера в аэропорту Новый после отработки необходимых процедур будет сокращено минимальное стыковочное время, что позволит развивать маршрутную сеть, планируя пересадки в центре Дальневосточного региона".

После сокращения производственной деятельности в Европейской России развитием собственной маршрутной сети в аэропорту Хабаровска заинтересовалась авиакомпания "Якутия". Представитель перевозчика в конце 2016 г. рассказывал АТО, что после Якутска Хабаровск для "Якутии" — второй по важности аэропорт.

"Группа "Аэрофлот" сильно не двигает "Аврору" в нашу сторону, а мы не двигаемся в сторону "Авроры". Поэтому для нас Хабаровск как нейтральная территория чуть более интересен, чем летать из Владивостока или тем более из Южно-Сахалинска. Если бы мы стали развиваться в этих аэропортах, то это было бы воспринято как акт агрессии", — отмечал собеседник.

Краевая администрация думает об увеличении парка L-410 "Хабаровских авиалиний" до пяти бортов // Владимир ПЕРЕПЕЛИЦЫН

Краевая администрация думает об увеличении парка L-410 "Хабаровских авиалиний" до пяти бортов

Фото: Владимир Перепелицын

Межрегиональные связи 

Проект развития "Авроры" изначально предполагал, что акционерами перевозчика кроме Сахалинской области (правительству региона принадлежит 49% акций авиакомпании) станут другие субъекты РФ в регионе. До сих пор этого не произошло. В любом случае на турбовинтовых самолетах именно у "Авроры" наиболее обширная сеть межрегиональных субсидируемых рейсов внутри самого большого по площади федерального округа России.

В актуализированный в феврале перечень субсидируемых маршрутов в рамках реализации Постановления федерального правительства № 1242 от 25.12.2013 входит 16 межрегиональных рейсов внутри Дальневосточного ФО. Из них "Авроре" досталось 10 маршрутов (шесть из них начинаются в Хабаровске), "Якутии" — шесть. Перевозчик группы "Аэрофлот" заявил на эти линии турбовинтовые Bombardier Q400 (70 кресел), Q300 (50 кресел) и DHC-6 Twin Otter Series 400 (19 кресел); авиакомпания Республики Саха —  реактивные Sukhoi Superjet 100 (103 кресла) и турбовинтовые Q300 (50 кресел).

Местные рейсы "Аврора" выполняет только в двух регионах Дальневосточного ФО — внутри Приморья (на самолетах Twin Otter, закупленных краевым правительством) и по Сахалинской области. В прошлом году на рейсах по Приморскому краю DHC-6 Twin Otter Series 400 перевезли 25,3 тыс. пасс. (рост к 2015 г. на 24,5%). Данные по Сахалинской области "Аврора" не раскрывает.

Местные регулярные рейсы на других территориях деятельности Дальневосточного МТУ Росавиации (кроме Еврейской автономной области, где нет ни одного аэропорта) выполняют домашние перевозчики: в Амурской области — государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (в 2014 г. первой среди авиакомпаний начала эксплуатировать два самолета ТВС-2МС), в Хабаровском крае — краевое государственное унитарное предприятие (КГУП) "Хабаровские авиалинии" и авиакомпания "Восток" (52,99% акций принадлежит ООО "ЮТэйр-Лизинг", 37,84 — КГУП "Недвижимость").

Среди всех авиакомпаний Дальневосточного МТУ Росавиации именно "Хабаровские авиалинии" получили больше всего самолетов пассажировместимостью до 20 чел. — четыре новых L-410UVP-E20 (далее — L-410) производства чешской компании Aircraft Industries (принадлежит российской УГМК). В парке авиакомпании есть более вместительные типы ВС — самолеты Ан-24 и Ан-26, но несмотря на это перевозчик сосредоточен на работе внутри Хабаровского края.

"На данном этапе развития предприятия цель превратить "Хабаровские авиалинии" в магистрального перевозчика не стоит. Основная наша задача — обеспечить население края безопасным, доступным, регулярным и комфортным авиационным сообщением, — рассказал АТО и. о. гендиректора "Хабаровских авиалиний" Анатолий Миногин. — Различие между региональным и магистральным перевозчиком настолько большое, что обсуждать такую тему можно только при возможности значительных инвестиций. Это абсолютно другой сегмент рынка".

Краевое правительство и "Хабаровские авиалинии" прорабатывают вопрос о замене самолетов Ан-24/26 // Алексей ВОЛКОВ

Краевое правительство и "Хабаровские авиалинии" прорабатывают вопрос о замене самолетов Ан-24/26

Фото: Алексей Волков

Амурские "элки" 

"Хабаровские авиалинии" стали первым в истории эксплуатантом, получившим L-410 с новыми турбовинтовыми двигателями H80-200 и воздушными винтами AV-725. Благодаря применению более мощной силовой установки крейсерская скорость самолета возросла до 405 км/ч, а снижение расхода топлива на 5% позволило увеличить дальность полета до 1520 км. Межремонтный ресурс двигатели возрос с 3000 до 3600 ч.

Первые L-410 (регистрационные номера RA-67035 и RA-67036) приземлились в хабаровском аэропорту Новый осенью 2013 г. ВС были закуплены без использования лизинговых схем в рамках краевой государственной программы "Развитие транспортной системы Хабаровского края". На презентации самолетов губернатор региона Вячеслав Шпорт отметил: "У L-410 один летный час стоит порядка 40 тыс. руб. Если взять наши самолеты, не буду называть их марки (на тот момент у перевозчика кроме Ан-24/26 были еще самолеты Як-40. — Прим. ATO), то это где-то до 100 тыс. руб. У нас все рейсы дотационные, поэтому мы надеемся, что, вводя в эксплуатацию эти новые экономичные самолеты, сможем уменьшить дотации из бюджета края и направить эти [высвободившиеся] деньги на другие социальные цели".

В середине 2014 г. "Хабаровские авиалинии" получили третий L-410 (регистрационный номер RA-67040), в начале 2016 г. — четвертый (RA-67047). В этом году краевое правительство рассматривает возможность приобрести пятое ВС.

В КГУП сообщили, что L-410 за время эксплуатации зарекомендовали себя только положительно. "Самолет неприхотлив в обслуживании и эксплуатации. Основные его достоинства — высокая экономичность и возможность взлета и посадки на аэродромы и посадочные площадки с грунтовым покрытием и ограниченной длиной разбега, — отметил Анатолий Миногин. — L-410 позволяют покрывать практически всю площадь Хабаровского края (территория региона простирается с юга на север на 1800 км, с запада на восток — на 125–750 км. — Прим. ATO). Самый продолжительный рейс для нас — Хабаровск — Аян (аэропорт с грунтовой ВПП на севере края), 1052 км или 3,5 ч. Он выполняется на L-410 без промежуточной посадки на дозаправку".

По мнению руководителей летного отряда, рядовых пилотов и специалистов инженерно-авиационной службы "Хабаровских авиалиний", реальные характеристики L-410 полностью соответствуют заявленным производителем. "Высокая крейсерская скорость, низкий расход топлива и значительная дальность полета позволяют этому самолету добиться минимального расхода топлива на один километр полета", — прокомментировал руководитель КГУП. По его словам, в "Хабаровских авиалиниях" показатель среднемесячного налета среднесписочного L-410 достаточно высокий и имеет тенденцию к увеличению.

В прошлом году хабаровская авиакомпания перевезла на самолетах L-410 11 тыс. пасс. (рост к 2015 г. на 20%), 36 т грузов (рост в 4,6 раза) и 13 т почты (снижение на 30%). Коэффициент занятости пассажирских кресел самолетов L-410 по итогам 2016 г. снизился на 7,3 п. п., до 57,6%. "Это объясняется тем, что большинство выполняемых на L-410 рейсов имеют смешанный грузопассажирский характер", — пояснил Миногин.

"Хабаровские авиалинии" эксплуатируют L-410 в различных компоновках пассажирского салона: на 19, 17, 15 кресел экономического класса, в VIP-комплектации и варианте для перевозки до шести лежачих больных при выполнении санзаданий по заявкам КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф".

"В процессе эксплуатации самолета в условиях Севера и протяженных по расстоянию маршрутов мы используем компоновку L-410 с 15 креслами и увеличенным багажным отсеком, так как перевозим не только пассажиров и багаж, но и почту, и срочные и скоропортящиеся грузы в населенные пункты края, которые связаны исключительно авиационным транспортом. В период массовых летних перевозок для полного удовлетворения пассажирского спроса мы используем L-410 в компоновке на 17–19 кресел", — рассказал руководитель КГУП.

Отметим, что "Хабаровские авиалинии" зарегистрированы в городе Николаевске-на-Амуре в конце 2003 г. Новое предприятие создали на базе Николаевского-на-Амуре объединенного авиаотряда, в парке которого помимо Як-40, множества Ан-2 и Ми-8 было семь самолетов L-410 предыдущего поколения. Скорее всего, этот факт тоже имел значение для приобретения современных ВС данного типа. Специалисты "Хабаровских авиалиний" самостоятельно выполняют весь спектр работ по техобслуживанию L-410, включая ревизии (R1, R2, R3) машин после налета 4800 ч. Авиационно-техническая база КГУП оснащена полным комплектом необходимого оборудования, контрольно-поверочной аппаратуры и инструментов. Технический персонал "Хабаровских авиалиний" имеет соответствующие сертификаты на проведение работ с L-410. "Затраты на приобретение оборудования и инструмента, на обучение персонала вполне приемлемы. Правда, из-за девальвации рубля увеличились расходы на поставку запасных частей для L-410", — отметил Миногин.

Из-за появления в Хабаровском крае самолетов L-410 авиакомпании "Восток" пришлось отказаться от эксплуатации Ан-28 // Владимир ПЕРЕПЕЛИЦЫН

Из-за появления в Хабаровском крае самолетов L-410 авиакомпании "Восток" пришлось отказаться от эксплуатации Ан-28

Фото: Владимир Перепелицын

Хабаровские маршруты 

В КГУП ожидают, что по итогам 2017 г. L-410 авиапредприятия перевезут почти 14 тыс. пасс. (планируемый рост к 2016 г. на 27%), 79 т груза (рост в 2,2 раза) и 52 т почты (рост в 4 раза). Несмотря на увеличение объемов транспортной работы самолетов L-410, основные перевозки "Хабаровские авиалинии" выполняют на Ан-24 (3 ВС) и Ан-26 (2 ВС). "На сегодняшний день называть L-410 флагманом "Хабаровских авиалиний" мы не можем, потому что основными самолетами для нас пока являются Ан-24/26, — прокомментировал Анатолий Миногин. — Авиапредприятие вынужденно эксплуатирует самолеты Ан-24/26. Но совместно с Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края мы ведем напряженную работу по подбору ВС, которые смогут выполнять по территории всего края безопасные и бесперебойные авиарейсы".

В транспортной системе Хабаровского края воздушный транспорт занимает особое место: для жителей северных районов авиация практически не имеет альтернативы. В регионе действуют 12 аэропортов и четыре ведомственных аэродрома. L-410 и Ан-24 КГУП летают из Хабаровска в семь аэропортов: в Комсомольск-на-Амуре (аэропорт Хурба; продан в 2016 г. малоизвестному инвестору); упомянутый Аян, Богородское, Охотск (металлическая и грунтовая ВПП), Херпучи (ГВПП), Чумикан (ГВПП) — все пять филиалы ФКП "Аэропорты Дальнего Востока"; а также в Николаевск-на-Амуре — им управляют "Хабаровские авиалинии". Также ВС авиапредприятия выполняют рейсы на посадочные площадки Нелькан (оператор — артель старателей "Амур", предприятие группы компаний "Русская платина") и Советская Гавань ("Хабаровские авиалинии").

В 2015 г. в Николаевске-на-Амуре (640 км к северу-востоку от хабаровского аэропорта Новый) открыли современный аэровокзал (пропускная способность 50 пасс./ч) и новый аэродромный комплекс; аэропорту закупили всю необходимую технику для безопасного обеспечения полетов и качественного обслуживания пассажиров. Для ремонта аэровокзала посадочной площадки Советская Гавань (360 км к северу-востоку) привлекли инвесторов.

"Большинство аэродромов северных районов Хабаровского края плохо оборудованы, поэтому полеты на них осуществляются только в светлое время суток, а ведь в осенне-зимнюю навигацию долгота дня на севере сокращается до шести часов, — сказал Анатолий Миногин. — Отсутствие искусственного покрытия на большинстве аэродромов вынуждает выполнять полеты в основном самолетами советского производства. Соответственно приходится ориентироваться на авиатехнику, допущенную к эксплуатации на грунте".

По словам руководителя КГУП, выделение аэропортовой деятельности из сферы ответственности "Хабаровских авиалиний" в 2017 г. не рассматривается, но по этой теме идет работа в краевом правительстве.

Пресс-служба администрации Хабаровского края сообщает, что в прошлом году из регионального бюджета на субсидирование внутрикраевых рейсов выделили 625 млн руб., в нынешнем запланировано около 345 млн руб. Кроме "Хабаровских авиалиний" по социально значимым маршрутам рейсы выполняет авиакомпания "Восток". Этот перевозчик летает на вертолетах Ми-8 из Николаевска-на-Амуре в села Тугуро-Чумиканского района (приравнен к районам Крайнего Севера; население не более 2000 чел.) — Тугур, Тором, Чумикан и Удское.

До получения "Хабаровскими авиалиниями" самолетов L-410 роль авиакомпании "Восток" для местного авиасообщения была значительнее. В итоговой отчетности перевозчика из группы "ЮТэйр" говорится, что в 2014 г. объем пассажирских рейсов "Востока" уменьшился из-за передачи двух линий (из Хабаровска в Богородское и Нелькан) "Хабаровским авиалиниям". В 2015 г. уже все перевозки на самолетах (для этих целей "Восток" использовал Ан-28/38) перешли к КГУП. По словам Миногина, возглавляемое им авиапредприятие вертолетную технику эксплуатировать не планирует.

Кроме "Хабаровских авиалиний" и "Востока" в регионе зарегистрировано еще два перевозчика с коммерческими сертификатами эксплуатанта: авиационная компания "Амур" (принадлежит артели старателей "Амур") и "Дальнереченск Авиа" (принадлежит физлицам). "Дальнереченск Авиа", по данным сайта авиакомпании, сосредоточена в первую очередь на выполнении различных авиаработ и перевозке вахтовиков.

Отвечая на вопрос, не избыточно ли такое количество перевозчиков для одного региона, Анатолий Миногин отметил: "Авиакомпания "Амур" задействована в основном в чартерных программах и перевозках. Маршрутная сеть авиакомпании "Аврора" представлена более расширенным количеством рейсов между субъектами Дальневосточного региона. Присутствие живой конкурентной среды способствует более оперативному, детальному и внимательному принятию решений для развития нашего авиапредприятия, увеличению регулярности полетов, повышению качества предоставляемых услуг, разработке и внедрению новых рейсов в маршрутную сеть "Хабаровских авиалиний"".

В этом году КГУП рассчитывает увеличить количество перевезенных пассажиров с 67 тыс. (результат 2016 г.) до 68–69 тыс. чел. за счет увеличения частоты полетов по востребованным местным направлениям, ввода в маршрутную сеть нового рейса из краевой столицы в административный центр Верхнебуреинского района — поселок Чегдомын за счет расширения чартерных программ.

Анатолий Миногин подчеркнул, что перед "Хабаровскими авиалиниями" стоит задача стать рентабельным авиапредприятием, "хотя эта цель труднодостижима в условиях замкнутости на местных авиалиниях с низким пассажиропотоком, жестко лимитированными тарифами и высокими ценами на авиатопливо".

Кроме "Хабаровских авиалиний" самолеты Ан-24/26 есть у чартерной авиакомпании "Амур" // Дмитрий РУДАКОВ

Кроме "Хабаровских авиалиний" самолеты Ан-24/26 есть у чартерной авиакомпании "Амур"

Фото: Дмитрий Рудаков

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№179 май 2017

Календарь ATO Events

Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.