Этапы пятого поколения

Состоявшийся в конце января первый полет прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50, разработанного в рамках программы Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), несомненно, уже стал событием года в отечественном авиастроении. Рыбинское НПО "Сатурн" поставило для прототипа Т-50 двигатели первого этапа, которые, тем не менее, пойдут и на серийные самолеты.
Ранее предполагалось, что российский истребитель пятого поколения поднимется в воздух на двигателях "Изделие 117С", которые являются модификацией АЛ-31Ф с тягой, увеличенной с 12,5 до 14,5 т. Двигатели 117С уже летают на другом новом истребителе "Сухого" поколения 4+ — Су-35. Однако, по словам представителей НПО "Сатурн", для Т-50 была подготовлена новая силовая установка. "Двигатель, который мы поставляем для Су-35, "Изделие 117С", — это не тот двигатель, который установлен на Т-50. Если мы добавляем по тяге 15–20%, то двигатель по определению уже не может быть старым", — рассказал Show Observer управляющий директор компании Илья Федоров. Он объяснил, что в двигатель внесены серьезные конструктивные изменения, включая другую обвязку и новую систему управления. 
Изначально нынешние двигатели Т-50, так называемые двигатели первого этапа, предназначались только для летных испытаний. Но, как заявил глава "Сухого" Михаил Погосян, Т-50 с этим двигателем обеспечивает требования ВВС России, поэтому новый истребитель поступит с ним на вооружение. Согласно ранее объявленным срокам, это должно произойти в 2015 г.
Предполагается, что позднее истребитель Т-50 получит так называемый двигатель второго этапа, однако, как объяснил Погосян, создание нового мотора займет 10–12 лет. По его словам, возможно, производить двигатели второго этапа будут несколько предприятий, в частности НПО "Сатурн" и московское ММПП "Салют", а интегратором станет Объединенная двигателестроительная корпорация.
Как рассказал Илья Федоров, уже сейчас НПО "Сатурн" проводит ряд НИР, которые через 2–3 года могут быть использованы при создании двигателя второго этапа. "Двигатель для ПАК ФА будет отличаться от ныне выпускаемых авиадвигателей меньшим весом и большей тягой, а еще очень серьезными технологиями по уменьшению заметности", —  заявил он. В частности, предполагается применение во внешних и внутренних элементах конструкции будущего двигателя неметаллических частей и композитов, что позволит получить более высокие температуры и снизить вес силовой установки. "Каких-то технических  сложностей в создании двигателя пятого поколения мы не видим, — сказал Федоров, — это вопрос сроков и денег".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.