Индия сменит Китай в авангарде развития глобальной авиаотрасли

К такому выводу приходят отраслевые аналитики, основываясь на экономических и геополитических факторах
Индия сменит Китай в авангарде развития глобальной авиаотрасли
:: Airbus

ATO.ru — Несмотря на ажиотаж вокруг недавнего заказа индийской авиакомпанией Air India почти 500 самолетов Airbus и Boeing (или близкого к 800, с учетом опционов), важно помнить, что речь идет пока о протоколах о намерениях. Когда они материализуются в твердые контракты, пока неясно.

И тем не менее такой шаг Air India (как и ожидание, что крупнейшая авиакомпания страны IndiGo может разместить заказ на 500 самолетов, намеки со стороны молодого агрессивного дискаунтера Akasa Air о заказе "заметного" количества ВС в этом году, слухи о возможном приобретении 200 самолетов возрождаемой Jet Airways на летнем авиасалоне Ле Бурже) ясно сигнализирует о "тектоническом сдвиге", в результате которого Индия выйдет на первые позиции, сменив Китай как крупнейший развивающийся рынок для Airbus, Boeing и других поставщиков продукции мирового гражданского авиапрома.

КНР уверенно удерживала первенство с большим отрывом в течение нескольких десятилетий. И действительно, до сих пор количество самолетов Boeing и Airbus в парках китайских авиакомпаний существенно превышает совокупный эксплуатируемый парк Индии. На конец 2022 года в Китае эксплуатировалось порядка 4 тыс. воздушных судов Airbus и Boeing — против 650 в Индии.

Однако в отношении количества твердых заказов на Airbus и Boeing индийские перевозчики обогнали китайских коллег: на конец 2022 года за авиакомпаниями Индии числились твердые заказы на 1060 самолетов Boeing и Airbus — против 950 ВС для китайских заказчиков. Если бы Air India перевела свой предзаказ на 470 машин в твердый контракт, разрыв стал бы еще более существенным. Впрочем, надо отметить, что портфель заказов китайской государственной авиастроительной корпорации COMAC насчитывает порядка 700 твердых заказов от китайских авиакомпаний (на конец прошлого года).

Хотя Китай, безусловно, остается критически важным рынком как для Airbus, так и для Boeing, большое количество заказов из Индии говорит о благоприятных движущих силах в экономике этой страны.

Демографическая ситуация в Индии также складывается более позитивно, чем в Китае. Согласно данным Международного валютного фонда, население Индии уже превысило население Китая: 1,42 млрд против 1,4 млрд чел. соответственно. Но более важно то, что население Индии моложе: средний возраст 28 лет против 39 лет в Китае.

Таким образом, пока население Китая сокращается и стареет, в основном из-за низких показателей рождаемости, экономический рост, выведший Китай в лидеры мировой экономики, постепенно сходит на нет. Напротив, Индия готовится к уверенному росту в текущем десятилетии и далее — и это хорошая новость для авиакомпаний и авиастроителей.

Но помимо роста авиакомпаний как заказчиков авиатехники растет потенциал Индии как участника глобальной логистической цепи аэрокосмической индустрии. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, наблюдая, как миллиарды долларов уходят в сторону Airbus и Boeing, с большой вероятностью потребует, чтобы индийские компании все больше включались в кооперацию. И шансы Индии на участие заметно растут на фоне обострившегося противостояния Запада с Китаем.

Пекин не скрывает своих намерений сократить зависимость от западных поставщиков в таких уязвимых отраслях, как авиапромышленность. Пока неясно, насколько новый китайский магистральный C919 конкурентоспособен по сравнению с A320neo или B-737MAX, но независимо от этого правительство Китая обязывает китайские авиакомпании приобретать эти самолеты.

Существующая версия C919 почти полностью зависит от западных поставщиков. Однако Пекин стремится изменить баланс в сторону китайских комплектующих — в частности, государственная двигателестроительная корпорация AECC разрабатывает собственный двигатель CJ1000.

Геополитика — тот фактор, который невозможно более обходить. И поддержка Китаем СВО тому подтверждение. Любой конфликт из-за Тайваня нанесет сокрушительный удар расположенным в Китае филиалам западных компаний.

На уровне промышленности ухудшающиеся отношения между Пекином и Вашингтоном сыграли заметную роль в затянувшемся запрете на эксплуатацию Boeing 737MAX в материковом Китае. И хотя запрет снят, поставки этого самолета китайским авиакомпаниям пока не возобновились.

Все эти факторы, а также непоследовательная политика китайских авиакомпаний в отношении заказов американской техники вынуждают западных производителей искать альтернативы для инвестиций и совместных предприятий. И Индия вполне может оказаться в выгодном положении. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2023 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.