Международный аэропорт Владивосток и группа "Аэрофлот"

Международный аэропорт Владивосток (Кневичи; код IATA: VVO), воздушные ворота Приморского края, обслуживает как местное население (1,903 млн чел. по данным 2018 г.), так и туристические потоки из России и стран Азии. Расположенный в 38 км от Владивостока — российского юго-восточного форпоста на побережье Японского моря, на пересечении воздушных трасс между российским Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом — аэропорт обеспечивает региональное воздушное сообщение внутри Дальневосточного федерального округа (ДФО), связь с центром России и с азиатскими соседями: Кореей, Японией и Китаем.

На компании группы "Аэрофлот" в 2018 г. приходилось более 50% от общего пассажиропотока аэропорта Владивостока.

С 2015 г. пассажиропоток аэропорта Кневичи демонстрирует стабильный рост. В 2018 г. он достиг 2,63 млн пасс., на 21% превысив результаты предыдущего года и опередив соседей по ДФО — аэропорты Южно-Сахалинска и Хабаровска. Входит в тридцатку крупнейших аэропортов России. Две взлетно-посадочные полосы длиной 3500 м обеспечивают круглосуточный прием воздушных судов без ограничений по категории II Международной организации гражданской авиации ICAO. Воздушная гавань по-прежнему является аэропортом совместного базирования, служа базой ВВС морской авиации России.

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМОРЬЯ

В последние десятилетия правительство России уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока. Несмотря на богатейший потенциал региона и его стратегическое значение, местное население сокращается из-за некоторого отставания в развитии инфраструктуры. Только в Приморском крае четыре района приравнены к районам Крайнего Севера — не по климатическим условиям, а по уровню развития. Между тем в Приморье открыт целый ряд крупных и уникальных месторождений разнообразных полезных ископаемых, на базе которых создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востоке горнодобывающая промышленность.

Туристический потенциал региона обеспечивает теплое Японское море, которое, несмотря на короткий сезон, привлекает отдыхающих из ближайших регионов, Сибири, Якутии. Шесть заповедников, пять национальных парков, тридцать заказников, уникальные природные объекты являются богатой базой для развития популярного экотуризма — как внутреннего, так и въездного. Наконец, активно развивающаяся внешняя торговля характеризуется превалированием импорта из соседнего Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, Приморский край, безусловно, предлагает возможности развития бизнеса, в том числе и авиационного.

ОБСЛУЖИВАЯ КРУПНЕЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕГИОНА

В 2012 г. Владивостоку было доверено принимать саммит АТЭС — ежегодную встречу глав государств Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества. В преддверии мероприятия в аэропорту Владивостока был построен современный пассажирский терминал, проведена реконструкция ВПП и аэропортовой инфраструктуры. В период проведения саммита среднедневное количество взлетно-посадочных операций увеличилось с 35 до 59, всего аэропорт обслужил 894 взлетно-посадочные операции — пассажирских, правительственных и транспортных бортов. Успешный опыт обслуживания статусного мероприятия послужил основой для дальнейшего развития. С 2014 г. Владивосток — бессменный город проведения Восточного экономического форума. В этом году за четыре дня форума аэропорт принял 52 тыс. пасс., обслужив 608 взлетно-посадочных операций, включая 260 рейсов деловой авиации.

:: Аэропорт Владивосток

ПРОГРАММЫ ГРУППЫ "АЭРОФЛОТ" НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Поддерживая усилия правительства России по развитию транспортной доступности ДФО и повышению мобильности населения региона, группа "Аэрофлот" в 2013 г. создала дочернее предприятие "Авиакомпания "Аврора" на базе двух региональных перевозчиков: "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа". Базирующаяся во Владивостоке, Южно-Сахалинске и Хабаровске авиакомпания "Аврора" связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири, выполняет социально значимые местные перевозки в дальневосточных районах, летает в Китай, Корею и Японию. Контрольный пакет (51% акций авиаперевозчика) принадлежит ПАО "Аэрофлот — российские авиалинии", 49% акций владеет правительство Сахалинской области.

Соединяя людей, обеспечивая безопасную и комфортную авиаперевозку, за десять месяцев 2019 г. дальневосточная авиакомпания перевезла 1,42 млн пасс., увеличив объемы работ на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной прирост был зафиксирован на международных линиях: пассажиропоток здесь вырос на 11%, составив 384279 чел. На внутренних воздушных линиях рейсами "Авроры" воспользовалось 1,04 млн пасс. Кроме того, авиакомпания увеличила общее число полетов. С января по октябрь "Аврора" выполнила 21462 рейса, это на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 5303 международных рейса и 16159 внутренних. Пассажирооборот "Авроры" составил 2,66 млн/пкм, грузооборот — 5096 т.

Парк "Авроры" хорошо адаптирован для решения ее разнообразных задач и в настоящее время насчитывает 23 самолета: десять узкофюзеляжных Airbus A319 выполняют среднемагистральные рейсы, пять региональных Bombardier Q400, три Q300 и два Q200 обслуживают региональные маршруты с разной загрузкой, а три 19-местных турбовинтовых DHC-6-400 Twin Otter используются для перевозки пассажиров на местных авиалиниях.

В рамках модернизации регионального флота и выполнения стратегической цели — двукратного роста операций в ДФО — во время проведения международной выставки Dubai Airshow 2019 "Аврора" подписала соглашение о намерении приобрести пять турбовинтовых самолетов Dash 8-400.

"Аврора" прошла аудит по эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и получила от уважаемой организации сертификат IOSA (IATA Operational Safety Audit). Наличие сертификата подтверждает полное соответствие перевозчика международному уровню по безопасности полетов.

:: Аэропорт Владивосток

Способствуя развитию Дальнего Востока, "Аврора" связывает в единую маршрутную сеть местные, региональные и международные авиаперевозки.

Из аэропорта Владивостока на регулярной основе "Аврора" выполняет международные рейсы в Муданьцзян, Пекин и Харбин (Китай), Пусан и Сеул (Южная Корея), Токио (Япония) и внутрироссийские в Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Южно-Сахалинск, а также обслуживает более десятка местных маршрутов.

В зимнем расписании 2019–2020 гг. на внутрикраевых маршрутах авиакомпания "Аврора" будет выполнять более 30 рейсов в неделю из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Терней, Дальнереченск, Дальнегорск и Преображение.

В 2018 г. социально значимыми рейсами "Авроры" внутри Сахалинской области воспользовалось 75,7 тыс. пасс., на рейсах внутри Приморского края было перевезено 35 тыс. пасс. С июня 2018 г. (начало выполнения рейсов) внутри Хабаровского края было перевезено 19,7 тыс. пасс. Всего на местных линиях внутри региона в 2018 г. было перевезено 130,5 тыс. пасс. (в 2017 г. — 99,5 тыс. пасс.)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ

Связь Дальнего Востока с центром осуществляют другие авиакомпании группы — "Аэрофлот" и "Россия", предлагая ежедневные рейсы в Москву на современных вместительных дальнемагистральных самолетах.

Обеспечение транспортной доступности (в том числе отдаленных регионов России) и повышение мобильности населения остаются приоритетными задачами группы "Аэрофлот". Авиакомпания "Аэрофлот" имеет развитую маршрутную сеть и принимает участие в программе дотируемых государством социальных перевозок между городами Дальнего Востока, включая аэропорт Владивосток, и европейской части России. Это волевое решение компании, инициатива, одобренная президентом РФ Владимиром Путиным, которая вносит существенный вклад в социальное и экономическое развитие регионов, является социальной нагрузкой авиакомпании как национального перевозчика.

:: Аэропорт Владивосток

Авиакомпания "Аэрофлот" реализует программу так называемых плоских тарифов с 2015 г. Это единые тарифы в экономическом классе с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения билета.

"Аэрофлот" продлил действие программы перевозок по единому тарифу на дальневосточные направления на 2020 г. — как на собственные рейсы национального перевозчика, так и на рейсы дочерней авиакомпании "Россия". В 2018 г. по программе "плоских" тарифов, с учетом рейсов авиакомпании "Россия", перевезено 2,2 млн пасс., что на 41,3% больше, чем в 2017 г. Всего за период действия программы с 2015 г. перевезено 6,8 млн пасс.

Воспользоваться "плоскими" тарифами может любой пассажир, независимо от возраста и региона проживания. "Плоские" тарифы имеют исключительно социальное значение. Их цель — делать возможным стабильное и доступное воздушное сообщение отдаленных и стратегически важных регионов с центром европейской части страны.

В настоящее время "плоские" тарифы действуют на рейсах авиакомпании "Аэрофлот" из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан и в обратном направлении. С 2018 г. к программе присоединилась авиакомпания "Россия", что позволило существенно увеличить общий объем перевозок пассажиров на Дальний Восток.

МАВ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

История аэропорта Владивосток началась в 1932 г. С 1936 по 1961 г. он служил оборонным задачам страны; с 1961 г., после строительства первого терминала, стал принимать пассажирские рейсы; в 1992 г. получил статус международного и аэропорта федерального значения. И только в 1999 г. здесь был построен отдельный терминал для обслуживания международных рейсов. Сейчас в аэропорту функционируют два пассажирских и два грузовых терминала.

:: Аэропорт Владивосток

С 2008 г. управление аэропортом осуществляет ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ), дочернее предприятие ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". В 2016 г. "Базовый элемент" Олега Дерипаски, сингапурская компания Changi и Российский фонд прямых инвестиций объявили о покупке аэропорта Владивостока на условиях владения равными долями — по 33,3%. Сделка была закрыта в феврале 2017 г., и сейчас эти организации являются владельцами аэропортового комплекса.

Регулярные, чартерные и грузовые перевозки в/из Владивостока осуществляют полтора десятка российских авиакомпаний, включая "Аэрофлот", "Россию", "Аврору", и такое же количество зарубежных. Постоянно расширяющаяся маршрутная сеть включает более 45 маршрутов.

Владивосток также является площадкой для отработки пилотных проектов по открытому небу. Так, в ноябре 2011 г. Министерство транспорта РФ приняло решение о снятии ограничений для иностранных авиакомпаний на полеты в Международный аэропорт Владивосток, включая полеты по пятой свободе воздуха между Владивостоком и пунктами на территориях третьих стран. С 2012 г. взаимно сняты все ограничения в рамках третьей и четвертой свобод воздуха для авиакомпаний России и Кореи на авиаперевозки между Владивостоком и пунктами в Южной Корее, в том числе по количеству назначенных перевозчиков и количеству частот. Кроме того, делегации обсудили возможность предоставления пятой свободы воздуха российским перевозчикам на маршрутах из России в Северную Америку через Южную Корею.

Новый терминал, построенный в преддверии саммита АТЭС, имеет пропускную способность 1360 чел./ч, или 3,5 млн чел./год.

:: Аэропорт Владивосток

В 2015 г. аэропорт получил сертификат ISAGO, подтверждающий соответствие процедур наземного обслуживания в аэропорту Владивосток стандартам безопасности IATA, а в 2016 и 2018 г. подтвердил свой статус успешным прохождением международных аудитов.

В ходе очередного аудита аэропорт получил комплексную оценку основных параметров стандарта ISAGO: системы организации и управления, обслуживания пассажиров и обработки багажа наземного обслуживания воздушных судов, наземного движения воздушных судов. Наличие сертификата ISAGO является подтверждением того, что наземное обслуживание осуществляется в соответствии с высокими мировым стандартами в области авиационных перевозок.

В августе 2017 г. в Свободном порту Владивосток стал действовать упрощенный визовый режим. Иностранные туристы могут прибыть на Дальний Восток по электронной визе через аэропорты, морские и железнодорожные пункты пропуска, оформив визу по Интернету.

А уже в конце августа 2019 г. Международный аэропорт Владивосток обслужил 100-тысячного туриста, прибывшего в Приморье по электронной визе. Юбилейный пассажир прилетел рейсом Токио—Владивосток авиакомпании "Аврора".

Упрощенный визовый режим способствует увеличению пассажиропотока иностранных граждан, расширяет чартерные программы — в первую очередь со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний день наибольшей популярностью услуга пользуется у граждан Китая и Японии.

Перечень стран, граждане которых могут посетить Россию по электронным визам через пункты пропуска в Свободном порту Владивосток, был определен правительством России. Упрощенным визовым порядком могут воспользоваться жители таких стран, как Бруней, Индия, КНР, КНДР, Мексика, Сингапур, Япония, Алжир, Бахрейн, Иран, Катар, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Тунис и Турция.

МАВ проводит систематическую работу в области авиационного маркетинга по стимулированию пассажиропотока и привлечению авиакомпаний. Предпринимаемые усилия способствуют сохранению высоких темпов роста операционных показателей и динамичному расширению маршрутной сети. По итогам 2018 г. международный пассажиропоток увеличился в полтора раза и превысил 1 млн пасс. Только на корейском направлении из Владивостока сейчас выполняется до 10 вылетов в день.

В 2019 г. приоритетным направлением работы в области авиационного маркетинга выбрано развитие китайского рынка авиаперевозок, обладающего значительным потенциалом и ресурсами. Так, в мае 2019 г. силами аэропорта был проведен ознакомительный тур для представителей авиакомпаний и крупных туристических агентств Китая, Гонконга, Тайваня и Макао с целью демонстрации туристического потенциала Владивостока, Приморского края и, впервые, Камчатского края.

:: Аэропорт Владивосток

В марте 2018 г. Международный аэропорт Владивосток был удостоен престижной награды Routes Asia 2018 Marketing Awards в рамках международной конференции по развитию авиационных маршрутов Routes Asia 2018. Также аэропорт стал победителем национальной премии "Транспортная безопасность России — 2018", заняв 1-е место в номинации "Лучший субъект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, реализовавший требования в области транспортной безопасности".

По сообщению МАВ, в 2018 г. в аэропорту был введен и усовершенствован ряд услуг для пассажиров. Так, например, начала работу трансферная зона, благодаря которой пассажиры международных рейсов, осуществляющие пересадку во Владивостоке, а также пассажиры внутренних рейсов, улетающие за границу, могут пройти процедуру оформления на следующий рейс, не покидая зоны ожидания вылета. Также в воздушной гавани Приморья были открыты зал официальных лиц и делегаций, авиационный учебный центр, зона комфортного ожидания для пассажиров, новые торговые и сервисные точки, оказывающие широкий перечень услуг пассажирам и гостям аэропорта.

Усилия управляющей компании приносят впечатляющие результаты. За 10 месяцев 2019 г. аэропорт обслужил 2,637 млн пасс. — на 18% больше, чем за аналогичный период 2018 г. Из них на внутренних авиалиниях было обслужено более 1,380 млн пасс. (+10%), а на международных — более 1,257 млн пасс. (+29%). Пассажиропоток десяти месяцев 2019 г. уже превысил показатель общего пассажиропотока аэропорта за 2018 г.

Наибольшие темпы роста продемонстрировали рейсы из Владивостока в Южно-Сахалинск, Москву и Новосибирск. Основной рост пассажиропотока на международных направлениях обеспечили рейсы из Владивостока в Республику Корея. Двузначные показатели роста отмечены на рейсах в Юго-Восточную Азию, на китайском и японском направлениях. Наибольший вклад в увеличение пассажиропотока на международных направлениях обеспечили рейсы из Владивостока в южнокорейские города Сеул, Тэгу и Пусан.

МЕЖДУНАРОДНОМУ АЭРОПОРТУ ВЛАДИВОСТОК ПРИСВОЕНО ИМЯ ВЛАДИМИРА АРСЕНЬЕВА

По итогам голосования, прошедшего в рамках федерального проекта "Великие имена России", в декабре 2018 г. воздушной гавани Приморья было присвоено имя исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева.

Владимир Арсеньев — российский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед. Руководитель ряда первопроходческих экспедиций по исследованию горных районов Уссурийского края. Арсеньев создал новое краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Основные его книги: "По Уссурийскому краю", "Дерсу Узала" и "В горах Сихотэ-Алиня" — проникнуты любовью к природе Дальнего Востока, дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о ее мужественных людях. Именем Владимира Арсеньева также названы город (Арсеньев) и река (Арсеньевка) в Приморье.

:: Аэропорт Владивосток

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.