Как пролетел 2023 год: главные события авиационной отрасли России
ATO.ru — В прошедшем 2023 году авиационная отрасль России демонстрировала навыки адаптации к новым условиям работы. По предварительным оценкам Росавиации, объем пассажирских авиаперевозок по итогам года превысит 103 млн чел., что на 8% выше, чем годом ранее, и на 2 млн чел. больше запланированного уровня.
В этом материале мы собрали самые важные события, которые повлияли на развитие гражданской авиации страны или могут повлиять в ближайшее время.
Авиакомпании выкупили западные самолеты…
В 2023 году был найден юридически надежный способ решить проблему с застрявшими в России самолетами западных лизинговых компаний. Годом ранее российской правительство запретило отечественным авиакомпаниям возвращать их собственникам, после того как западные санкции запретили поставку авиатехники в нашу страну.
Российские авиаперевозчики продолжали на них летать, но только внутри страны и в несколько дружественных стран, где эти борта не могли быть арестованы по требованию собственников.
Выкуп был сделан через страховое урегулирование: российская Национальная страховая компания (НСК) на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) выплатила западным лизингодателям неустойку за потерянные самолеты и взамен получила права на них. Теперь НСК отдаст их в лизинг прежним операторам.
На все это из ФНБ было выделено 300 млрд руб. Бенефициарами данной программы оказались пять крупнейших авиакомпаний страны: государственная “Аэрофлот” с дочерними "Россией" и "Победой", выкупившая треть своего парка (98 самолетов) и две частные авиакомпании: S7 Airlines (выкупила почти половину парка — 45 ВС) и “Уральские авиалинии” (около трети парка — 19 ВС).
Выкупленные самолеты теперь можно без ограничений использовать для международных рейсов. Последние стали основным драйвером роста авиаперевозок, после того как внутреннее авиасообщение достигло своего насыщения к середине 2023 года.
…заказали 170 отечественных воздушных судов
Одновременно с выкупом западной техники российские авиакомпании ждут новых отечественных самолетов. В 2022 году правительство определило госзаказ на пассажирские самолеты до 2030 года — примерно 500 магистральных авиалайнеров и столько же ВС малой вместимости.
Пока бóльшая их часть досталась государственным перевозчикам. Осенью этого года группа “Аэрофлот” разместила твердый заказ на 18 узкофюзеляжных самолетов MC-21-310, 34 SJ-100 и 11 Ту-214.
В течение года авиакомпания “Аврора” оформила предварительный заказ на 10 МС-21, восемь SJ-100 и 95 легких 9-местных самолетов для местных воздушных линий ЛМС-901 "Байкал.
Частная S7 жаловалась, что не может заказать МС-21, т. к. все слоты заняты “Аэрофлотом”.
Новый "Суперджет" не прилетел в срок
Фото: ATO.ru.
Но, похоже, российским авиакомпаниям придется еще долго рассчитывать в основном на западную технику, поскольку выход на рынок импортозамещенных отечественных самолетов откладывается.
В конце лета начались летные испытания частично импортозамещенной версии российского регионального самолета Superjet 100 — SJ-100. Частично — потому что самолет полетел без главного компонента: новых отечественных двигателей ПД-8, которые еще не закончили свою программу испытаний. Задержка с разработкой новых моторов уже привела к переносу начала поставок SJ-100 с 2023 на 2024 год.
Собиравшийся в России во многом из иностранных комплектующих базовый Superjet 100 из-за санкций больше выпускать невозможно. Последние два самолета в пассажирской комплектации в этом году получила авиакомпания "Азимут".
Татарстан увеличил планы выпуска Ту-214
Фото: ОАК.
Власти Татарстана добились увеличения планов выпуска самолетов Ту-214 до 2030 года с 70 до 115 единиц и получили дополнительные 41,8 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на расширение их производства в Казани.
Год назад этот самолет позиционировался как быстрая замена иностранным авиалайнерам до выхода импортозамещенной версии МС-21. Позже выяснилось, что на Ту-214 тоже надо заменить 13% компонентов, а также резко нарастить объемы производства с нынешних одного-двух самолетов в год.
В результате начало поставок Ту-214 было перенесено с 2023 на 2024 год. В декабре ОАК смогла только передать авиакомпании Red Wings восстановленный Ту-214 выпуска 2009 года.
Россия осталась без перспективного широкофюзеляжного самолета
В 2023 году России пришлось окончательно выйти из совместного проекта с Китаем по разработке нового широкофюзеляжного самолета CR929. Этот проект был запущен в 2017 году; 280-местный дальнемагистральный пассажирский самолет был уже на стадии эскизного проектирования.
В 2022-м стало понятно, что западные производители не будут участвовать в проекте, пока там есть российский партнер. В итоге ОАК сменила свой статус на поставщика отдельных компонентов и подсистем. На авиасалоне в Париже летом 2023 г. китайская авиастроительная корпорация COMAC уже представляла данный самолет как собственную разработку под обозначением COMAC Wide-body.
В ноябре ОАК подняла в воздух первый прототип модернизированного Ил-96-400М. Однако эта модель не включена в государственную программу развития авиаотрасли до 2030 года. Там значится выпуск до конца десятилетия только 12 самолетов базовой модификации Ил-96-300. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators