Гражданская авиация мира столкнулась с максимальным снижением спроса за всю историю

Самолет заходит на посадку
Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 постепенно превращает гражданскую авиацию из глобальной в разрозненную и локальную :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Ведущие авиакомпании мира столкнулись с худшим снижением спроса за всю историю. С каждым днем все больше стран вводят ограничения на поездки и закрывают свои государственные границы в борьбе с распространением нового типа коронавируса COVID-19, несмотря на призыв Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не прибегать к таким мерам.

"Меры в отношении поездок, которые существенно затрудняют международные перевозки, могут быть оправданы только в начале вспышки, поскольку они могут позволить странам выиграть время, пусть даже всего лишь несколько дней, для быстрого осуществления эффективных мер по обеспечению своей готовности. Такие ограничения должны основываться на тщательной оценке риска, быть соразмерными риску для здоровья населения, быть кратковременными и регулярно пересматриваться по мере развития ситуации”, — говорится в сообщении ВОЗ.

Благая глобализация

Глобализация была благом для авиаотрасли, которая процветала по мере того, как страны становились либеральнее в отношении друг друга на протяжении 40 лет. В результате предприниматели и туристы стали пересекать границы так же легко, как они путешествовали внутри своей страны.

Однако в последние месяцы глобализация привела к необратимым последствиям. Повсеместное распространение коронавируса заметно расширило масштабы кризиса до беспрецедентного уровня, пишет Bloomberg.

До конца февраля вспышка вируса стала многомиллиардной головной болью в основном для авиакомпаний в Китае и остальной Азии. С тех пор ограничения полетов последовали за вирусом на Запад, поразив некоторые из крупнейших американских и европейских авиакомпаний.

От Qantas и Cathay Pacific в Австралии и Азии, Lufthansa и Air France — KLM в Европе до United и American в США. Все авиакомпании разделяют общую проблему "вирусного" истощения бронирований.

На фоне резкого падения мирового спроса коммерческие авиаперевозки в этом году могут упасть на 8,9%, по данным Jefferies Financial Group Inc. Если такой сценарий будет реализован, то согласно доступным данным это будет самый большой спад за 42 года, начиная с 1978-го, что затмит даже влияние шока от терактов 11 сентября 2001 года.

Правительственные рекомендации, запреты на поездки, введение карантина и растущее беспокойство пассажиров о том, чтобы быть заключенным на высоте 10 тыс. м в течение нескольких часов в кресле рядом с возможным носителем вируса, истощают потребительский спрос.

Авиакомпаниям вынужденно приходится массово сокращать рейсы, маршруты, приземлять часть флота, увольнять сотрудников.

Lufthansa сокращает свой график на целых 50%. United сократила свой апрельский внутренний график на 10% и сократила международные полеты на 20%. Delta сократила внутренние перевозки на 15%, а международные — на 25%.

Американские авиакомпании сократят зарубежные полеты на 10% в пиковый летний сезон. Вирус уже привел к первым жертвам в отрасли. Flybe, крупнейший британский внутренний авиаперевозчик, находящийся еще до начала распространения вируса под финансовым стрессом, 5 марта был выдавлен с рынка резко сократившимся спросом.

В Китае правительственные чиновники взяли на себя ответственность за перевозчика Hainan Airlines, после того как он стала жертвой массовых запретов на поездки.

Другие правительства, вероятно, также вмешаются. Lufthansa ищет поддержку, чтобы избежать увольнений. Президент США Дональд Трамп сказал, что администрация окажет помощь американским авиакомпаниям в результате вспышки заболевания.

Глобальная потеря доходов в размере 113 млрд долл. в 2020 г. — самый пессимистичный прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) — будет представлять собой падение на 19% с 2019 г. Даже самый лучший сценарий развития событий предполагает снижение выручки от пассажирских перевозок на 11%, или на 63 млрд долл.

Возможно, именно поэтому авиакомпании так жестко реагируют на ситуацию.

В Австралии Qantas Airways 10 марта сократила примерно на четверть международное расписание на ближайшие полгода, в то время как Air France отменила 3600 рейсов, запланированных на март, сократив свою европейскую сеть на 25%.

Нигде проблемы отрасли не являются более существенными, чем в Китае, чьи авиакомпании возьмут на себя более одной трети прогнозируемого IATA удара по отраслевому доходу.

Китай с высокой долей среднего класса, который готов тратить много денег на внутренние и зарубежные поездки, уже давно на пути к вытеснению США как крупнейшего в мире рынка авиаперевозок в середине этого десятилетия.

Сейчас местные авиакомпании оказались на переднем крае кризиса. Китайские авиакомпании к февралю сократили 10,4 млн мест из своих внутренних расписаний, по данным OAG Aviation Worldwide.

Бронирование билетов в стране на апрель сократилось почти на 80% по сравнению с годом ранее, сообщает IATA. Из-за опасений о распространении COVID-19 по крайней мере до конца года другие китайские авиакомпании неизбежно потерпят крах, говорит Джоанна Лу, руководитель отдела консалтинга по Азии в компании Travel Аnalytics Cirium.

Господдержка

Поддержка государства может быть единственным способом избежать банкротств авиакомпаний. Правительство в Пекине контролирует большую тройку страны — China Southern Airlines, Air China, и China Eastern Airlines — и готово ее поддержать. Об этом 14 февраля сообщило Управление гражданской авиации Китая.

Правительство Китая предпримет ряд мер, включая слияние некоторых компаний, чтобы помочь отрасли восстановиться. Например, 4 марта китайские регуляторы объявили о государственном финансировании внутренних и иностранных авиакомпаний, осуществляющих международные перевозки в Китай и из Китая во время кризиса, пишет Bloomberg.

Власти готовы заплатить 0,0528 юаня за перевозку одного пассажира на один километр. Так, для рейса длиной 5811 км из Москвы в Пекин субсидия составит 307 юаней (44 долл. по курсу ЦБ на 13 марта, или 3254 руб.) на одного пассажира.

Сейчас, согласно расписанию полетов до конца марта, "Аэрофлот" осуществляет по одному ежедневному рейсу в Пекин и Шанхай (субсидия 3793 руб. на одного пассажира), а также четыре рейса в неделю в Гуанчжоу (3872 руб.).

Быстрое восстановление

Тем не менее мировая авиаиндустрия быстро восстанавливалась в прошлом после каждого шока. Например, после вспышки атипичной пневмонии в 2003 г., которая обошлась азиатско-тихоокеанским авиакомпаниям в 6 млрд долл. потерянных доходов от пассажирских перевозок, международные перевозки вернулись к нормальному состоянию в течение девяти месяцев.

И на этот раз падение цен на нефть, вызванное враждой между ОПЕК и Россией, также может пойти на пользу перевозчикам, потому что топливо является одной из их самых больших статей расходов.

“Я был в этой отрасли в течение 35 с лишним лет, видел войны, терроризм, болезни и несчастные случаи, — говорит Джаред Харкхэм, вице-президент и управляющий директор по авиации в консалтинговой фирме ICF International Inc. — Пока что ничего не изменило долгосрочную траекторию роста отрасли. Проблемы становятся управляемыми, воспоминания исчезают и люди не могут все время отказываться от потребностей в быстрых перемещениях”.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.