К 30-летию российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта

Сегодня АЭВТ объединяет 24 ведущие авиакомпании России, на долю которых приходится более 90% объема авиаперевозок
Премия Крылья России

Учредители и весь творческий коллектив ATO.ru — делового информационно-аналитического портала, который стал наследником журнала "Авиатранспортное обозрение" (ATO), искренне поздравляют российскую Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) с 30-летием!

В далеком 1995 году, обсуждая концепцию современного и независимого профессионального издания для воздушного транспорта страны, мы пришли к выводу, что чуть ли не единственной прогрессивной общественной организацией, заинтересованной в формировании по-настоящему цивилизованного авиатранспортного рынка страны, на тот момент была АЭВТ. Мы встретились с руководителем исполнительного органа ассоциации Евгением Евгеньевичем Чибиревым и нашли в его лице единомышленника.

Начиная с 1996 года АЭВТ стала соучредителем национальной авиационной премии "Крылья России", которая вот уже четверть века содействует формированию высокой деловой репутации авиакомпаний, созданию благоприятного делового климата в отрасли, повышению конкурентоспособности и престижа гражданской авиации России.

Затем журнал "Авиатранспортное обозрение" начал организовывать профессиональные конференции — и вновь руководство АЭВТ, понимая важность формирования профессионального сообщества, его приобщения к лучшим практикам мировой гражданской авиации, принимало и принимает активное участие в экспертизе программ мероприятий, оказывает всемерную поддержку их проведению.

Мы высоко ценим ту огромную работу, которую все эти годы ведет российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, отстаивая интересы российских авиаперевозчиков и внося заметный вклад в совершенствование нормативной базы рынка воздушного транспорта страны.

К своему 30-летию АЭВТ пришла сильной и зрелой организацией, способной выстраивать внутри высококонкурентной отрасли гражданской авиации согласованную позицию авиаперевозчиков по самым животрепещущим вопросам и транслировать ее на всех уровнях, активно и плодотворно участвовать в формировании и совершенствовании нормативной базы гражданской авиации, организовывать высокоэффективный обмен опытом работы в рамках своих профильных комитетов.

Мы уверены, что в условиях нынешнего развития рынка значимость АЭВТ должна только расти, и желаем российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта продолжать активно работать на благо гражданской авиации, российской экономики и всех пассажиров!

Борис Рыбак, генеральный директор, Infomost Consulting
Евгений Семенов, издатель, ATO.ru
Алексей Комаров, главный редактор (1996–2006 гг.), "Авиатранспортное обозрение"
Алексей Синицкий, главный редактор (2006–2019 гг.), "Авиатранспортное обозрение"

К началу 90-х годов на фоне распада централизованной системы Министерства гражданской авиации (МГА) и единого "Аэрофлота" возникла острая необходимость создания организации, объединяющей интересы авиапредприятий страны. Эта идея инициативно выдвигались руководителями различных рангов, а также рядом ученых и специалистов отрасли. Образованный энтузиастами МГА СССР Оргкомитет оперативно выработал основные принципы построения, функционирования, правового положения создаваемой организации и подготовил проекты необходимых документов.

16–17 ноября 1991 года состоялась конференция, которая приняла решение о создании Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), оформила Учредительный договор, утвердила Устав, сформировала составы Правления и Ревизионной комиссии. В ее работе приняли участие руководители территориальных органов управлений гражданской авиации, многие командиры объединенных авиационных отрядов, начальники ряда учебных заведений и НИИ отрасли.

Президентом организации был избран Виктор Михайлович Курило. Он же, согласно Уставу АЭВТ, возглавил и первое Правление. Вице-президентом стал Евгений Евгеньевич Чибирев, представляющий по своим функциям исполнительный орган АЭВТ.

Первоначально в Уставе АЭВТ был определен очень широкий круг задач и видов деятельности. И первые ее шаги свидетельствуют о стремлении сосредоточиться на наиболее общих, но тем не менее самых актуальных проблемах гражданской авиации, встающих с неумолимой быстротой. Об этом, например, говорит тематика научно-практических конференций, проведенных совместно с ДВТ МТ РФ на этапе ее становления. В частности, она касалась выработки концепции перехода гражданской авиации к рыночным отношениям с учетом изменившихся социально-экономических условий, нового законодательства и мировой практики (1992 г.), проведения тарифной политики, согласования принципов ценообразования в гражданской авиации и основ формирования расписания движения воздушных судов (1993 г.), совершенствования практики приватизации и акционирования на воздушном транспорте (1994 г.) и других.

Конференции не только рассмотрели злободневные и острые вопросы, определили стоящие задачи, но и выработали практические рекомендации по их решению. Правда, далеко не все они будут востребованы, окажутся реальными для выполнения. Между тем заинтересованное обсуждение тематики, жаркие дискуссии, столкновение мнений и позиций способствовало усвоению участниками сути вопросов, пониманию ситуации, поиску выходов их трудных положений.

Сильной стороной АЭВТ выступал и выступает ее интеллектуально-профессиональный потенциал, определяющийся уровнем умения командно-руководящего состава, специалистов авиакомпаний жить и действовать в рыночной среде, их способностью быстро приобретать для этого знания и опыт. Надо отдать должное они достойно ответили на вызов времени.

 Не случайно в Ассоциации быстро пришли к выводу о целесообразности использовать свой потенциал для анализа производственной обстановки, прогнозов ее развития, выявления негативных явлений, выработки рекомендаций и предложений, проведения экспертной оценки нормативно-правовых актов, подготовки проектов документов и решений.

В этих целях были созданы профильные Комитеты и Советы АЭВТ, работающие на общественных началах. Исходя из потребностей, их тематическая направленность периодически менялась, состав обновлялся решениями Правления. Их работа, как правило, отличалась достойным профессионализмом, опиралась на объективность оценок и выводов, сопровождалась обстоятельной аргументацией.

Успех в деятельности Ассоциации во многом зависел и зависит от отношения к ней, ее потребностям органов власти, законодательно и административно определяющих функционирование и развитие воздушного транспорта.

В течение всего периода своего существования руководящие органы АЭВТ не страдали робостью, обращаясь по различным вопросам к Президенту РФ, в Правительство РФ, Государственную Думу ФС РФ, различные министерства и ведомства. Нередко эти обращения ждала судьба формального подхода. Однако некоторые из них привлекали внимание, вызывали ту или иную реакцию.

Особенно активно и настойчиво Ассоциация стремилась поддерживать взаимодействие с Минтрансом России.

Своим становлением и развитием Ассоциация во многом обязана ДВТ МТ РФ, директором которого был в то время Вадим Валентинович Замотин. Не идеализируя прошлого, тем не менее следует сказать: если искать модель взаимоотношений регулятора и организации авиаперевозчиков, то неплохо бы обратиться к тому опыту, когда доминировали не амбиции, а интересы дела, не противостояние, а партнерство, не безапелляционность, а авторитет аргументов.

Ассоциация в сфере своих уставных функций сотрудничала по тем или иным вопросам, затрагивающим интересы авиаперевозчиков, с ТПП РФ, МАРАП, ассоциацией "Аэропорт" ГА, клубом "Опыт", другими организациями. Тесное взаимодействие у нее сложилось с компаниями Infomost и ATO Events.

В 1996 г., во исполнение решения Общего собрания, постановившего найти формы морального поощрения отечественных авиакомпаний лидеров на рынке авиаперевозок, при участии Ассоциации была учреждена премия "Крылья России". Ее учредителями стали Infomost и журнал "Авиатранспортное обозрение" (АТО). По единодушному согласию учредителей главными принципами награждения должны были стать объективность, неангажированность, недопустимость административного, кланового, заказного влияния при определении ее лауреатов. Конкурс проводится уже много лет. За эти годы в его организацию и содержание, конечно, вносились изменения, диктуемые практикой его проведения. Но названный принцип остается неизменным, не подлежащим пересмотру. Может быть поэтому премия "Крылья России", не в пример некоторым другим конкурсам-однодневкам, стала долгожителем.

Солидное развитие получила многолетняя практика участия АЭВТ в подготовке и проведении конференций, в том числе и международных, которые организует ATO Events. Их тематика охватывает практически все основные сферы деятельности воздушного транспорта. По содержанию, регулярности проведения, уровню профессионализма это, пожалуй, единственная постоянно действующая площадка в отрасли, обеспечивающая потребность руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов в общении, получении информации, участии в обсуждениях и дискуссиях, распространении опыта.

Важное значение в своей работе АЭВТ придавала организации информационного обеспечения своих членов. Сначала энергично использовались традиционные телефонно-телеграфные средства и бумажные носители. Затем с ее участием стал издаваться и распространяться бюллетень "Авиационный рынок". С появлением электронных средств коммуникации активно заработала электронная почта, снявшая вопросы объема и своевременности отправки сообщений, документов, материалов. Наряду с этим особое место по значимости и эмоциональной насыщенности было и остается за личным общением руководителей Ассоциации с членами ее Правления, генеральными директорами авиакомпаний, различными сотрудниками, соратниками и оппонентами. Такие контакты всегда настойчиво культивировались и заботливо поддерживались в Ассоциации.

Путь АЭВТ не был отмечен сплошными успехами. Ей пришлось пройти через все те трудности, что выпали в этот период на долю отечественной гражданской авиации: резкий спад спроса и объемов перевозок; галопирующая инфляция; душащее кредитно-финансовое бремя; несоответствующая условиям рынка нормативно-правовая база; снижение до критических значений возможности обновления парка воздушных судов; отсутствие, несвоевременность или несостоятельность принимаемых органами законодательной и исполнительной власти решений; кризисы.

Особенно сложными и для Ассоциации, и для всей авиационной отрасли стали последние два года. Пандемия COVID-19 и связанные с этим эпидемиологические ограничения поставили авиакомпании на грань выживания.

Но несмотря на это отечественные перевозчики, совместно с АЭВТ и государственными регуляторами, смогли сохранить воздушную отрасль, парк самолетов, трудовые коллективы. Особенностью Ассоциации является то, что она объединяет в своих рядах конкурентов, имеющих, естественно, между собой противоречия. На протяжении всех минувших лет она сумела потенциальные и проявляющиеся конфликты не доводить до разрушающей стадии  а это, несомненно, характеристика зрелости организации, органов ее управления и руководителей.

В целом АЭВТ выполняет свое предназначение.

В свое время она в значительной степени способствовала авиакомпаниям, их командному составу адаптироваться к новым, непривычным условиям работы, а затем стала для них листом анализа и оценок процессов, происходящих в сфере авиаперевозок, поиска способов блокирования или преодоления негативных явлений, прогнозирования развития в отрасли тех или иных событий.

Ассоциация выработала механизм концентрации усилий своих участников по выработке политики и стратегии в области воздушного транспорта, согласованию позиций и предложений относительно создания благоприятной среды для деятельности эксплуатантов, объединению и координации сил в решении общих проблем.

Приобретена и развивается практика представления и продвижения интересов авиакомпаний, взаимодействия с госорганами и другими заинтересованными в сотрудничестве с АЭВТ организациями.

Созданы условия для осуществления рабочих контактов участников Ассоциации между собой в целях получения интересующей информации, обмена опытом, сопоставления суждений и мнений, участия в мероприятиях, проводимых АЭВТ или при ее содействии.

Более 20 лет возглавлял ее Евгений Евгеньевич Чибирев  человек, наделенный талантом руководителя, с широким кругозором и глубокой эрудицией, располагающий гибким и быстрым мышлением, обладающий способностью к самосовершенствованию и самообразованию, имеющий энергичный, волевой и смелый характер. Он был подвижником в труде, обаятельным и интересным в общении, настойчивым и непреклонным в борьбе за дело, которому служил. По сути и по форме, с момента создания Ассоциации он выступал ее лидером, генератором идей, автором многочисленных материалов и документов, инициатором предложений и решений, ревностным исполнителем в деле проведения их в жизнь. Без преувеличения можно сказать: роль Е. Е. Чибирева в делах АЭВТ невозможно переоценить, он ее олицетворял, он воплощал в жизнь ее замыслы и планы. Евгений Евгеньевич ушел из жизни в апреле 2014 г. В мае этого же года Президентом Ассоциации был избран Владимир Николаевич Тасун.

Строго в соответствие с требованиями Устава АЭВТ работает ее Правление, являющееся коллективным органом руководства.

На всем протяжении тридцатилетнего периода, независимо от происходящих в стране, отрасли событий, оно оставалось работоспособным, мобильным, профессионально компетентным. Не было ни одного случая нарушения уставных сроков его проведения, либо неготовности его членов к обсуждению повестки дня. На его заседаниях царила деловая, доверительная обстановка, располагающая к ведению конструктивных дискуссий и принятию согласованных решений. Членами Правления АЭВТ являлись представители командно-руководящего состава авиакомпаний, хорошо известные в авиационной среде.

Огромный вклад в формирование и утверждение стиля работы Правления АЭВТ, создание атмосферы доверия и взаимоуважения внесли его председатели, самобытные и яркие личности,  Владимир Николаевич Коваленко, Сергей Николаевич Скуратов, Андрей Зарменович Мартиросов.

Без каких-либо сбоев функционирует и Ревизионная комиссия АЭВТ.

Рабочим органом Ассоциации является ее  Дирекция. Она немногочисленна. Ее состав все эти годы не превышал 10 человек. Подбор кадров осуществлялся исходя из конкретных задач и направлений работы. В  Дирекции трудились и трудятся специалисты, бескорыстно преданные авиации, имеющие богатый опыт служения ей, близко к сердцу принимающие ее успехи и беды, обладающие высокими профессиональными и нравственными навыками.

Сегодня Ассоциация объединяет 24 ведущие авиакомпании страны, на долю которых приходится более 90% объема авиаперевозок. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку последних лет, российские авиаторы с оптимизмом смотрят в будущее, делают все от них зависящее для стабильного функционирования воздушной отрасли страны. 

Вперед, Ассоциация!

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.