Электронная заправка

В российскую отрасль авиатопливообеспечения приходят XML-стандарты
Электронная заправка
Внедрение новых стандартов, основанных на формате XML, ускорит бизнес-процессы в авиатопливообеспечении :: "Газпромнефть-Аэро"

В конце марта в Москве состоялась первая в России конференция, посвященная внедрению в индустрии авиатопливообеспечения единых стандартов, основанных на формате XML (Extensible Markup Language — расширяемый язык разметки). Эти стандарты, призванные сделать отрасль на порядок эффективнее, — проект Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), под эгидой которой прошла встреча. С российской стороны организатором конференции выступила "Газпромнефть-Аэро" — первая в стране компания, начавшая внедрять новые стандарты.

Pазработка стандартов XML в авиатопливообеспечении началась в 2005 г. — тогда IATA создала соответствующую рабочую группу (Fuel Data Standards Group — FDSG). Сегодня в нее входят 17 представителей мировой авиационной и топливной отраслей, в том числе крупнейшие игроки рынков — Lufthansa, British Airways, Air Total, Air BP. Россию в группе представляет пока только "Газпромнефть-Аэро".

Переход на "цифру" 

Приход на авиационный заправочный рынок электронных стандартов — естественный этап его развития. В том же направлении движутся и другие сегменты авиатранспортной отрасли. Примечательно, что двигателем этого процесса выступает IATA, благодаря которой мировая авиация превращается в единую систему, основанную на обмене электронными документами. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение в 2008 г. электронных авиабилетов, продажу которых во многом обеспечивает электронная система ­IATA BSP; все более широкое распространение получают электронные посадочные талоны; в сегменте дистрибуции вовсю идут эксперименты с новым протоколом продаж NDC, который, давая турагентствам новые инструменты, расширяет потенциальную клиентскую базу авиакомпаний. К слову, в основе NDC лежит все тот же XML.

Говоря о XML, представители рабочей группы IATA подчеркивают, что он предельно прост как для технической обработки, так и для человеческого восприятия. Будучи одним из вариантов языка разметки, XML предполагает использование тегов — основополагающих элементов, которые лежат в основе, например, HTML (отвечает за структуру веб-страниц и используется всеми браузерами). С их помощью можно структурировать любой документ, разбив его на "главы", "подглавы" и т. д., — уровней структурирования может быть сколько угодно. Заголовком каждой такой "главы" и будет тег, причем назвать его можно (и нужно) так, чтобы он говорил сам за себя. Подобная схема идеально подходит для конвертации деловых документов в машиночитаемый формат, который одновременно будет легким для человеческого восприятия. Задача группы IATA — договориться, какие нужны теги и как именно они будут называться, составить их список (документацию) и передать его отрасли в виде готового стандарта. Все, что остается сделать игрокам рынка, — адаптировать под него свои информационные системы, что не должно составить особых сложностей, а затем давать обратную связь, чтобы стандарт непрерывно дополнялся.

Гендиректор "Газпромнефть-Аэро" Владимир Егоров (слева) и директор по авиатопливу и наземным операциям IATA Ласанта Субасингхе на первой в России конференции, посвященной XML-стандартам в авиатопливо­обеспечении // "Газпромнефть-Аэро"

Гендиректор "Газпромнефть-Аэро" Владимир Егоров (слева) и директор по авиатопливу и наземным операциям IATA Ласанта Субасингхе на первой в России конференции, посвященной XML-стандартам в авиатопливо­обеспечении

Фото: "Газпромнефть-Аэро"

Пять стандартов 

В авиатопливообеспечении предлагается использовать пять стандартов XML. Каждый из них соответствует определенному этапу в цикле взаимодействия между авиакомпанией и поставщиком топлива. Стандарт для тендеров (XML Fuel Tender Standard) применяется на этапе, когда перевозчику предстоит выбрать, у кого закупать топливо, и после заключить контракт. Стандарт для заявок (XML Fuel Pre-Transaction Standard) используется, когда авиакомпания уведомляет контрагента, сколько для ее самолетов потребуется топлива и когда. Стандарт для расходных ордеров (XML Fuel Transaction Standard) — электронный аналог бумажной отчетности, которая заполняется на перроне по итогам заправки в крыло. Стандарт для инвойсов (XML Fuel Invoice Standard) применяется для выставления и приемки счетов (инвойсов) в рамках сделок с нерезидентами (используется практически во всем мире). Стандарт для сверки (XML Fuel Reconciliation Standard; пока находится в разработке) позволит в автоматическом режиме проверять, все ли счета выставлены правильно и совпадают ли у контрагентов балансы.

Перечисленные стандарты решают разные задачи, однако у них есть общая черта: их внедрение позволяет сэкономить время и свести к минимуму ошибки, связанные с человеческим фактором. Приведем примеры.

На этапе тендера время экономится за счет отказа от использования разных форматов (.doc, .pdf, .xls и т. д. — вплоть до документов, отправленных по факсу). Из-за их несовпадения сотрудники финансовых отделов больше заняты не анализом данных от контрагента, а их ручным внесением в систему. Экономия на этапе заявки связана с тем, что стандарт XML позволяет авиакомпании предоставлять более точные, чем сейчас, данные о нужном ей объеме топлива. Сегодня превалирует практика, когда заявка подается единожды за несколько месяцев и потом не корректируется. В итоге, когда самолет приземляется, часто выясняется, что либо заявленного объема топлива недостаточно (и надо пригонять дополнительный топливозаправщик), либо его, наоборот, слишком много (и, значит, потрачено лишнее время на заливку керосина в цистерну), либо ВС вообще не нуждается в заправке. Электронный стандарт предполагает отправку уточненных заявок в последние два дня перед прилетом и непосредственно перед посадкой.

Замена расходного ордера на электронный аналог опять же освобождает финансистов от ручного занесения данных о заправленном топливе. Сейчас особую остроту проблеме придает то, что бумажный документ заполняется на перроне "на ходу" и позже бывает довольно сложно расшифровать, что там написано, — особенно если человек писал на холоде окоченевшими пальцами. Экономить время позволяет и то, что отправка документа в электронном формате снимает проблему дублирования одних и тех же действий, так как данные с бумажного расчетного листа должны обработать как минимум в двух компаниях — поставщике топлива и авиакомпании. Иногда к ним добавляется третье звено в виде сервисной компании, которая занимается непосредственно заправкой в крыло.

Что касается инвойсов, то, как и в случае с тендерами, электронный документооборот решает проблему разных форматов и языков. У каждой компании может быть своя собственная форма, с помощью которой она выставляет счет, и на ее изучение уходит лишнее время. Более того, из-за разнобоя в форматах нередко случаются ошибки, когда оператор по невнимательности или незнанию принимает одно поле с данными за другое.

Практика 

Активнее всего в мире используется стандарт для выставления инвойсов. По приблизительной оценке, которую АТО предоставил директор по авиатопливу и наземным операциям IATA Ласанта Субасингхе, его используют 40–50 авиакомпаний и 20–30 поставщиков топлива. Более точные сведения в Ассоциации рассчитывают получить по итогам исследования рынка, запланированного на вторую половину 2017 г. Впрочем, Ласанта Субасингхе подчеркнул, что сегодня участники рынка проявляют к этому стандарту гораздо больший интерес, чем 10 лет назад, когда его только ввели.

В ближайшее время в промышленную эксплуатацию планируется ввести стандарт для заявок. Однако нужно оговориться, что на единичной основе его уже использует Lufthansa, которая отправляет XML-уведомления в амстердамский аэропорт Схипхол в том числе прямо с летящего самолета.

В "Газпромнефть-Аэро" пока применяется только один стандарт — по обмену инвойсами, который внедрили еще в 2014 г. По данным компании, она использует его для совершения около 30% сделок с иностранными контрагентами. В прошлом году предприятие приступило к внедрению стандартов для тендеров и расходных ордеров. Первый из них планировалось ввести в промышленную эксплуатацию в мае 2017 г., отчет об испытаниях второго компания намерена предоставить до конца августа.

Опыт "Газпромнефть-Аэро" свидетельствует о том, что новые стандарты вполне жизнеспособны в российских условиях. По оценке компании, если она будет использовать XML хотя бы для формирования и отправки расходного листа, а также для выставления инвойсов, время от заправки в крыло до отправки счета сократится с 15 до 1 дня. Тем не менее для полного эффекта от внедрения новых стандартов участникам российской отрасли придется обратиться к властям, поскольку топливозаправка и оплата счетов пока не могут обходиться без бумажных носителей. Сформировать соответствующие предложения предстоит пилотной группе российских поставщиков топлива и авиакомпаний, составленной по итогам московской конференции для внедрения в России XML-стандартов.

Пока Lufthansa — единственная авиакомпания в мире, использующая стандарт XML для оповещения наземных служб о том, сколько ее самолетам требуется топлива // Леонид ФАЕРБЕРГ / Transport-photo.com

Пока Lufthansa — единственная авиакомпания в мире, использующая стандарт XML для оповещения наземных служб о том, сколько ее самолетам требуется топлива

Фото: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№181 июль-август 2017

Календарь ATO Events

26-27 сентября 2017 г., г. Москва
26-27 сентября 2017, Москва
24 октября 2017, г. Москва
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
в рамках форума "Крылья будущего"
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.