История гражданской авиации Азербайджана

 Точкой официального отсчета истории гражданской авиации Азербайджана считается создание 2 июня 1938 г. отдельного азербайджанского авиаотряда в составе Главного управления гражданского воздушного флота СССР (сокращенное наименование — Аэрофлот).

К этому времени в стране уже существовала сеть аэродромов, работали аэроклубы и школы, готовившие военных и гражданских летчиков.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Азербайджан стал одной из баз для подготовки военных и гражданских пилотов, ремонта и восстановления авиационной техники. Бакинский аэропорт также сыграл важную роль в воздушной связи с союзными державами.

 В послевоенное время в республике развернулось строительство региональных аэропортов, были вновь открыты регулярные рейсы в Москву, Ашхабад, Харьков, Махачкалу, Астрахань, Сталинград и другие города. К 1952 г. протяженность авиамаршрутов, которые обслуживало Азербайджанское управление гражданской авиации, составила 6550 км.

От осваивавших новые самолеты летчиков не отставали и пилоты вертолетов. Первыми в мире пилоты Забратского авиапредприятия (Забратский аэропорт был открыт в середине 50-х гг. прошлого века) стали осуществлять регулярные полеты на стационарные морские нефтедобывающие платформы. В 1960 г. для обслуживания нефтяников Каспия была открыта вертолетная линия Забрат — Нефтяные Камни, действующая до сих пор.
 


В 1955 г. в бакинском аэропорту появились самолеты Ил-14, Ан-2, Ан-10, Ту-104, Ту-114 и вертолет Ми-1. Особенно азербайджанским пилотам понравился один из первых в мире реактивных пассажирских самолетов Ту-104, скорость которого приближалась к 1000 км/ч, а полет проходил на высоте 11500 м.

В 1970–1980 гг. уже в 11 районах Азербайджанской ССР, в том числе  в Нафталане, Ханкенди, Закаталах и Балаканах, были построены взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием для приема реактивных самолетов Як-40. Современными средствами радио- и осветительной техники были оснащены аэропорты Баку и Кировабада (Гянджа). В эти годы на авиалиниях использовались новые реактивные самолеты Ту-134, Ту-154, Як-40 и вертолеты Ми-2, Ми-8. Все районы были связаны воздушным транспортом со столицей республики Баку; пассажиропоток всех аэропортов страны приближался к миллиону человек.

Экономическая ситуация, характерная для 80-х, а затем и распад СССР самым пагубным образом отразились на состоянии воздушного флота Азербайджана. Только государственная поддержка позволила стране в считанные годы выйти на мировой уровень.

В августе 1990 г. аэропорту Баку присвоен международный статус.

28 апреля 1992 г. был создан государственный концерн "Азербайджанские авиалинии" — крупнейший авиаперевозчик региона. В этом же году в Баку появился Национальный авиационный центр со статусом вуза, впоследствии переименованный в Национальную академию авиации. 

В апреле 1996 г. было создано предприятие аэронавигационного обслуживания "Азераэронавигация". 

 1999 г. в бакинском аэропорту открылся новый международный терминал.

В 2001 г. в республике появилась авиакомпания Silk Way Airlines, специализирующаяся на внутренних и международных грузовых перевозках. В парке SW Airlines семь Ил-76TD, два Ил-76TD/PS90, три Ан-12ВК.

 2003 г. на вертодроме Забрат был открыт аэровокзал авиационной компании Azal Helicopter, позже (в 2008 г.) зарегистрированный как юридическое лицо — OOO Silk Way Helicopter Services. Сегодня флот оператора насчитывает несколько десятков винтокрылых машин различного назначения, в том числе Sikorsky S-92, Airbus Helicopters AS332 L1, Super Puma, Eurocopter Dauphin EC155 B1, Leonardo Helicopters AW139, Mи-171, Ми-8МТВ-1 и самолеты Cessna 172S.

В 2004 г. после реконструкции введен в строй аэропорт Нахичевани. В 2006–2008 гг. в рамках Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджана реконструированы аэропорты в Гяндже и Ленкорани, с нуля построен аэропорт в Закаталах. В 2011 г. завершилось строительство аэропорта Габалы, в 2013 г. открыт новый пассажирский зал аэропорта Евлах. 

В 2005 г. состоялось открытие бакинского грузового терминала Baku Cargo Terminal.

В 2007 г. был создан Silk Way Holding, который помимо четырех авиакомпаний — SW Airlines, SW West Airlines (2012 г.; парк состоит из пяти Boeing 747-8F и пяти Boeing 747-400F), SW Buisness Aviation и SW Helicopter Services — объединяет фирмы и организации, предоставляющие различные услуги субъектам гражданской авиации Азербайджана и других стран. 

В 2012 г. было завершено строительство крупнейшего в регионе ангарного комплекса азербайджанского провайдера ТОиР Silk Way Technics.

В апреле 2014 г. открыт новый международный терминал бакинского аэропорта.

В сентябре 2017 г. начал выполнять регулярные рейсы лоукостер Buta Airways.

Фото: AZAL; Нина Падалко.
Историческая информация, используемая в публикации, предоставлена АТО пресс-службой AZAL.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.