Как пандемия изменила российский рынок авиатранспортных услуг

Динамика и тенденции пассажирских авиаперевозок в кризисный и посткризисный период

Прошедший 2020 год изменил курс развития глобальной отрасли авиаперевозок как минимум на несколько лет вперед — хотя многие отраслевые аналитики утверждают, что навсегда. Тенденции, появившиеся или получившие интенсивное развитие в период пандемии, трансформируют не только спрос, но и паттерны покупательского поведения, а с ними и все аспекты бизнеса авиакомпаний. Развитие прямого регионального сообщения в обход Москвы, рост онлайн-бронирований и продаж дополнительных услуг — для этих тенденций кризис выступил катализатором. Но появились и новые вызовы, такие как законодательно закрепленная система ваучеров и необходимость на ряде направлений учитывать информацию о статусе здоровья пассажиров. Михаил Лазарев, руководитель проектов глобальной распределительной системы "Сирена-Трэвел", прокомментировал данные российской системы бронирования о динамике отечественного рынка пассажирских авиатранспортных услуг и рассказал, какие тенденции кризисного года продолжат оказывать влияние на рынок в ближайшей и долгосрочной перспективе.

2020: итоги и новые тренды

Чтобы лучше представить, как пандемия COVID-19 повлияла на динамику глобального рынка, разумно обратиться к данным докризисного периода и отследить тенденции, определявшие развитие отрасли.

Очевидно, что в течение пяти лет, предшествовавших кризису, объемы пассажирских перевозок росли повсеместно, хотя и неравномерно. В России, по данным Росавиации, ежегодный рост составлял в среднем от 10 до 20%. При этом опережающими темпами рос международный сегмент, который понес самые тяжелые потери вследствие закрытия границ и карантинных мер.

ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ ЗА 5 ЛЕТ. КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕВЕЗЕННЫХ ПАССАЖИРОВ

Все авиакомпании. Данные ICAO (регулярные перевозки, млн пасс.)

Изменение 2020 г. к 2019 г.
Всего   –60%
МВЛ    –74%
ВВЛ     –50%

Гражданская авиация РФ. Данные ФАВТ

Изменение 2020 г. к 2019 г.
Всего    –46%
МВЛ     –76%
ВВЛ      –23%

Авиакомпании "Сирена-Трэвел"

Изменение 2020 г. к 2019 г.
Всего   –43%
МВЛ    –67%
ВВЛ     –24%

Разрушительное влияние кризиса было столь же глобальным, как и предшествовавший ему рост. Однако степень тяжести поражения различается в зависимости от многих факторов, прежде всего — от величины внутреннего рынка и от действий властей в отношении ввода карантинных мер.

Благодаря большому внутреннему рынку российская авиатранспортная индустрия перенесла самый тяжелый период кризиса лучше, чем общемировая. По итогам 2020 года пассажиропоток в России сократился на 46%, тогда как во всем мире, по данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), авиакомпании потеряли в среднем 60% пассажиров.

ДИНАМИКА БРОНИРОВАНИЙ. РЕГУЛЯРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. "СИРЕНА-ТРЭВЕЛ"

Все направления

Изменение     2021/2020    2021/2019
Январь                –30%            –33%
Февраль             –18%             –19%
Март                      31%               –7%
Апрель, 14 дн.     424%                1%

ВВЛ

Изменение    2021/2020       2021/2019
Январь             –20%                 –21%
Февраль           –10%                   –9%
Март                    36%                     5%
Апрель, 14 дн.   383%                  13%

МВЛ

Изменение       2021/2020         2021/2019
Январь                 –66%                   –69%
Февраль               –51%                   –55%
Март                          2%                      50%
Апрель, 14 дн.     1996%                   –47%

"Темпы восстановления отрасли зависят не только от величины внутреннего рынка, но и от способности авиакомпаний воспользоваться теми немногими возможностями развития пассажиропотока, которые у них остались, — комментирует Михаил. — Мы видим, что российские авиакомпании смогли оперативно переориентироваться на внутренние направления. Отечественные авиакомпании — и авиакомпании "Сирены" — по итогам 2020 года показали лучшие результаты, нежели в целом по отрасли, за счет перераспределения объемов на внутренние воздушные линии".

Первые ограничения на перевозки в январе 2020 года касались отдельных стран (в первую очередь Китая) и практически не сказались на российском рынке. Но уже к концу марта стремительное распространение коронавируса по всему миру привело к повсеместному вводу жестких ограничений на международное сообщение вплоть до закрытия государственных границ. В ряде случаев были ограничены или запрещены и внутренние перелеты. В связи с широкомасштабными ограничительными мерами в апреле 2020 года объем бронирований пассажирских перевозок сократился в целом на 83% по сравнению с уровнем 2019 года, при этом объем бронирований на внутренние направления сократился на 80%, а на международные — на 95%. Таким образом, в апреле российский рынок "просел" до минимального уровня, но уже с мая началось умеренное постепенное восстановление объемов бронирований в течение летнего туристического сезона. К августу прошлого года количество бронирований вплотную приблизилось к объемам 2019 года.

Кризис преодолевается?

В этом году российские авиакомпании в целом показывают положительную динамику бронирований, и уже за первые две недели апреля были достигнуты лучшие показатели за весь период пандемии: общие объемы впервые превысили (на 1%) объемы того же периода докризисного 2019 года. А если брать самые последние данные за предыдущую неделю апреля, то прирост объемов бронирований в ГРС "Сирена-Трэвел" составил 19% к аналогичной неделе 2019 года.

Но, разумеется, речь идет не о полном восстановлении рынка, а о перераспределении потоков с международных на внутренние линии. В первые две недели апреля этого года международный рынок находится на уровне минус 47% от объемов 2019 года — и, судя по текущей ситуации в Европе, а также новым ограничениям на поездки российских граждан в Турцию и Танзанию, ждать скорого полноразмерного восстановления международных направлений не приходится.

В этих условиях ряд внутренних маршрутов — прежде всего курортных направлений Краснодарского края и Крым, а также Петербург, Екатеринбург, Калининград и др. — стали драйверами роста и, по сути, "вытянули" динамику бронирований. Однако ярко проявилась и другая тенденция.

В обход Москвы

Хотя призыв перераспределить внутренние потоки таким образом, чтобы более половины рейсов следовали не через Москву, а напрямую соединяли регионы, прозвучал от президента за год до пандемии, именно карантинные меры привели к настоящему развитию региональных маршрутов. В 2019 году, по данным "Сирена-Трэвел", доля перевозок в/из Москвы, включая трансферные перевозки через столицу, превышала 60% и практически не менялась.

В марте 2020 г., с началом ввода массовых ограничений, доля условно "московских" рейсов начала снижаться и фактически сравнялась с долей прямых региональных рейсов. Потеряв международные рынки, авиакомпании сами начали разрабатывать и внедрять новые рейсы, связывая региональные пункты между собой. Появились новые маршруты, такие, например, как Ярославль — Сочи, Калуга — Анапа или Ижевск — Калининград, часть которых ранее не обслуживалась. Этой тенденцией рынок обязан именно периоду пандемии. "Сейчас мы видим примерно равные доли московских и немосковских рейсов; такая тенденция, предположительно, сохранится в этом году", — считает Михаил Лазарев.

Онлайн-бронирование и продажа дополнительных услуг

Еще одной яркой тенденцией рынка во время пандемии стал интенсивный рост онлайн-бронирований. В период жестких карантинных ограничений, в том числе на передвижение внутри городов, выросла доля онлайн-продаж пассажирских перевозок: с 56% в 2019 году до 70% в 2020 году. И сейчас, после отмены жесткого локдауна, она остается на уровне 67%. За время действия ограничений многие россияне убедились в безопасности и удобстве покупок через Интернет. Пользовательские привычки постепенно меняются — люди привыкают покупать онлайн. "Пандемия подтолкнула пассажиров к безопасным онлайн-покупкам. Мы предполагаем, что доля онлайна сохранится на этом уровне", — комментирует Михаил Лазарев.

ДОЛЯ ОНЛАЙН-БРОНИРОВАНИЙ

Доли по годам
2019 г.                56%
2020 г.                66%
2021 г., 3 мес.    67%

Аналогичным образом разворачивается динамика продаж дополнительных услуг, которые являются важным источником дохода авиаперевозчиков. В апреле 2020 года, когда пандемия снизила спрос на авиапутешествия до минимума, падение достигло 84% от уровня 2019 года. Однако уже в летний период прошлого года объемы продаж дополнительных услуг авиакомпаниями начали восстанавливаться, и начиная с 2021 года динамика роста даже превысила темпы роста онлайн-бронирований.

"В апреле 2021 года прирост бронирований мест к докризисному 2019 году составил 1%. Начиная с марта этого года и в апреле объемы продаж дополнительных услуг превысили объемы 2019 года на 23%. Авиакомпаниям, безусловно, стоит обратить внимание на этот сегмент продаж, поскольку здесь есть потенциал повышения рентабельности перевозок", — считает Михаил Лазарев.

Оплата сверхнормативного багажа, выбор места в салоне, заказ специального питания, приобретение страховок, повышение класса обслуживания или доступ в зал ожидания помогают пассажиру осуществить перелет с бóльшим комфортом, а перевозчику увеличить выручку.

Динамика онлайн-продаж дополнительных услуг следует собственной тенденции. "В разгар пандемии доля онлайн-бронирований мест выросла и далее держалась примерно на одном уровне, тогда как по дополнительным услугам в тот же период мы наблюдаем падение доли онлайн-продаж. Это произошло из-за более резкого падения объемов продаж таких дополнительных услуг, как выбор места и сверхнормативный багаж в онлайн-каналах, нежели в терминалах. Мы полагаем, это обусловлено тем, что при покупке на сайтах клиенты не были готовы нести дополнительные расходы в самый жесткий период пандемии, а в аэропорту, например, по тем или иным причинам пассажиры покупали выбор места или перевозку багажа", — предполагает он. В летний период 2020 года доля онлайн-продаж дополнительных услуг восстановилась и на начало 2021 года составляет 71%.

ДИНАМИКА ПРОДАЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. "СИРЕНА-ТРЭВЕЛ"

Услуги, платные и бесплатные

Изменение     2021/2020       2021/2019
Январь              –26%                 11%
Февраль            –15%                 12%
Март                    35%                  23%
Апрель, 14 дн.   596%                 23%

Доля онлайн-продаж

Доли по годам
2019 г.               65%
2020 г.               68%
2021 г., 3 мес.    71%

Топ дополнительных услуг и их доля
Выбор места                42%
Багаж                           16%
Питание                          7%

ДИНАМИКА ПРОДАЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. "СИРЕНА-ТРЭВЕЛ"

Выбор места

Изменение     2021/2020    2021/2019
Январь              –20%             56%
Февраль              –5%             54%
Март                    95%             64%

Багаж

Изменение     2021/2020     2021/2019
Январь              7%                 33%
Февраль          16%                 38%
Март              108%                 75%

Питание

Изменение     2021/2020       2021/2019
Январь              –63%                  –9%
Февраль           –52%                   –1%
Март                   –1%                   13%

Высокая доля онлайн-продаж как удобного и безопасного способа покупок, вероятно, сохранится в будущем.

Что с чартерами?

Чартерные перевозки из-за преобладания доли международных направлений понесли еще более тяжелый урон, чем регулярные. Падение объемов бронирований в этом сегменте в апреле 2020 года в целом достигло 98% от уровня 2019 года. Аналогично регулярным перевозкам, некоторое восстановление в 2020 году шло за счет внутренних направлений.

Тенденция начала меняться весной этого года. "Начало года было скромным. Но за первые две недели апреля в целом по всем направлениям объемы бронирований вышли в плюс 15% к 2019 году — и в основном за счет международных направлений, — отмечает Михаил Лазарев. — Среди топ-направлений, которые показали рост в этом году, Турция, Египет, Танзания и Сочи. Очередные ограничения властей по чартерам в Турцию и Танзанию, безусловно, повлияют на объемы чартерных перевозок, что вынудит авиакомпании вновь искать другие источники заполнения емкостей. Но уже сейчас мы видим рост числа бронирований на южных российских курортных направлениях".

ДИНАМИКА БРОНИРОВАНИЙ. ЧАРТЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. "СИРЕНА-ТРЭВЕЛ"

Все направления

Изменение     2021/2020       2021/2019
Январь                –59%                –41%
Февраль              –43%                –25%
Март                      77%                  –8%
Апрель, 14 дн.    4253%                 15%

ВВЛ

Изменение     2021/2020       2021/2019
Январь                –12%                  –17%
Февраль                11%                    11%
Март                      30%                  –10%
Апрель, 14 дн.     936%                     0%

МВЛ

Изменение     2021/2020       2021/2019
Январь                 –71%               –51%
Февраль               –58%               –39%
Март                     100%                 –7%
Апрель, 14 дн.   25677%                20%

Ближайшие перспективы

Ряд беспрецедентных мер, принятых в период пандемии, все еще продолжают оказывать влияние на российский рынок. Так, например, законодательные изменения в части введения понятия "ваучер", в части увеличения сроков действия авиабилетов до трех лет — все это отрасли еще предстоит "переварить". Возможно, потребуются и дальнейшие изменения, касающиеся отражения в системе бронирования информации о вакцинации или медицинском статусе пассажира. В случае разработки и принятия стандартов необходимо быть готовым к адаптации новых практик.

"Продолжится развитие внутренних перевозок с постепенным восстановлением международного сектора. И процесс этот будет также перманентный. Доли ВВЛ и МВЛ будут меняться в ту или иную сторону из-за продолжающегося процесса открытия и закрытия границ. Соответственно, мы можем увидеть появление новых маршрутов для замещения закрытых направлений", — подытожил Михаил Лазарев.

Очевидно, что в борьбе за пассажира авиакомпании будут не только предлагать новые направления и более удобные маршруты, но и работать над формированием более персонализированных предложений для своих клиентов.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.