ФАП "Правила предоставления метеорологической информации для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов"

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Правила предоставления метеорологической информации для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов" (далее– Правила) разработаны в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (часть I), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075, № 50, ст. 6239, ст. 6244, 6245; 2008, № 29 (часть I), ст. 3418, № 30 (часть II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616), Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № , ст. …), стандартами Международной организации гражданской авиации.

2. Правила регулируют деятельность по предоставлению метеорологической информации в авиации для предоставления аэронавигационного обслуживания и выполнения полетов.

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, осуществляющимипредоставление метеорологической информации, обеспечение полетов воздушных судов метеорологической информацией в воздушном пространстве Российской Федерации, а также пользователями воздушного пространства Российской Федерации.

4. Эксплуатант, нуждающийся в метеорологическом обеспечении полетов воздушных судов или в изменении его характера, своевременно предоставляет в соответствующий метеорологический орган информацию:

а) о расписании полетов;
б) о выполнении нерегулярных рейсов;
в) о тех случаях, когда рейсы задерживаются, выполняются раньше назначенного времени или отменяются;
г) о планируемом открытии новых маршрутов или выполнении новых видов полетов.

5. Уведомление об отдельных рейсах, направляемое аэродромному метеорологическому органу, должно содержать следующую информацию:

а) аэропорт вылета и расчетное время вылета;
б) пункт назначения и расчетное время прибытия;
в) маршрут полета и расчетное время прибытия на промежуточный аэродром;
г) запасные аэродромы;
д) эшелон полета;
е) тип полета по правилам визуальных полетов (далее – по ПВП) и правилам полетов по приборам (далее – по ППП).

6. Обеспечение полетов воздушных судов метеорологической информацией на аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования осуществляется в соответствии настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

7. На аэродроме совместного базирования или аэродроме совместного использования предоставление метеорологической информации экипажам воздушных судов осуществляется независимо от ведомственной принадлежности воздушных судов.

Вопросы взаимодействия метеорологических органов различных ведомств отражаются в инструкции по организации метеорологического обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме совместного базирования.

II. Метеорологическая информация, предоставляемая пользователям воздушного пространства.

8. Для получения метеорологической информации на аэродромах с ВПП, предназначенными для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам по категориям II и III, используются автоматизированные дистанционные индикаторы показаний приземного ветра, видимости, дальности видимости на ВПП, высоты нижней границы облаков, температур воздуха и точки росы и атмосферного давления для обеспечения заходов на посадку, посадок и взлетов.

9. При наблюдениях за метеорологическими параметрами обеспечивается точность, установленная в приложении № 1 к настоящим Правилам. 

Данные регулярных наблюдений на аэродроме

10. Сообщения о результатах регулярных наблюдений выпускаются в виде:

а) местных регулярных сводок, распространяемых только на аэродроме составления сводки (предназначены для прибывающих и вылетающих воздушных судов), и
б) сводок METAR, распространяемых за пределами аэродрома составления сводки (в основном предназначены для планирования полетов, радиовещательных передач VOLMET и сообщений D-VOLMET).

Регулярные наблюдения ведутся ежедневно в круглосуточном режиме через 30 мин (в сроки 00 и 30 минут каждого часа), при отсутствии полетов – через 1 час (в 00 каждого часа). На аэродромах с некруглосуточной работой (по регламенту) наблюдения проводятся только в период полетов. Наблюдения и выпуск местных сводок и сводок METAR должны начинаться за 2 часа до начала полетов и производиться в течение всего периода полетов, включая время, когда аэродром является запасным.

Данные специальных наблюдений на аэродроме

11. Сводки о результатах специальных наблюдений на аэродроме выпускаются в виде:

а) местных специальных сводок на аэродроме только для распространения на аэродроме составления сводки, предназначенных для прибывающих и вылетающих воздушных судов, используются для ATIS; и
б) сводок специальных наблюдений на аэродроме для распространения за пределами аэродрома (далее – SPECI), предназначенных для планирования полетов, радиовещательных передач VOLMET и сообщений D-VOLMET, кроме случаев, когда сводки METAR выпускаются с получасовым интервалом.

12. Сводки SPECI выпускаются в следующих случаях:

а) среднее направление приземного ветра изменилось на 60° или более по сравнению с направлением, указанным в последней сводке, причем средняя скорость до и/или после изменения составляет 20 км/ч (или более);
б) средняя скорость приземного ветра изменилась на 20 км/ч или более по сравнению со скоростью, указанной в последней сводке;
в) величина отклонения от средней скорости приземного ветра (порывы) возросла на 20 км/ч или более по сравнению с величиной, указанной в последней сводке, причем средняя скорость до и/или после изменения составляет 30 км/ч или более;
г) изменения ветра превышают важные в эксплуатационном отношении значения; предельные величины должны устанавливаться полномочным метеорологическим органом в консультации с соответствующим полномочным органом ОВД и заинтересованными эксплуатантами с учетом изменений ветра, которые:

1) потребуют смены используемой (-ых) ВПП;
2) свидетельствуют о том, что изменения попутного и бокового компонентов ветра на ВПП превысят значения, являющиеся основными эксплуатационными пределами для типичных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме;

д) видимость улучшается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или видимость ухудшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений:

1) 800, 1500 или 3000 м;
2) 5000 м – в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;

е) дальность видимости на ВПП улучшается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или дальность видимости на ВПП ухудшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений:

150, 350, 600 или 800 м;

ж) в случае начала, прекращения или изменения интенсивности любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

замерзающие осадки;
умеренные или сильные осадки (в том числе ливневого типа);
гроза (с осадками);
пылевая буря;
песчаная буря;

з) в случае начала, или прекращения любого из следующих явлений погоды или их сочетаний:

ледяные кристаллы;
замерзающий туман;
пыльный, песчаный или снежный низовой поземок;
пыльная, песчаная или снежная низовая метель;
гроза (без осадков);
шквал;
воронкообразное облако (торнадо или водяной смерч);

и) высота нижней границы нижнего слоя облаков протяженностью BKN или OVC увеличивается и достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или высота нижней границы нижнего слоя облаков протяженностью BKN или OVC уменьшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений:

1) 30, 60, 150 или 300 м (100, 200, 500 или 1000 фут);
2) 450 м (1500 фут) – в случае выполнения значительного числа полетов по правилам визуальных полетов;

к) количество облаков в слое ниже 450 м (1500 фут) изменяется:

1) от SCТ или менее до BKN или OVC; или
2) от BKN или OVC до SCТ или менее;

л) небо закрыто и вертикальная видимость улучшается, достигает или превышает одно или несколько из следующих значений или вертикальная видимость ухудшается и становится менее одного или нескольких из следующих значений:

30, 60, 150 или 300 м;

м) в соответствии с любыми другими критериями, основанными на эксплуатационных минимумах аэродрома, согласованных между метеорологическим органом и органом ОВД.

13. На аэродромах, не работающих более 24 часов, сводки SPECI выпускаются после возобновления выпуска сводок METAR.

14. В местные регулярные и специальные сводки и в сводки METAR и SPECI включаются следующие элементы в указанном порядке:

1) указатель типа сводки;
2) индекс местоположения;
3) срок наблюдения;
4) указатель автоматизированной или, в случае необходимости, пропавшей сводки;
5) направление и скорость приземного ветра;
6) видимость;
7) дальность видимости на ВПП, в случае необходимости;
8) текущая погода;
9) балл облачности, вид облаков (только для кучево-дождевых и башеннообразных кучевых облаков) и высота нижней границы облаков или вертикальная видимость, если они измеряются;
10) температура воздуха и температура точки росы;
11) QNH и, в случае необходимости, QFE (QFE включается только в местные регулярные и специальные сводки);
12) дополнительная информация.

Данные приземного ветра

15. Среднее направление и средняя скорость приземного ветра, а также ветра на высоте 10 метров над ВПП и значительные изменения его направления и скорости сообщаются в градусах относительно направления на Север и метрах в секунду.

Данные о видимости

16. Видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне;
наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кд на неосвещенном фоне.

Видимость измеряется или наблюдается, а данные о ней сообщаются в метрах или километрах.

17. В случаях, когда местные регулярные и специальные сводки используются для вылетающих воздушных судов, наблюдения за видимостью для составления этих сводок должны осуществляться вдоль ВПП; а в тех случаях, когда местные регулярные и специальные сводки используются для прибывающих воздушных судов – для зоны приземления ВПП.

18. В случаях, когда для измерения видимости используются автоматизированная метеорологическая система (далее - АМИС), необходимо обеспечить передачу данных не реже чем через каждые 60 сек.

19. Для составления сводок METAR и SPECI наблюдения за видимостью должны быть репрезентативными для аэродрома.

Данные о дальности видимости на ВПП

20. Дальность видимости на ВПП (RVR) - расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию.

21. Результаты оценки дальности видимости на ВПП сообщаются (в метрах) в течение периодов, когда видимость, или дальность видимости на ВПП составляет менее 2000 м.

22. Дальность видимости на ВПП определяется и данные о ней передаются для:

1) зоны приземления ВПП, не оборудованной средствами точного захода на посадку и посадки, либо оборудованной для захода на посадку и посадки по приборам по категории I;
2) зоны приземления и для середины ВПП, предназначенной для выполнения захода на посадку и посадки по приборам по категории II;
3) зоны приземления, средней точки и дальнего конца ВПП, предназначенной для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам по категории III.

23. Оценка дальности видимости на ВПП осуществляются на всех ВПП, предназначенных для выполнения заходов на посадку и посадок по приборам.

Оценку дальности видимости на ВПП следует осуществлять на всех ВПП, предназначенных для использования, когда видимости менее 2000 м.

24. Органы, обслуживающие воздушное движение в районе аэродрома, незамедлительно ставятся в известность о возникновении неисправностей автоматизированного оборудования, используемого для оценки дальности видимости на ВПП.

Данные о текущей погоде

25. На аэродроме проводятся наблюдения за текущей погодой и, при необходимости, передаются данные о ней.

Указываются следующие явления текущей погоды: осадки и замерзающие осадки (включая их интенсивность), туман, замерзающий туман и грозы (включая грозы в окрестностях аэродрома).

26. Данные об особых явлениях текущей погоды и их характеристики передаются в соответствии с кодовой таблицей, котораяпредставлена в приложении № 2 к настоящим Правилам.

Данные об облачности

27. На аэродроме ведутся наблюдения и передаются данные об облачности, включающие количество баллов, вид облаков и высоту их нижней границы. В тех случаях, когда определение состояния неба затруднено, вместо наблюдений за облачностью ведутся наблюдения и сообщаются данные о вертикальной видимости. Данные о высоте нижней границы облаков и вертикальной видимости передаются в метрах.

28. Данные наблюдений за облачностью, предназначенные для использования в местных регулярных и специальных сводках, указываются для зоны захода на посадку, а предназначенные для использования в сводках METAR и SPECI, указываются для аэродрома.

29. В сводках METAR и SPECI, а так же местных регулярных и специальных сводках передается:

а) количество облаков с использованием условных сокращений;
б) кучево-дождевые и мощные кучевые облака указываются с помощью сокращений СВ и TCU, соответственно;
в) высота нижней границы облаков сообщается в величинах, кратных 30 м;
г) вертикальная видимость сообщается в величинах, кратных 30 м;
д) если нет облаков, значимых для полетов, отсутствуют кучево-дождевые облака и вертикальная видимость неограниченна, а сокращение CAVOK не подходит для описания условий погоды, то используется сокращение NSC- нет существенной облачности.

30. Данные о температуре воздуха и температуре точки росы передаются с точностью до ближайшего целого числа градусов Цельсия.

31. Данные об измеренном атмосферном давлении, а так же вычисленные значения давления приведенные к среднему уровню моря (QNH) и значения давления приведенные к уровню превышения ВПП аэродрома (QFE) передаются с точностью до миллиметра ртутного столба (мм.рт.ст.) или десятых долей гектопаскаля (гПа).

Для всех ВПП, предназначенных для выполнения точных заходов на посадку данные даются по давлению у рабочего торца ВПП, а в случае не точных заходов - по контрольной точке аэродрома.

32. Значение QNH передается в сводках METAR/SPECI. В местных регулярных и специальных сводках передается:

а) информация о QFE;
б) информация о QNH;
в) информация об используемых единицах измерений для значений QFE и QNH;
г) если значения QFE необходимы для нескольких ВПП, включаются требуемые значения QFE для каждой ВПП, к которой эти значения относятся.

Дополнительная информация

33. Дополнительная информация о недавних явлениях погоды передается в местных регулярных и специальных сводках и в сводках METAR/SPECI.В сводки по результатам наблюдений на аэродроме следует включать имеющуюся дополнительную информацию об особых метеорологических условиях, в особенности в зонах захода на посадку инабора высоты.

Вулканическая деятельность и сообщение о ней

34. Данные о вулканической деятельности включают следующую информацию, изложенную в указанном ниже порядке:

а) тип сообщения: VOLCANIC ACTIVITY REPORT - СВОДКА О ВУЛКАНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
б) обозначение станции, индекс местоположения или название станции;
в) дата/время сообщения;
г) местоположение вулкана и его название, если известно;
д) краткое описание явления, включающее, в соответствующих случаях, уровень интенсивности вулканической деятельности, факт извержения и его дату и время, а также присутствие облака вулканического пепла в данном районе вместе с информацией о направлении движения облака вулканического пепла и его высоте.

35. Данные о наличии в атмосфере вулканического пепла, который ухудшает видимость на данном аэродроме, передаются в местных сводках и сводках METAR/SPECI.

Данные радиолокационных наблюдений

36. Данные метеорологических радиолокаторов (далее - МРЛ) передаются о распределении облачных образований, явлениях с ними связанных, зонах осадков, их перемещении и эволюции.

37. При наличии автоматизированного метеорологического радиолокационного комплекса (далее - АМРК) данные передаются ежечасно. При обнаружении кучево-дождевой облачности с сильными ливневыми осадками, грозоопасными (градоопасными) очагами и по запросу органа ОВД данные передаются не реже, чем через 30 минут. При отсутствии грозовой облачности данные могут передаваться через 3 часа.

38. На аэродромах, не оборудованных МРЛ, для получения метеорологической радиолокационной информации могут использоваться:

а) индикаторы аэродромных радиолокаторов;
б) МРЛ, используемые другими метеорологическими органами на удалении до 50 км от аэродрома.

Передача метеорологической информации, поступающей от автоматических систем наблюдения

39.Сводки МЕТАR и SPECI, получаемые от автоматических систем наблюдения обозначаются словом AUTO.

III. Прогнозы

40. Выпуск метеорологическим органом нового прогноза означает, что всякий ранее выпущенный однотипный прогноз для того же места и на тот же период действия (или часть его) автоматически аннулируется.

41. Прогноз по аэродрому (далее – TAF) составляется метеорологическим органом и выпускается в установленное время и состоит из краткого сообщения об ожидаемых метеорологических условиях в районе аэродрома в течение определенного периода времени.

40. TAF и коррективы включают следующую информацию в указанном порядке:

1) идентификатор типа прогноза (TAF, TAFAMD или TAFCOR);
2) указатель местоположенияметеостанции;
3) время выпуска прогноза;
5) дата и период действия прогноза;
6) идентификатор аннулированного прогноза, в случае если текущий прогноз аннулирует ранее выпущенный;
7) приземный ветер;
8) видимость;
9) особые явления погоды;
10) облачность;
11) ожидаемые значительные изменения одного или нескольких из этих элементов в течение периода действия.

Указываемая в TAF видимость соответствует прогнозируемой преобладающей видимости.

42. Метеорологические органы, составляющие прогнозы TAF, осуществляют постоянный контроль за изменениями метеорологических параметров и, по мере необходимости, оперативно вносят в прогноз соответствующие коррективы. Длина текста прогнозов и количество указанных в них изменений сводятся к минимуму.

43. Период действия прогноза TAF должен составлять не менее 6 и не более 30 ч. Регулярные прогнозы TAF должны выпускаться каждые 3 ч, не менее чем за один час до начала периода действия данного прогноза.

44. При выпуске TAF метеорологические органы обеспечивают наличие на аэродроме в любое время не более одного действующего прогноза TAF. Прогноз по аэродрому составляется в радиусе 8 км от КТА.

45. TAF с коррективами (далее - TAFAMD) выпускается в связи со значительными изменениями наблюдаемых элементов погоды, имеет начало действия от момента его выпуска и действует до окончания TAF к которому вводится данные коррективы.

46. В прогнозах погоды TAF по горным аэродромам передаются данные об облачности среднего яруса, если ожидается появление такой облачности на высотах 2000 м и менее над уровнем аэродрома.

47. Прогнозы, в период действия которых произошли связанные с метеорологическими условиями нарушения регулярности и безопасности полетов (отмены, задержки рейсов, возвраты, посадки ВС не на аэродромах назначения и др.), оцениваются совместно с представителем органа ОВД при предъявлении претензий органами ОВД или пользователями воздушного пространства.

48. Оценка оправдываемости прогнозов осуществляется в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам.

Прогнозы для посадки

49. Прогнозы погоды для посадки (далее - TREND) передаются органам ОВД аэродрома, службам аэродрома, а также экипажам воздушных судов по их запросу.

50. В прогнозе TREND передаются ожидаемые значительные изменения метеорологических условий на данном аэродроме (на период 2 часа), прилагаемые к местной регулярной или специальной сводке и к сводкам METAR/SPECI.

Прогнозы для взлета

51. Прогноз для взлета должен относиться к определенному периоду времени и содержать информацию о направлении и скорости приземного ветра и их изменении, о температуре, давлении (QNН) в районе ВПП.

52. Прогноз для взлета предоставляется эксплуатантам и членам экипажа по их запросу не позднее чем за три часа до ожидаемого времени вылета.

Прогнозы погоды по районам полетов на малых высотах

53. Прогнозы по районам полетов на малых высотах представляются пользователям воздушного пространства в виде карт или в форме прогноза (далее – GAMET) содержащего информацию, указанную в приложении №5 к настоящим Правилам.

54. Если прогнозы составляются в виде карт, они представляют собой карты особых явлений погоды (далее – SIGWX), к которым относятся карты ветра и температуры на абсолютных высотах: 600, 1500, 3000 м и в горных районах - 4500 м.

55. Прогнозы для полетов на малых высотах передаются каждые
6 часов, не позднее, чем за 1 час до начала периода действия, период их действия составляет 6 часов.

56. В качестве прогнозов по аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, на которых отсутствует АМСГ могут использоваться прогнозы по районам полетов, в границах которых расположены эти посадочные площадки.

Информация и сообщения SIGMET, AIRMET

57. Информация SIGMET выпускается метеорологическим органом и представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных в приложении №4 к настоящим Правилам явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета воздушных судов, а также предполагаемые изменения данных явлений во времени и в пространстве.

58. Период действия сообщения SIGMET не превышает 4 ч. Период действия выпускаемых в особых случаях сообщений SIGMET, касающихся облака вулканического пепла и тропических циклонов, увеличивается до 6 ч. Информация SIGMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.

59. Между метеорологическим органом и соответствующим органом ОВД осуществляется тесная координация в целях обеспечения согласованности информации о вулканическом пепле, включаемой в сообщения SIGMET.

60. Сообщения SIGMETвыпускаются не ранее чем за 4 ч до начала периода действия.

Специальные сообщения SIGMET, касающиеся облака вулканического пепла или тропических циклонов, выпускаются, как только это становится практически возможным, но не более чем за 12 ч до начала периода действия.

61. Информация AIRMET выпускается метеорологическим органом с учетом плотности воздушного движения на крейсерских эшелонах ниже эшелона полета 100 (или ниже эшелона полета 150 в горных районах или, при необходимости, выше).

Информация AIRMET представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных в приложении №4 к настоящим Правилам явлений погоды по маршруту полета, которые не были включены в зональные прогнозы для полетов на малых высотах, и которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, а также на эволюции этих явлений во времени и пространстве. Период действия сообщения AIRMET не превышает 4 ч.

62. Информация AIRMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.

Предупреждения по аэродрому

63. В предупреждении по аэродрому передается информация о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на ВС на земле, в том числе, на воздушные суда на местах стоянки, а также на аэродромное оборудование, средства и службы.

Предупреждения о сдвиге ветра

64. В предупреждении о сдвиге ветра предоставляется информация о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на ВС на траектории захода на посадку или взлета в слоемежду уровнем ВПП и 500 м над этим уровнем, или на ВС на ВПП во время разбега при взлете или пробега при посадке.

65. Информация о сдвиге ветра передается в местных регулярных и специальных сводках и в сводках METAR/SPECI в соответствии с установленными правилами.

66. Экипажи ВС в донесениях о сдвиге ветра могут использовать такие классифицирующие термины, как "умеренный", "сильный" или "очень сильный", основанные в значительной степени на их субъективной оценке интенсивности наблюдающегося сдвига ветра. Такие донесения включаются в предупреждения о сдвиге ветра без изменений.

67. Порядковый номер предупреждения отражает количество предупреждений, выпущенных с 00.01 UTC текущих суток.

IV. Метеорологическое обеспечение эксплуатантов и членов летного экипажа

Общие положения

68.Предоставление метеорологической информации экипажам вылетающих ВС производится на основании планов полетов, а также на основании заявок, подаваемых органом ОВД, которые должны содержать следующие сведения:

а) планируемое время вылета;
б) пункт назначения и расчетное время прибытия;
в) маршрут полета, вид авиационных работ;
г) запасные аэродромы;
д) эшелон или высота полета;
е) правила полета (по ПВП или ППП).

69. Метеорологическая информация, которой снабжаются эксплуатанты и члены летного экипажа, содержит последние данные и включает следующие сведения:

а) прогнозы

1) ветра и температуры на высотах;
2) влажности воздуха на высотах;
3) геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета;
4) высоты тропопаузы в единицах эшелона полета и температуры тропопаузы;
5) направления, скорости максимального ветра на высотах в единицах эшелона полета;
6) явлений SIGWX;

Прогнозы влажности воздуха на высотах и геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета используются только при планировании полетов с помощью автоматизированных систем.

б) сообщения METAR или SPECI для аэродромов вылета и намеченной посадки и для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;

в) прогнозы TAF или скорректированные прогнозы TAF для аэродромов вылета и намеченной посадки и для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;

г) прогнозы для взлета;

д) информация SIGMET и соответствующие специальные донесения с борта, которые не использовались при подготовке сообщений SIGMET;

е) зональные прогнозы GAMET и/или зональные прогнозы для полетов на малых высотах в форме карты, подготовленной в дополнение к выпуску информации AIRMET, и информация AIRMET для полетов на малых высотах, которые относятся ко всему маршруту;

ж) предупреждения по аэродрому;

з) изображения, полученные с метеорологических спутников;

и) данные наземных метеорологических радиолокаторов.

Брифинг, консультация и показ информации

70. В тех случаях, когда местные условия аэродрома не позволяют проводить личный брифинг или консультацию, метеорологический орган предоставляет такое обслуживание дистанционно или через орган ОВД.

71. Полетная документация подготавливается для экипажа ВС не позднее, чем за 1 час до запланированного времени вылета.

72. Прогнозы по аэродрому назначения, полученные от других метеорологических органов, включаются в полетную документацию без каких-либо смысловых изменений. В тех случаях, когда прогноз по аэродрому назначения не получен, метеорологический орган аэродрома вылета обязан принять меры для его получения.

73. В тех случаях, когда становится очевидным, что метеорологическая информация, предназначенная для включения в полетную документацию, будет существенно отличаться от информации, предоставленной для предполетного планирования, об этом незамедлительно уведомляется пользователь воздушного пространства и ему предоставляется уточненная информация.

74. В тех случаях, когда необходимость внесения коррективов возникает перед взлетом воздушного судна, когда документация была уже вручена, метеорологический орган должен направить необходимый корректив или обновленную информацию пользователю воздушного пространства или органу обслуживания воздушного движения для передачи на борт воздушного судна.

75. Прогнозы особых явлений погоды SIGWX и ветра/температуры на высотах, составленные на фиксированный срок, действительны для полетов за три часа до и три часа после фиксированного срока и представляются в полетную документацию в виде карты.

76. В оптимальный комплект карт для полетов между эшелоном полета 250 и эшелоном полета 630 предоставляется карта особых явлений погоды SIGWX высокого уровня (FL250 – FL630), прогностическая карта ветра и температуры для уровня 250 гПа и уровня, близкого к фактическому уровню полета.

77. В оптимальный комплект карт для полетов между эшелоном полета 100 и эшелоном полета 250 предоставляют карту особых явлений погоды SIGWX среднего уровня (FL100 – FL250), прогностическую карту ветра и температуры для уровня 500 гПа и уровня, близкого к фактическому уровню полета.

По требованию экипажа ВС (эксплуатанта) в полетную документацию включаются дополнительные прогнозы по высотам: прогнозы особых явлений погоды, ветра, температуры.

78. В том случае, если прогнозы для полетов на малых высотах представляются в форме карт, в полетную документацию, в том числе для полетов по ПВП, предоставляется:

а) сообщение SIGMET и AIRMET;
б) карты ветра и температуры воздуха, по крайней мере, для абсолютных высот 600 м, 1500 м, 3000 м и в горных районах – 4500м;
в) прогноз особых явлений погоды низкого уровня SWL.

79. В том случае, если прогнозы представляются не в форме карт, в полетную документацию для полетов на малых высотах, в том числе, полетов по ПВП до эшелона полета 100 (эшелона 150 или выше в горных районах) включаются сообщение SIGMET и AIRMET и прогнозы в форме GAMET.

80. При задержке вылета более чем на 20 минут от запланированного времени метеорологический орган, обслуживающий данный аэродром, предоставляет по запросу повторное оформление полетной документации и/или проведение консультации.

81. Метеорологический орган сохраняет информацию, представленную членам летного экипажа, в течение не менее 30 дней с момента ее выпуска. Эта информация представляется по запросу пользователя воздушного пространства или для проведения расследований авиационных событий и сохраняется до их завершения.

Автоматизированные системы предполетной подготовки

82. При использовании автоматизированных систем для предоставления аэронавигационной, метеорологической информации эксплуатантам и членам летного экипажа в целях подготовки к полетам, объем предоставляемой информации соответствует пункту 69 настоящих Правил, а соответствующий метеорологический орган сохраняет ответственность за качество, достоверность и полноту предоставляемой метеорологической информации.

Информация для экипажей воздушных судов, находящихся в полете

83. Воздушные суда, находящиеся в полете, обеспечиваются метеорологической информацией через соответствующий орган ОВД, а также посредством радиовещательных передач (VOLMET, ATIS, D-ATIS, D-VOLMET), ОВЧ - радиоканалы метеовещания.

84. Органам ОВД передается метеорологическая информация, предназначенная для ВС, находящихся в полете, в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Правилах.

V. Информация для органов обслуживания воздушного движения и других служб, обеспечивающих полеты ВС

Общие положения

85. Метеорологическую информацию органы ОВД получают от метеорологических органов, с борта воздушных судов на маршруте полета и в зонах взлета (посадки) аэродромов. В аэропортах МВЛ, на вертодромах и вертолетных площадках, где отсутствуют метеорологические органы, могут привлекаться к проведению метеорологических наблюдений диспетчеры контрольно-диспетчерских пунктов (далее - КДП МВЛ) и диспетчеры-информаторы.

86. Средства связи между оперативными органами ОВД и метеорологическими органами должны обеспечивать оперативную передачу метеорологической информации и запросов на ее получение.

87. Любая метеорологическая информация, запрошенная органом обслуживания воздушного движения в связи с аварийной ситуацией, предоставляется в максимально короткий срок.

Информация для органов воздушного движения

88. Объем и порядок и предоставление метеорологической информации для органов ОВД определяется договором между метеорологическим органом и органом осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов.

Информация для поисково-спасательной службы (аварийно-спасательных работ)

89. Метеорологическая информация, необходимая экипажам воздушных судов, вылетающих для выполнения поисково-спасательных работ, предоставляется метеорологическим органом в кратчайший срок по запросу руководителя полетов или другого должностного лица, руководящего поисково-спасательными работами.

90. Порядок обеспечения метеорологической информации координационных центров поиска и спасания определяется соглашением между органом осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов и метеорологическом органом

VI. Распространение метеорологической информации через радиовещательные передачи.

91. Метеорологическая информация для автоматической аэродромной службы информации (далее – ATIS) получается из местных регулярных и местных специальных сводок.

92. Организация, обеспечение и ведение радиовещательных передач ATIS производится органом ОВД.

93. Для обеспечения экипажей воздушных судов, находящихся в полете, необходимой метеорологической информацией организуются радиовещательные передачи VOLMET.

94. Аэродромы, инфорация по которым включается в передачу VOLMET, должны располагаться, не далее 800 км от места передачи, а их общее количество не должно превышать девяти.

95. Сообщение SIGMET включается в передачу VOLMET по району полетной информации органа ОВД, которому поручено обеспечение радиовещательной передачи VOLMET (по согласованию с органом ОВД).

96. Сообщение VOLМЕТ включает:

а) наименование передающей станции, после которой следует слово VOLМЕТ;
б) наименование аэродрома;
в) время наблюдения (UTC);
г) сообщение SIGMET или сообщение об его отсутствии,
д) сводки METAR (по согласованию с органом ОВД – SPECI) с прогнозами на посадку TREND.
е) сообщения SPECI – при наличии.

VII. Авиационная климатологическая информация

Общие положения

97. Авиационная климатологическая информация, требующаяся для планирования полетов, подготавливается в виде аэродромных климатологических таблиц и аэродромных климатологических описаний. Пользователи воздушного пространства снабжаются такой информацией по соглашению между ними и аэродромным метеорологическим органом.

98. Авиационная климатологическая информация основывается на наблюдениях, проводившихся в течение не менее пяти лет. Используемый период указывается в предоставляемой информации. Авиационную климатологическую информацию следует периодически обновлять или увеличивать климатический ряд путем добавления более новых данных.

99. Климатологические данные для вновь вводимых в эксплуатацию ВПП на аэродромах следует собирать как можно раньше, до ввода в эксплуатацию этих ВПП.

100. Аэродромный метеорологический орган по запросу и по мере возможности предоставляет данные метеорологических наблюдений за определенный период необходимые для исследований, технических расследований или эксплуатационного анализа, любому другому полномочному метеорологическому органу, эксплуатантам и прочим лицам, связанным с использованием метеорологии в интересах международной аэронавигации.

Аэродромные климатологические таблицы

101. Аэродромные климатологические таблицы включают следующую информацию:

а) повторяемость параметров ветра в установленных диапазонах;
б) повторяемость значений видимости, в том числе, дальности видимости на ВПП в указанное время нижеуказанных значений в метрах;
в) повторяемость значений дальности видимости на ВПП/видимости и/или высоты нижней границы самого низкого слоя SCT, BKN или OVC облачности нижеуказанных пороговых значений в определенные моменты времени;
г) повторяемость явлений, их продолжительности и среднее число дней с особыми явлениями погоды;
д) повторяемость различных градаций высоты нижней границы облаков, имеющих значение с эксплуатационной точки зрения;
е) повторяемость нижней границы самого низкого слоя облаков SCT, BKN или OVC нижеуказанных значений в определенные моменты времени;
ж) повторяемость приземной температуры воздуха через интервалы 5°С в определенные моменты времени;
и) средние и экстремальные значения атмосферного давления на уровне порога ВПП;
к) средние, максимальные и минимальные значения метеорологических элементов, необходимых для целей планирования полетов;
л) повторяемость сочетаний двух или более метеорологических элементов и их продолжительность.

Климатологическое описание аэродрома

102. Климатологическое описание аэродрома содержит сведения о рельефе, гидрографии, растительном покрове, наличии населенных пунктов, промышленных объектов, а также об основных циркуляционных процессах, типичных синоптических ситуациях и связанных с ними опасных для авиации явлениях погоды, общих климатических данных. Указанные сведения могут представляться в виде кратких изложений, таблиц, графиков, картографического материала.

 

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office Приложения к ФАП-МЕТ116 КБ

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№194, ноябрь 2018
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.