Кто победил — Airbus или Boeing?

Анализ производственных показателей авиагигантов в 2021 году
Кто победил Airbus или Boeing?
:: Boeing

Ежегодное определение победителей и проигравших среди производителей авиатехники на основании количества заказов и поставок ненамного объективнее, чем выбор любимого самолета по его дизайну, а главное — ненамного продуктивнее. Разумеется, сами цифры, представленные Airbus и Boeing, оспаривать никто не будет, но почему бы не посмотреть на них с точки зрения релевантности, особенно если так уж необходимо сравнивать их друг с другом.

В 2021 году общее количество заказов на гражданские самолеты Boeing достигло 909 (чистое, с учетом отказов — 535). Airbus собрал 771 заказ (507 чистых). Американская компания поставила клиентам 340 самолетов, его европейский конкурент 611.

Например, учитывая штормовые ветры, которые испытали на себе программы Boeing 737MAX и В-787, неудивительно, что по количеству поставок Airbus разгромил конкурента со счетом 611:340 в прошлом году. Но если Airbus превозносят как победителя 2021 года, то удостоится ли Boeing такого же признания в следующем году, если вернет себе титул лидера, передав наконец заказчикам все те самолеты, которые должны были давно находиться в эксплуатации, если бы не задержки?

Поставки самолетов Airbus и Boeing

Прямое сравнение общего количества поставок и заказов не служит никакой цели, кроме традиционного спарринга компаний, в результате которого победитель получает лавры, а проигравший презрение. А вот анализ показателей по конкретным программам может дать представление как о самих программах, так и о "состоянии здоровья" производителя в целом.

Возьмем, к примеру, Boeing 737MAX. С одной стороны, 749 заказов, из которых 359 — это чистые (с учетом отказов) новые контракты. Достойный уважения результат для программы, которую пришлось восстанавливать после двух катастроф, всемирного запрета и заслуженного урона репутации в результате всей этой саги. Но по хорошему счету, программа В-737MAX смогла вернуться в колею благодаря нескольким лояльным клиентам и еще двум, решившим в пользу Boeing отчасти потому, что Airbus, жертва собственного успеха, не смог предложить адекватно близкие слоты. На пять авиакомпаний — United, Southwest, Alaska, Akasa и Allegiant — пришлось 78% всех заказов на MAX. Из них первая тройка — верные американские клиенты Boeing — вместе заказала 462 самолета. А двум последним — индийскому стартапу и американскому ультралоукосту — самолеты нужны как можно скорее.

Пока Airbus только работает над наращиванием темпов производства узкофюзеляжной линейки, он физически не может удовлетворить всех, что дает Boeing небольшую фору.

Заказы на 749 самолетов В-737MAX поступили от 15 клиентов, включая и пару VIP-заказчиков, но не считая анонимных покупателей 44 самолетов.

Airbus закончил год с "валовым" заказом на 725 узкофюзеляжных самолетов; "чистых" заказов получилось 475. Из 28 клиентов 18 заказали по 10 ВС и более.

В итоговое общее количество Boeing не входят 56 самолетов, которые переместились в портфель заказов из "категории ASC 606", куда производитель помещает твердые контракты, в судьбе которых по каким-либо причинам сомневается. У Airbus такой категории нет, поэтому сравнения лоб в лоб становятся еще более бессмысленными.

Как минимум можно с уверенностью заключить, что узкофюзеляжные программы обоих производителей показали хорошие результаты, особенно в свете шаткого состояния рынка авиаперевозок. Различные версии A321neo, на которые получено 526 заказов, продолжают доминировать в узкофюзеляжном сегменте. Однако и Boeing 737MAX не то чтобы "еле выживает", как ему прочили непосредственно после снятия запрета, предрекая скорый конец из-за недоверия пассажиров. Но дальнейшее пополнение портфеля заказов не повредило бы.

В широкофюзеляжном сегменте совсем другая история, и не из приятных. Если вычесть грузовые самолеты и заправщики, то совместно оба производителя собрали всего 72 заказа в 2021 году. И на В-787, и на А350 показатели "чистых" заказов в прошлом году были отрицательными, что не стало сюрпризом, учитывая самый тотальный провал в дальнемагистральных перевозках за всю историю авиации, которая еще не скоро вернется в норму. Кто же победитель в этой категории? Это A330neo: 22 новых заказа.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.