Как продажа допуслуг помогает авиакомпаниям выжить во время пандемии

Как продажа допуслуг помогает авиакомпаниям выжить во время пандемии
Пандемия снизила стоимость тарифов на перелеты, но доля дополнительных услуг в доходах авиакомпаний, наоборот, вырастет

Продажа пассажирам дополнительных услуг давно стала важным источником дохода для авиакомпаний. Оплата сверхнормативного багажа, выбор места в салоне или заказ специального питания помогают пассажиру осуществить перелет с бóльшим комфортом, а перевозчику увеличить выручку. В этом году пандемия снизила спрос на авиапутешествия и, как следствие, стоимость тарифов на перелеты, но доля дополнительных услуг в доходах авиакомпаний, наоборот, возросла.

Обычно дополнительные услуги можно заказать при бронировании билета на сайте авиакомпании, но, как часто бывает, путешественник вспоминает о них только при регистрации на рейс в аэропорту. Раньше для оплаты перевеса багажа пассажиру зачастую приходилось бежать на другой конец терминала в поисках кассы. Сейчас современные информационные технологии дают возможность выбрать и оплатить дополнительную услугу прямо на стойке регистрации или у выхода на посадку.

Дополнительные услуги становятся популярными

К дополнительным доходам авиакомпаний относится прямая или опосредованная продажа услуг, кроме собственно авиабилета. Эти доходы могут быть:

  • от продажи услуг самой авиакомпании до и во время перелета: оплата сверхнормативного багажа, выбор удобного места в салоне самолета, выбор бортового меню, приоритетная регистрация на рейс и посадка на борт, комиссии за оплату кредитными картами, стоимость Интернета и подключения к системе развлечения на борту;
  • использования баллов, накопленных по программам лояльности;
  • комиссий за продажу сопутствующих услуг, таких как бронирование отелей или аренда автомобилей через сайт авиакомпании;
  • продажи рекламы на борту самолета.

По данным исследования, проведенного поставщиками цифровых услуг для авиаиндустрии — компаниями CarTrawler и IdeaWorks, среди 80 авиакомпаний со всего мира с 2011 по 2019 г. ежегодные доходы гражданской авиации от дополнительных услуг возросли в три раза, почти до 110 млрд долл. А их доля в общей выручке отрасли увеличилась с 5,6 до 12,2%.

Лидерами по их продажам стали лоукост-перевозчики. У некоторых из них выручка от продажи допуслуг почти сравнялась с доходом от авиаперевозок. Самая большая доля дополнительных услуг в 2019 г. была у американских бюджетных авиакомпаний Spirit (47,0% от общей выручки) и Allegiant (46,5%), а также у европейского лоукостера Wizz Air (45,4%).

У традиционных авиакомпаний доля таких доходов в 2019 г. была заметно меньше: 8,0% у группы Lufthansa, 6,0% — у альянса Air France и KLM и всего 0,5% у одной из крупнейших авиакомпаний Китая China Southern.

Но в абсолютных цифрах дополнительные услуги могут приносить традиционным авиакомпаниям больше денег, чем лоукостерам, из-за большего пассажиропотока. Так, группа Lufthansa получила в прошлом году 1,9 млрд долл. дополнительных доходов, в то время как Spirit — 1,8 млрд долл, а Allegiant — 0,8 млрд долл.

Российский лоукостер "Победа" в прошлом году заработал на допуслугах больше 143 млн долл., что составило 17% его выручки.

У остальных перевозчиков материнской группы "Аэрофлот" доля допуслуг в общем доходе составила 7% (694 млн долл.). Данных о других российских авиакомпаниях в исследовании нет.

Пандемия увеличила количество перевозимого багажа

Ограничения на авиаперелеты в этом году из-за пандемии коронавируса обрушили доходы авиакомпаний, но спрос на некоторые дополнительные услуги, наоборот, вырос. По прогнозам CarTrawler и IdeaWorks, доходы от продажи дополнительных услуг по итогам этого года сократятся почти в два раза — до 58 млрд долл. Это будет соответствовать примерно уровню 2015 г.

Тем не менее доля дополнительных услуг в общем объеме доходов в этом году возрастет до 13,6%. В пересчете на одного пассажира стоимость допуслуг увеличится с 24 до 26 долл. по сравнению с предыдущим годом. Это при том что средний тариф на авиаперевозку в одном направлении, по данным IATA, упал в два раза из-за снижения спроса во время пандемии.

По мнению руководителей крупнейших авиаперевозчиков мира, из всех допуслуг наиболее востребованной в этом году стала оплата сверхнормативного багажа, т. к. из-за карантина и перехода на дистанционную работу пассажиры перемещаются на более долгий срок и поэтому везут с собой больше личных вещей.

Требования по социальному дистанцированию повысили спрос на выбор места в салоне. Пассажиры готовы платить за места в первых рядах, чтобы быстрее и без очереди покинуть самолет после посадки, либо чаще выбирают места у аварийных выходов, чтобы обеспечить себе больше личного пространства.

Азиатский лоукостер AirAisia сообщил, что на его рейсах в Малайзии и Таиланде на 88% выросло количество пассажиров, приобретающих страховку авиаперелета.

На рейсах из аэропортов, где из-за пандемии были закрыты магазины и заведения общепита, стали более популярны заказы питания и покупки на борту самолета. В то же время многие авиакомпании в целях безопасности, напротив, перестали кормить на борту или ограничили бортовое меню. Из-за ограничения питания в аэропортах также стали менее востребованы услуги залов ожидания.

Как увеличить продажи допуслуг в аэропорту

Год назад действующий глава "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял о планах увеличить долю дополнительных доходов в выручке авиакомпании до 20%. Похожим образом поступают и другие крупнейшие перевозчики страны, перенимая опыт лоукост-перевозчиков и переходя на гибридную модель бизнеса. Многие из них предлагают широкий выбор дополнительных услуг и сервисов при бронировании билета у себя на сайте — от выбора места и дополнительного багажа до бронирования отеля и аренды автомобиля в пункте прилета.

Однако зачастую необходимость в заказе дополнительной услуги у пассажира появляется уже в аэропорту, во время регистрации на рейс. Чаще всего на стойке регистрации выясняется, что пассажиру необходимо оплатить сверхнормативный багаж. Но также может понадобиться выбрать более удобное место или пассажир вспоминает, что забыл заказать питание на борту.

Раньше оплатить эти услуги можно было только в кассе авиакомпании. Касса могла находиться в другом конце терминала, а в нее нужно было отстоять очередь. В условиях ограниченного времени до рейса это создавало неудобство как пассажиру, так и авиакомпании.

На помощь пришли цифровые технологии. С сентября этого года российский поставщик IT-решений для авиационной и туристической отрасли — компания "Сирена" начала внедрять мобильное решение, которое позволило осуществлять продажу и оплату дополнительных услуг авиакомпаний в аэропорту как до, так и после регистрации на рейс и до момента посадки на борт самолета.

Продажа услуги выполняется с помощью мобильной кассы, на которой установлено специальное приложение Leo PSS Mobile Sales на базе операционной системы Android. Это приложение позволяет найти пассажира на рейсе вручную или через сканирование маршрут-квитанции и посадочного талона. Для этого у оператора приложения должен быть доступ к ресурсам системы автоматизированной регистрации пассажиров и багажа DSC Аstrа, также разработанной компанией "Сирена". Приложение отображает список рейсов, вылетающих в течение 48 ч от текущего момента.

После идентификации пассажира в приложении можно выбрать необходимые ему услуги, сформировать и оплатить заказ. В "Сирене" отмечают, что мобильная касса работает по принципу "три в одном": устройство одновременно выполняет функции выписки услуги, приема платежей банковской картой, фискализации банковских операций с последующей печатью на кассовой ленте чека и электронного многоцелевого документа.

Мобильная касса Leo PSS Mobile Sales не требует подключения через провод к установленному на стойке регистрации программному аппаратному обеспечению. Поэтому сотрудник авиакомпании может оформить услугу и принять оплату практически в любой точке аэропорта — от стойки регистрации до выхода на посадку.

По словам представителя "Сирены" — директора по развитию проектов Елены Володиной, Leo PSS Mobile Sales стала первым мобильным приложением для продажи дополнительных услуг, внедренным в коммерческую эксплуатацию. Сейчас им пользуются уже две российские авиакомпании: "РусЛайн" и "Ижавиа". С сентября по ноябрь через систему было осуществлено около 560 продаж различных дополнительных услуг.

"Внедряя новые технологические решения, такие как Leo PSS Mobile Sales, мы обеспечиваем высокую степень автоматизации и увеличиваем перечень услуг и сервисов, предлагаемых нашим пассажирам", — объяснил выбор Leo PSS Mobile Sales генеральный директор "Ижавиа" Александр Синельников.

Кроме того, данное приложение сейчас проходит апробацию в аэропорту Сочи. Там Leo PSS Mobile Sales будет использоваться службой аэропорта, осуществляющей регистрацию на рейсы нескольких авиакомпаний. Для этого приложение было адаптировано для работы со списками услуг разных авиационных перевозчиков.

В "Сирене" объяснили, что мобильное решение Leo PSS разработано в ответ на запросы авиакомпаний, которые стремятся повысить доходность коммерческой деятельности. Теперь возможности продаж дополнительных услуг могут быть значительно расширены. Это стало особенно актуально в текущем году, когда российские перевозчики, как и их коллеги по всему миру, обращают больше внимания на повышение эффективности своего бизнеса и поиск дополнительных доходов на фоне спада перевозок из-за пандемии. В таких условиях быстрота и удобство оформления и оплаты дополнительных услуг для пассажиров может стать важным конкурентным преимуществом для авиакомпании.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2021 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.