Комментарий к проекту ФЗ "Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности..."

13 июля 2010 г. на сайте www.aex.ru опубликован дополненный проект Федерального закона "Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Этот проект в отношении авиакомпаний (эксплуатантов) содержит ряд новых обременений, не имеющих прецедентов в гражданской авиации. Например, следующие.
1) Устанавливает, что "стоимостная основа регулируемых государством аэропортовых сборов, тарифов определяется на основе калькуляции экономически обоснованных затрат по соответствующему сбору, виду услуг, включая расходы на развитие и содержание объектов инфраструктуры, внедрение инновационных технологий ..." (п. 2 ст. 21).
Такой подход не стимулирует сокращение издержек аэропортовыми организациями. Внедрение инновационных технологий должно вести к повышению эффективности и снижению себестоимости, а здесь предполагается увеличение тарифов. Подобные нормы закладывают безудержный рост тарифов на аэропортовые услуги.
2) Предоставляет главному оператору "исключительное право закрытия аэродрома в аэропорту для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими и (или) метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов" (п. З ст. 29).
Эта норма противоречит международным стандартам, а именно пункту 4.1.3 части 1 Приложения 6 к Чикагской конвенции, которая устанавливает, что "аэродромы и их средства, в соответствии с опубликованными условиями их использования, постоянно поддерживаются в состоянии пригодности для обеспечения полетов в течение опубликованных часов работы независимо от погодных условий". В случае закрытия аэродрома по метеоусловиям у командира ВС исчезнет возможность в особых случаях полета выполнить посадку ниже эксплуатационного минимума аэродрома для сохранения жизни пассажиров и членов экипажа.
3) Обязывает эксплуатантов дополнительно страховать свою ответственность в пользу аэропорта за возможный ущерб объектам инфраструктуры (п. 6 ст. 32).
Но эксплуатанты уже страхуют свою ответственность перед третьими лицами (ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации).
4) Предоставляет права операторам аэропорта задерживать груз за несвоевременную оплату услуг (п. 1 ст. 38) и задерживать воздушное судно за несвоевременную оплату аэропортовых услуг (ст. 51) вплоть до их в продажи для возмещения задолженности.
Такое право дает возможность аэропорту "поставить на колени" любого неугодного эксплуатанта, т. к. большие или меньшие задолженности у авиакомпаний имеются постоянно.
5) устанавливает необходимость и объемы содержания в аэропортах резервного запаса авиаГСМ "по действующим договорам потребителя авиатоплива (эксплуатант, авиационное предприятие и авиационная организация) с поставщиками и хранителями авиационного топлива", (ст. 41) т. е. за счет эксплуатанта.
Это фактически омертвляет капитал эксплуатанта, который и так в большинстве случаев не может обойтись без использования кредитов.
Для исключения принятия этого проекта закона, направленного против эксплуатантов, которые ставятся в позицию "дойной коровы" гражданской авиации, полагаю целесообразным обсудить проект в соответствующих комитетах и консолидированную позицию АЭВТ довести до Министерства транспорта Российской Федерации.

Евгений Бачурин, генеральный директор авиакомпании "Атлант-Союз"

Комментарии

Со своей стороны мы полностью поддерживаем аргументы, изложенные "Атлант-Союзом" с целью исключения принятия проекта закона. В ближайшее время нами будут направлены комментарии касательно пунктов, которые, на наш взгляд, негативным образом скажутся на взаимоотношениях между эксплуатантом и аэропортом.
Олег Усманов, генеральный директор ЗАО "Нордавиа"

ОАО "Авиакомпания "Якутия" полностью разделяет позицию генерального директора АК "Атлант-Союз" Бачурина Е.В. в отношении предоставления Главному оператору исключительного права закрытия аэродрома в аэропорту для приема и отправки ВС в связи с метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов. В настоящее время данная практика применяется на территории РФ только в связи с техническими условиями аэродрома (коэффициент сцепления, отказ РТС и пр.). Предоставление права Главному оператору закрытия аэропорта по метеорологическим условиям существенно снизит возможности командиров ВС в отношении принятия решения на вылет и продолжения полета, негативно отразится на экономических показателях авиакомпании.
Иван Простит, генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Якутия"

ЗАО "Скай Экспресс", ознакомившись с проектом ФЗ "Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности", полностью поддерживает авиакомпании "Атлант-Союз", "Донавиа", "ЮТэйр", высказавшие свои замечания и предложения в отношении данного проекта ФЗ.
Считаем целесообразным ознакомить разработчиков указанного проекта ФЗ "Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности" с мнением Российских авиакомпаний.
Игорь Шишов, исполнительный директор ЗАО "Скай Экспресс", Заслуженный пилот России

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.