Краткий обзор работы Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта в первом полугодии 2010 года

Деятельность АЭВТ в первом полугодии 2010 года определялась задачами, диктуемыми развитием посткризисной ситуации на воздушном транспорте и потребностями авиакомпаний в концентрации усилий на их решении.

Стремительный рост объёмов перевозок во всех сегментах рынка показал, что в целом у отечественных перевозчиков оказался достаточным запас прочности для преодоления кризиса и его последствий, удовлетворения резко возросших потребностей страны в услугах авиатранспорта.
Характер и направленность идущих процессов в основном соответствуют общемировым тенденциям, проявляющимся в сфере авиаперевозок.
Благоприятными факторами, способствующими выходу российских авиакомпаний из кризиса, явились оживление экономической жизни в стране, стабилизация финансовой ситуации, повышение деловой и миграционной активности.
Ряд мер, прямо или косвенно поддерживающих эксплуатантов, был осуществлён Правительством РФ. Минтрансом России, Росавиацией, Ространснадзором, ФАС России и ФСТ России принятые решения, которые оказали положительное влияние на деятельность авиакомпаний.
Целевые усилия по выходу из тяжёлой ситуации и преодолению   её последствий были предприняты эксплуатантами. Эффект дали: ведение гибкой тарифной политики; осуществление режима жёсткой экономии и сокращение затрат вплоть до вывода из эксплуатации устаревших воздушных судов; расширение маршрутной сети и увеличение частоты полётов на существующих направлениях; достижение успехов в конкурентной борьбе по отдельным направлениям с наземными видами транспорта; оптимизация структуры управления, численности персонала и др.
Вместе с тем, рост объёмов перевозок обострил существующие и поставил новые проблемы перед авиакомпаниями.
Он обусловил, в частности, увеличение их эксплуатационных расходов и сопутствующих основной деятельности издержек. Финансовое состояние многих участников рынка авиаперевозок отмечается неустойчивостью. По рентабельности эксплуатанты не вышли на докризисный уровень, а некоторые имеют её отрицательный показатель. Остаются тяжкими кредитные обязательства. Долговая нагрузка не ослабевает.
Уровень тарифов, величина которых диктуется степенью конкуренции на рынке перевозок, необходимостью стимулирования спроса на воздушные перевозки и платёжеспособностью потребителей авиауслуг, не обеспечивает эксплуатантам доходов, достаточных для их уверенного развития. Фактически применяемые тарифы (при официальном росте среднего нормального тарифа экономического класса) не покрывают растущих расходов авиакомпаний.
Данная ситуация не всегда понимается (или воспринимается) в некоторых организациях, имеющих отношение к регулированию воздушного транспорта. Преданы гласности результаты мониторинга финансового состояния авиаперевозок, где акцентируется внимание на его неустойчивости и возможности принятия решений, ограничивающих полёты вплоть до отзыва свидетеля эксплуатантов.
Примечательно, что в таких случаях не предлагается мер по созданию условий перевозчикам для оздоровления их финансового положения. Основной доминантой заявленной позиции авиационной администрации выступает защита интересов пассажиров путём увеличения давления на неблагополучные авиакомпании, словно судьба и состояние структур отечественного воздушного транспорта, остаётся вне сферы их компетенции.
В первом полугодии вопросы, затрагивающие финансовые интересы эксплуатантов в широком диапазоне их проявления, занимали особое место в деятельности Ассоциации.
Была продолжена многолетняя работа АЭВТ по проблемам ценообразования на услуги монополий, действующих на воздушном транспорте, и необходимости создания эффективного механизма разрешения противоречий между ними и авиаперевозчиками.
Правление АЭВТ, рассмотрев в феврале с.г. намерения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о повышении ставок аэронавигационных сборов в 2010 году, выразило несогласие с величиной и порядком их введения, предложив изменить принципы их формирования. Материалы заседания Правления были направлены в Аппарат Правительства РФ, Министерство транспорта РФ, ФСТ России, ФАВТ и Госкорпорацию по ОрВД.
Однако через шесть месяцев запросы ГК по ОрВД были удовлетворены, ставки аэронавигационных сборов были повышены.
Активную позицию заняла Ассоциация на совещании в Минтрансе России по вопросу экономического обоснования установления коэффициентов повышения сборов за аэронавигационное обслуживание полётов в районе аэродромов, осуществляемых вне регламента работы органов ОрВД. Предложения Госкорпорации по ОрВД приняты не были.
Комитетом АЭВТ по правилам коммерческой деятельности авиакомпаний в прошедший период рассмотрены вопросы: "О практике взимания НДС за обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ"; "О совершенствовании методики регулирования тарифов и нормирования других показателей естественных монополий". Дискуссии при их обсуждении способствовали изучению и пониманию этих проблем, а также выработке консолидированных подходов к их разрешению.
Проведённый АЭВТ анализ действия ряда принятых в 2009-2010г.г. документов ("О применении новых отраслевых документов в области аэропортового обслуживания": Приказ Минтранса России от 23.11.09г. № 211 "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 21.10.00г. № 110" и "Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.07.09г. № 559) показал, что они пока не стали надёжными регуляторами взаимоотношений между поставщиками аэронавигационных, аэропортовых, топливно-заправочных услуг и их потребителями. Наработки Ассоциации в области защиты авиарынка от монопольных проявлений были обстоятельно представлены в ходе заседания "круглого стола", на тему: "Актуальные проблемы развития инфраструктуры воздушного транспорта", организованного Комитетом Государственной Думы ФС РФ по транспорту, и на 5-ой ежегодной профессиональной конференции "Инфраструктура гражданской авиации".
Технический Комитет и Комитет по финансовой деятельности, налогообложению и бухгалтерскому учёту в первом полугодии занимались проблемой оптимизации начисления амортизации на воздушные суда и двигатели при их технической консервации, решение которой потребует дальнейших усилий.
О конкретности и целенаправленности работы АЭВТ говорят и её обращения в Государственную Думу ФС РФ (по поводу нецелесообразности принятия готовящегося ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за вред причинённый жизни и здоровью пассажиров"), в ФСТ России (с изложением издержек в практике установления тарифов (сборов) на услуги субъектов естественных монополий аэропортовых комплексов и предложений по стимулированию заинтересованности поставщиков в развитии объёмов перевозок и снижении себестоимости своих услуг), в Минфин России (о необходимости опубликования полного перечня аэропортовых и аэронавигационных услуг, которые не подлежат обложению НДС согласно п.п. 22 и п. 2 статьи 149 НК РФ), в Минтранс России и ФАВТ (в связи с нарушениями в некоторых аэропортах, а также организациях Госкорпорации по ОрВД требований приказа Минтранса России от 23.11.09г. № 211, выражающихся в завышении ставок сборов за услуги при обслуживании воздушных судов типа Ту-134 и Ту-154) и др.
Одним из факторов, обеспечивших рост объёмов перевозок, явилась достаточность потенциала парка воздушных судов, модернизированного в предыдущие годы самолётами зарубежного производства. Много лет авиакомпании АЭВТ добивались обнуления ввозных пошлин на них, аргументируя свою позицию объективной потребностью эксплуатантов в экономически эффективной технике. В последнее время наметились признаки понимания ситуации и проявились практические шаги к её обновлению.
 В связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного Союза вопрос частично был решён. Обнулены пошлины на самолёты вместимостью от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел. Однако, при этом сохранена 20-ти процентная ставка на ввозимые воздушные суда, имеющие от 50 до 111 и от 160 до 219 кресел.
Важнейшим направлением оставалась работа по обеспечению эксплуатационной безопасности. Профильным Комитетом АЭВТ рассмотрены проекты ряда нормативных документов, организована и проведена их экспертная оценка. К ним относятся: ФАП-128 "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации"; "Положение о расследовании авиационных происшествий и инцидентов"; "Положение о медицинском освидетельствовании авиационного персонала гражданской авиации РФ".
Комитет регулярно проводит SWOT-анализы безопасности полётов, изучает опыт работы авиакомпаний в этой сфере, осуществляет мониторинг официальных материалов и выступлений, интернет-сообщений и публикаций в средствах массовой информации по данной тематике.
Негативную реакцию лётного состава вызвала Информация по безопасности полётов №4, направленная телеграммой ФСНСТ от 24.04.10г. и содержавшая ряд требований по оценке рисков ухода воздушных судов на второй круг. Документ был обсуждён в лётных службах авиакомпаний АЭВТ, обобщённые комментарии и предложения направлены в ФСНСТ.
Вопросы лётной и технической эксплуатации воздушных судов рассматривались на отраслевых конференциях, подготовленных и проведённых с участием Ассоциации.
В поле зрения АЭВТ находятся также проблемы, связанные с обеспечением авиационной безопасности. В истекший период изучены: позиция IATA по мерам совершенствования системы авиационной безопасности, опыт работы по её обеспечению в АК "ЮТэйр", целесообразность и возможность создания системы информации между членами Ассоциации, предложения АК "Сибирь" по оптимизации процедуры перевозки оружия. Приняты соответствующие рекомендации.
В первой половине 2010 года государственными органами осуществлен ряд мер, на необходимости которых АЭВТ настаивала в течение нескольких лет, непосредственно участвуя в их разработке. В частности, Минтрансом России принято решение об опубликовании аэронавигационных данных аэродромов гражданской авиации и совместного базирования в документах аэронавигационной информации. Федеральной службой по тарифам РФ представлен в Правительство РФ проект ФЗ "О внесении изменений в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в частности, блок поправок, касающихся правовой природы ценообразования и государственного регулирования тарифов и сборов на услуги в области гражданской авиации.
В своей практической работе Ассоциация использовала различные формы и методы. Подготовлены и выпущены "Обзор состояния авиаперевозок в России в 2009 году", "Обзор состояния аэропортового и наземного обслуживания воздушных судов эксплуатантов АЭВТ в аэропортах РФ в 2009г". Ежемесячно выходят Комментарии Исполнительного органа Ассоциации к показателям авиаперевозок за месяц.
Проведено 12 заседаний Комитетов и Советов АЭВТ, рассмотрено более 25 рабочих вопросов, в обсуждении и принятии решений по которым приняли участие свыше 200 ведущих специалистов авиакомпаний.
Осуществлялись рабочие контакты с руководителями Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту, Департамента государственной политики в области гражданской авиации МТ РФ, ФАС России и ФСТ России, Росавиации и Ространснадзора.
В Государственную Думу ФС РФ, аппарат Правительства направлено 2 обращения, Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАВТ и ФСНСТ – 12.
АЭВТ приняла участие в подготовке и проведении 3-х профессиональных конференций, организации конкурса на соискание Премии "Крылья России", мероприятиях, проводимых ТПП России и ТКП.
Получила дальнейшее развитие практика взаимного общения с государственными органами, заинтересованными организациями, членами Ассоциации, её активом путём использования электронных средств коммуникации.
За шесть месяцев с.г. в авиакомпании АЭВТ отправлено более 200 документов и сообщений. По половине из них был организован обмен мнениями и предложениями, способствующий информированию участников о взглядах, оценках, позиции друг друга.
АЭВТ активно сотрудничала с редакциями журнала "Авиатранспортное обозрение" и бюллетеня "Авиационный рынок".
В целом Ассоциация действовала в рамках своих уставных функций, создавая её участникам условия для совместной работы над решением общих проблем, приложения имеющегося профессионального потенциала к выработке политики в области развития авиаперевозок, определения и осуществления мер защиты своих интересов.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№195, декабрь 2018

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.