"Эрбас Индастри" разменял вторую тысячу

15 апреля европейский консорциум "Эрбас Индастри" скромно отметил свой производственный праздник, эхо которого, однако, донеслось до Сиэтла, где расположена штаб-квартира компании "Боинг". Европейские авиастроители передали заказчикам тысячный и тысяча первый самолеты семейства "Эрбас Индастри" A320, известие о начале программы выпуска которого 17 лет назад вызвало в США немало иронических комментариев. Тогда "Эрбас Индастри" решил втиснуться в нишу мирового рынка узкофюзеляжных самолетов вместимостью от 114 до 150 мест, где безраздельно властвовали "Боинг" со своим семейством самолетов модели "737" и "Макдоннелл Дуглас" c серией лайнеров DC-9 и MD-80. По тому времени эти самолеты были доведены до высокой степени совершенства и поэтому любое намерение выпустить новинку, которая могла бы переиграть конкурентов, казалось бессмысленной попыткой изобрести велосипед.

Однако европейцы все рассчитали точно, предложив на рынке среднемагистральных самолетов 150-местный A320, впервые в практике мирового гражданского авиастроения оснащенный электродистанционной системой управления самолетом, боковой ручкой управления вместо традиционного штурвала и комплексом авионики с высочайшей степенью насыщенности компьютерами. Конструкторы консорциума, создавая A320, также сумели расширить область применения самолета. Добились они этого, увеличив ширину фюзеляжа на 17 см по сравнению с "Боинг 737", что позволило разместить в багажном отсеке грузовые контейнеры (модель "737", не говоря уже о DC-9 и MD-80, могла перевозить лишь багаж пассажиров). Кроме того, за счет увеличения запаса горючего было предусмотрено увеличение максимальной дальности полета A320 с нормальной нагрузкой до 5500 км, что дало возможность использовать самолет на некоторых трансконтинентальных маршрутах (например, между восточным и западным побережьем США). Узкофюзеляжные 737-е "боинги" и "дугласы" 9-й и 80-й серий летали максимум на 4200 км. Более широкий фюзеляж A320 также обеспечил повышенную комфортность полета для пассажиров и работы экипажа.

Все это, наряду с гибкой ценовой политикой, позволило "Эрбас Индастри" очень серьезно потеснить "Боинг" и "Макдоннелл Дуглас". Еще более укрепил позиции европейского консорциума на рынке узкофюзеляжных самолетов выпуск двух новых моделей на базе A320 - удлиненной 185-местной версии A321 и укороченной 124-местной модели A319.

С момента запуска программы A320 до сегодняшнего дня заказы на "Боинг 737-300/400/500" cоставили около 600 машин, а заказы на "дугласы" сократились до нескольких десятков машин. Успех европейских конкурентов подтолкнул "Боинг" к созданию семейства 737-х нового поколения (модели 600/700/800).

Именно поэтому на сборочном заводе консорциума в Гамбурге на церемонии передачи тысячного самолета семейства A320 - A319 авиакомпании "Эр Франс" шеф "Эрбас Индастри" Ноэль Форжар позволил себе поиронизировать. Указав на новенький A319 в цветах "Эр Франс" (на сей раз этот стартовый заказчик семейства A320, располагающий уже 84 такими самолетами, взял "юбилейную" машину в лизинг у компании ILFC), Форжар сказал, явно намекая на "Боинг": "Консорциум часто упрекали в бессмысленном расходовании средств, и хочется спросить: кто же в конце концов был прав?"

Впрочем, долго шутить Ноэлю Форжару было некогда. В этот же день ему предстояла еще одна церемония передачи заказчику следующего представителя узкофюзеляжного семейства. На сборочном заводе консорциума в Тулузе уже дожидались представители "Юнайтед Эрлайнз". Американская авиакомпания получала 1001-й самолет семейства A320. Она, кстати, как и "Эр Франс", участвовала в формировании облика A320. Лишний раз стоит напомнить, что на Западе производители самолетов не начинают новый проект без достаточного числа твердых заказов, причем именно заказчики определяют основные параметры будущей машины. Всего с тех пор "Юнайтед Эрлайнз" заказала 133 самолета A319 и A320.

Церемония передачи "Юнайтед Эрлайнз" 1001-го A320 в Тулузе была, как и в Гамбурге, торжественной, но более деловой. Чему, видимо, немало способствовал президент американской авиакомпании Джим Гудвин, не привыкший терять время даром (наверное, именно поэтому он, пришедший в "Юнайтед Эрлайнз" в 1967 г. бухгалтером, дослужился до президента компании). Он продемонстрировал свой пример отношения к персоналу авиакомпании, пригласив на церемонию большую группу отличившихся сотрудников региональных представительств "Юнайтед Эрлайнз".

С передачей тысячного и тысяча первого A320 заказчикам программа выпуска самолетов этого семейства набирает повышенный темп. Если на поставку первой тысячи машин семейства A320 "Эрбас Индастри" потратил 12 лет, то на производство заказанных на настоящее время 950 самолетов консорциум отводит семь лет. Кстати, весьма возможно, что на церемониях передачи заказчикам очередных юбилейных самолетов "Эрбас Индастри" будут присутствовать и представители российской авиапромышленности.

16 апреля консорциум официально объявил о том, что в ближайшей перспективе на самолетах семейства A320 и широкофюзеляжных A330/340, возможно, будут устанавливаться шестиметровые алюминиевые узлы крепления крыла к центроплану производства самарской металлургической компании "Самеко", успешно прошедшие основную программу испытаний. Менеджер консорциума по перспективным технологиям и конструкциям Иоганнесс Косхорст заявил, что "узел, поставленный "Самеко", прошел испытания очень хорошо. Применив нетрадиционную технологию с использованием уникального оборудования, "Самеко" изготовила технически совершенный элемент конструкции".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.