Группа "Аэрофлот" вошла в 10 крупнейших в мировом рейтинге 2021 года

Лидерский статус "Аэрофлота" подтверждается влиятельным британским аналитическим центром
Группа «Аэрофлот» вошла в 10 крупнейших в мировом рейтинге 2021 года
:: "Аэрофлот"

2021-й стал вторым годом пандемии COVID-19. Глобальная авиационная отрасль все еще ощущала серьезные последствия от сильнейшего удара, нанесенного коронавирусом. Степень давления на перевозки, операционную деятельность и финансовые результаты превысила влияние всех предыдущих кризисов. Снижение пассажиропотока на уровень начала 2000-х годов потребовало от авиакомпаний реализации масштабных антикризисных программ, а от национальных правительств — оперативных мер по прямой финансовой и косвенной регуляторной поддержке авиакомпаний.

В этих условиях, и вплоть до введения антироссийских санкций, "Аэрофлот" демонстрировал уверенные показатели роста, а его заметная роль и лидерство на глобальной арене подтверждаются новым рейтингом влиятельного международного аналитического центра.

Одно из ведущих мировых отраслевых информационно-аналитических агентств — британское Cirium в сентябре завершило анализ и опубликовало мировой рейтинг пассажирских авиакомпаний в 2021 году: исследование, известное под названием World Airline Passenger Ranking for 2021.

Согласно этому исследованию как Группа "Аэрофлот" в целом, так и все перевозчики, входящие в нее, значительно нарастили позиции в рейтинге (см. табл. ниже). Группа вошла в десятку крупнейших в мире, а авиакомпании — в топ-40: национальный перевозчик "Аэрофлот" занял 16-ю позицию (на 4 выше, чем в 2019 году), "Россия" — на 37-й строчке (поднялась на 30 позиций), "Победа" — на 38-й (взлетела на 62 строчки).

Исследование операционной деятельности авиакомпаний за 2021 год, озаглавленное "Авиакомпании США на вершине рейтинга, лоукостеры существенно поднялись", основано на анализе показателей более чем 600 авиакомпаний.

В нем отмечено, что наибольшие сложности в отчетный период испытывали крупные сетевые перевозчики, работающие по классической схеме, — и в особенности те, кто полагался на делового пассажира и дальнемагистральные перевозки. В 2021 году их доля в мировом пассажиропотоке снизилась примерно на пять процентных пунктов, до 64%. Это снижение в значительной степени подхватили бюджетные перевозчики, которые увеличили свою долю до 26%.

МИРОВОЙ РЕЙТИНГ ТОП-100 АВИАКОМПАНИЙ ПО ПАССАЖИРООБОРОТУ

В 2021 году пассажиропоток на регулярных рейсах в мире составил 2,3 млрд пассажиров (в сравнении с 1,8 млрд в 2020 году и 4,5 млрд в 2019 году). Таким образом, пассажиропоток в 2021 году вырос на 26% по сравнению с предыдущим годом, однако составил только примерно половину от показателей доковидного 2019 года.

Четыре верхние строчки в глобальном рейтинге пассажирских авиакомпаний Cirium за 2021 год заняли представители крупнейшего мирового рынка — США. Лидером осталась American Airlines, за ней следуют Delta Air Lines, United Airlines и лоукостер Southwest Airlines.

В целом авиакомпании в Северной Америке продемонстрировали рост на 75% по сравнению с нижней точкой 2020 года, хотя по отношению к 2019 году снижение пассажирооборота составило 40% (выполненный пассажирооборот (ПКМ) — мера измерения фактически использованной пассажирской провозной емкости — обозначает перемещение одного пассажира на расстояние один километр, измеряется в пассажиро-километрах, пкм).

Три основных перевозчика в материковом Китае — China Southern, China Eastern и Air China — сохранили свои места в верхней части рейтинга.

В целом по Азиатско-Тихоокеанскому региону — в отличие от восстановления во всех других частях мира — в прошлом году пассажиропоток снова сократился. Cathay Pacific резко упала, выпав из топ-100 рейтинга полностью, из-за того что Гонконг придерживался агрессивной стратегии нулевого COVID-19. Перевозчики по всему региону в Индонезии, Малайзии, Южной Корее и Таиланде также продолжали сокращаться.

В Японии All Nippon Airways и Japan Airlines потеряли почти 85% своего трафика в 2020 году и по-прежнему сокращались примерно на 75% к концу 2021 года. В результате обе компании резко просели в рейтинге.

Два перевозчика из стран Персидского залива, Emirates Airline и Qatar Airways, сохранили свои позиции в первой десятке авиакомпаний, хотя разрыв между ними сократился. Дубайская Emirates опустилась на четыре места и оказалась прямо перед растущей катарской Qatar Airways, которая старалась поддерживать как можно бóльшую часть своей маршрутной сети во время пандемии.

Турецкая Turkish Airlines, благодаря обширному внутреннему рынку, свободному от ограничений на трансграничные поездки, поднялась на четыре позиции и заняла 10-е место в последнем рейтинге по сравнению с 2019 годом.

Бюджетные перевозчики во всех регионах продолжили подниматься вверх в рейтинге. Ирландская Ryanair закрепила за собой место крупнейшего европейского перевозчика, заняв пятое место в мировом табеле о рангах сразу после Southwest, и стала единственной европейской авиакомпанией, вошедшей в первую десятку.

В последние два года основные европейские сетевые перевозчики не могли похвастаться хорошими результатами, поскольку спрос на дальнемагистральные перевозки премиум-класса оставался низким. Хотя французская Air France стабильно удерживала 13-е место, немецкая Lufthansa опустилась в рейтинге, а британская British Airways вообще выпала из топ-20. Еще один британский перевозчик — Virgin Atlantic опустился более чем на 50 позиций.

На этом фоне очевиден успех российских авиаперевозчиков, составляющих крупнейшую в стране группу "Аэрофлот". Российский национальный перевозчик "Аэрофлот", работающий в премиальном сегменте, разместился на 16-й позиции в 2021 году, поднявшись с 20-й (в 2019 году), при этом обогнав таких грандов, как Lufthansa, KLM, British Airways, Air Canada и Iberia.

Авиакомпания среднего сегмента "Россия" переместилась на 37-ю строчку (а была на 67-й в 2019-м). Но наибольшего прогресса добился низкобюджетный перевозчик "Победа"; он взлетел на 38-ю строчку рейтинга, занимая 100-ю в 2019 году.

Как результат Группа "Аэрофлот" вошла в 10 крупнейших в мировом рейтинге топ-50 авиационных групп по пассажирообороту. В 2019 году Группа занимала 14-ю позицию.

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УПОРНАЯ РАБОТА

Столь достойных результатов "Аэрофлоту" удалось добиться за счет максимальной адаптации к новым реалиям, эффективной работы в условиях ковидных ограничений, выявления новых точек роста.

В 2021 году Группа "Аэрофлот" сосредоточилась на стратегии роста внутри страны, существенно расширив свое присутствие на внутрироссийском рынке. Были запущены рейсы в новые пункты Российской Федерации, увеличена частота полетов на самых популярных внутренних направлениях. Впервые с постсоветских времен Группой была открыта программа прямых рейсов из регионов России на юг страны, минуя Москву.

Знаковым событием 2021 года стало открытие сибирского хаба Группы "Аэрофлот" в Красноярске, который динамично развивался и достойно себя зарекомендовал. Внутренние и международные рейсы из второго базового аэропорта Группы позволяют пассажирам экономить средства и время в пути. В маршрутной сети новой базы появляется все больше прямых направлений, минуя Москву, которые востребованы у путешественников из Сибирского региона.

Внутренние линии обеспечили основной вклад в пассажиропоток — 81,5% пассажиров Группы.

Именно новый вектор развития стал катализатором роста: Группа "Аэрофлот" в 2021 году продемонстрировала уверенное улучшение операционных и финансовых показателей. Общий пассажиропоток составил 45,8 млн человек, что на 56% больше результата  2020 года. Таким образом, Группа восстановила 77,6% своего допандемийного пассажиропотока (значительно выше среднемирового показателя). Более того, пассажиропоток на внутреннем рынке (было обслужено 37,3 млн человек) по итогам 2021 года превысил показатель аналогичного периода 2020 года на 59,2% и даже докризисного 2019 года — на 15,3%.

Международное авиасообщение в 2021 году оставалось существенно ограниченным. В целом по итогам 2021 года пассажиропоток на международных линиях восстановился на 31,8% от уровня 2019 года, однако к концу года (в IV квартале) показатель достиг уже 50,1%. В итоге на международных линиях было перевезено на 43,4% больше, чем в предыдущем году (8,5 млн пассажиров).

Доля выставленных емкостей (предельный пассажирооборот) на внутренних линиях составила 69,5% от общего объема. Это отличается от структуры перевозок, которая сложилась до пандемии: в 2019 году на долю внутренних перевозок приходилось 55,3% пассажиропотока и 40,4% выставленных емкостей.

Выполненный пассажирооборот составил 100,1 млрд пкм, увеличившись на 49,6% по сравнению с 2020 годом.

Объем выставленных емкостей увеличился на 38,1%, до 124,6 млрд пкм. Коэффициент занятости кресел составил 80,3%, увеличившись на 6,2 п. п.

Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, "Аэрофлот" не отступил от своих достижений и обеспечил пассажирам высокую пунктуальность выполнения рейсов.

По итогам 2021 года "Аэрофлот" вошел в первую тройку самых пунктуальных перевозчиков мира и стал самой пунктуальной полносервисной авиакомпанией Европы. По данным исследования Cirium, в 2021 году "Аэрофлот" выполнил 91,05% рейсов по расписанию.

"ПОБЕДА"

Отдельным ярким достижением стали показатели входящего в группу "Аэрофлот" лоукостера "Победа". В 2021 году низкобюджетная авиакомпания перевезла 14,4 млн пассажиров, на 58,8% больше, чем в предыдущем году. В том числе 13,6 млн пассажиров осуществили перелет на внутренних линиях, 0,8 млн пассажиров — на международных. Было выполнено 81,7 тыс. рейсов. Выполненный пассажирооборот составил 24,1 млрд пкм, увеличившись на 55,5% по сравнению с предыдущим годом. Коэффициент занятости кресел составил 93,6%.

До уровня 2019 года пассажиропоток народной авиакомпании восстановился уже в июле 2020 года; весь 2021 год месячные темпы роста превышали 30%, а в июне достигли 53,8%. Высокий рост обеспечен динамичным развитием авиакомпании в связи с высокой востребованностью лоукост-продукта.

Авиакомпания "Победа" подтвердила статус чемпиона мира по среднесуточному налету на B-737-800, согласно данным производителя. Показатель составил около 12 ч. Высокая интенсивность полетов позволила поддерживать низкие цены для клиентов, так как чем выше среднесуточный налет на один самолет, тем ниже постоянные расходы в расчете на один рейс.

ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ

Финансовые итоги 2021 года Группы продемонстрировали снижение чистого убытка более чем втрое, при этом в III квартале впервые с начала пандемии Группа "Аэрофлот" получила чистую прибыль в размере 11,6 млрд руб.

Выручка от пассажирских перевозок в 2021 году выросла на 73,5% по сравнению с 2020 годом, показатель EBITDA улучшился в 4,3 раза, а рентабельность по EBITDA приблизилась к допандемийным уровням.

В 2021 году Группа "Аэрофлот" сделала серьезные шаги в реализации одной из стратегических задач — сокращении стоимости авиабилетов экономкласса на внутренних рейсах с целью повышения мобильности населения. Для этого была внедрена гибкая модель ценового предложения в части сервиса, а также оптимизировано использование авиапарка путем перераспределения внутрироссийских направлений между компаниями Группы.

При этом большую роль играет поддержка, которую авиакомпаниям оказывает государство, выделяя субсидии и развивая таким образом транспортную доступность регионов и внутренний туризм.

"Аэрофлот" продолжает следовать ключевой миссии — обеспечению транспортной доступности и связанности России, возможности ее жителей и гостей передвигаться между городами удобно, быстро и безопасно.

В феврале 2022 года на фоне геополитической напряженности в отношении отдельных секторов экономики России, в том числе авиационного сектора, введены ограничения странами Европейского союза и США.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.