MixVel: как развивается российский маркетплейс для туристической отрасли

MixVel: как развивается российский маркетплейс для туристической отрасли

Ранее ATO.ru публиковало обзор MixVel, инновационного продукта компании "Сирена-Трэвел", российского разработчика IT-решений для отрасли туризма и воздушного транспорта. Эта платформа, единая точка доступа для всех туристических услуг, не просто заменяет уходящие в прошлое распределительные системы (GDS). Она создает ранее не существовавшие возможности интеграции мультимодальных перевозок и других сервисов, позволяя агентам перейти на новый уровень обслуживания клиентов, а авиакомпаниям  предоставлять свой NDC-контент самой широкой аудитории участников туристического рынка. О новостях и первых успехах проекта, о реакции отрасли и планах дальнейшего развития АТО.ru рассказал Иннокентий Баскаков, заместитель директора по общему проектированию, руководитель группы разработки MixVel компании "Сирена-Трэвел".

Иннокентий, что важного произошло в проекте MixVel за последние месяцы?

Прежде всего, проект запущен в коммерческую эксплуатацию. Если раньше мы рассказывали про систему на пилотном этапе, то сейчас у нас уже есть клиенты, которые пользуются MixVel в полной мере.

Параллельно мы проводим некоторые доработки, реализуем те функциональные решения, которые стали особенно актуальны для рынка в последнее время.

Что это за новый функционал?

За время пандемии в агентствах резко возросло количество вторичных операций: обменов и возвратов. Отменили рейс, пассажир заболел, или попал на карантин, или ввели карантин там, куда пассажир собирался лететь, — возник целый ряд причин, по которым людям приходится оперативно менять свои планы. С одной стороны, это привело к росту продаж страховок от невыезда и услуг ПЦР-тестирования, что стало для агентств источником дополнительного дохода. Но с операционной точки зрения мы обнаружили, что в большинстве существующих систем возвраты, в силу определенных технологических особенностей, осуществляются вручную. Невозможно просто заполнить на сайте форму, получить в автоматизированном режиме код и оттранслировать его пассажиру для получения возврата средств. Необходим терминал и человек, который вручную совершит операцию возврата, учет, подсчеты и даст пассажиру расчет обмена или возврата. Многократный рост заявок на обмен и возврат создал большой объем дополнительной работы, для которой агентам даже приходится нанимать персонал, что в условиях кризиса совсем не желательно.

Когда мы начали работать с агентами над внедрением MixVel, мы выяснили, что для агентов вторичные операции — большая проблема, которую они как-то пытались самостоятельно решить. Мы подошли к вопросу автоматизации вторичных операций системно и комплексно.

Как же удалось решить эту проблему?

Совместно с нашим партнером ТКП (Транспортной клиринговой палатой. — АТО.ru) мы начали работу с авиакомпаниями по улучшению тарифных сеток и тарифных категорий, поскольку одна из основных причин, почему эти операции не происходили автоматически, — это тарифные правила, которые автоматизированная система не может рассчитать. При работе с авиакомпаниями мы поняли, что они столкнулись с той же проблемой. Совместно мы нашли технологический способ, провели работы по улучшению тарифов — и у нас сильно повысился процент обменов и возвратов по авиакомпаниям, которые представлены в MixVel. Это существенный сдвиг.

Также помимо основной услуги авиаперевозки через MixVel хорошо продается самый широкий спектр допуслуг, приносящих существенный доход авиакомпаниям от неавиационных видов деятельности. Так, общее количество оформленных дополнительных услуг в 2021 году выросло на 26,8% по сравнению с доковидным 2019-м, в том числе на 5,5% выросло количество купленных страховок.

Какие еще новые возможности на подходе?

Клиентское приложение. В прошлом году MixVel запускался как тестовая система с API (Application Programming Interface, программный интерфейс. — ATO.ru): мы разработали протокол, который агрегирует в себе контент GDS, нейтрального стока и прямого стока авиакомпаний, в частности контент по технологии NDC. API — это то, чем могут пользоваться онлайн трэвел-агентства, у которых есть собственный сайт или движок, используемый для продаж.

Уже этим летом мы запустим терминал — веб-приложение, которое смогут использовать мелкие и средние агентства, не имеющие собственной разработки, своего продукта. Таким образом, клиентами системы теперь смогут стать и небольшие агентства, не использующие собственные движки.

На MITT и других мероприятиях, где представлен MixVel, мы получаем неожиданно много обращений от компаний малого бизнеса, которые сейчас работают, так сказать, "на коленке", с таблицами Excel. Они интересуются, как можно выйти на рынок и более системно выстраивать бизнес, начать пользоваться какими-то автоматизированными инструментами. С табличками уже не выживешь: конкуренция сложная, обслуживание пассажира требует большого числа операций, сложного профессионального подхода, нужны продукты. Для такого сегмента рынка терминал MixVel может стать первым IT-решением.

Это две крайности: крупные агенты, разработавшие собственный движок, и те, у кого нет ничего. Кто находится между ними и что представляет MixVel для них?

Посередине — агенты среднего размера, которые пользуются партнерскими IT-решениями. У них уже есть система, агрегирующая большое количество поставщиков. В прошлом году, чтобы упростить запуск MixVel для этого агентского сегмента, мы заключили партнерские соглашения со многими такими разработчиками, и теперь контент MixVel можно получить не только напрямую, но и через этих партнеров. Многие агентства уже пользуются этими продуктами, и для них снижается потребность в интеграции: запросив у своего поставщика доступ к MixVel, они сразу получают весь контент. Это максимально быстрый выход на рынок для агентств, которые уже пользуются готовыми IT-решениями.

Как продвигается работа в направлении интермодальности?

Этот год для команды MixVel — год железных дорог, сейчас мы активно внедряем ж/д-поставщиков. Фокусируемся на перевозках внутри страны: РЖД, ЦППК, скоростные поезда, "Сапсаны".

Одно из главных преимуществ MixVel — мультимодальность, стыковка поставщиков, которые не связаны между собой договорными отношениями. В прошлом году мы отработали эту технологию применительно к виртуальным интерлайнам: брали два рейса авиакомпаний, между которыми нет соглашений, и делали объединенный, с двумя билетами от разных поставщиков. В этом году мы уже работаем над полностью мультимодальной перевозкой — это клиентский заказ, комбинирующий различные виды транспорта: авиацию и железную дорогу в разных вариантах, в зависимости от потребностей пассажира.

Почему это будет востребовано?

Рыночная перспектива этой услуги в том, что в России достаточно городов, в которых нет аэропорта. Они есть в основном в городах с населением больше 100 тыс. человек, в областных центрах. Оттуда до конечного населенного пункта пассажиры добираются другими видами транспорта. Это актуально как для командировочных, вахтовиков, так и для тех, кто едет в отпуск. Таким пассажирам агент сможет продать комбинированный билет: на пригородный или скоростной поезд до аэропорта, а дальше — на самолет.

Что поменялось в связи с последними событиями?

Понятно, что есть сложности при работе с международными поставщиками. У нас, разумеется, были большие планы по подключению международного контента, но нам приходилось их откладывать из-за пандемии, поскольку международные перевозки были на минимальном уровне. Сейчас их стало еще меньше. Но в целом, мы — российская компания, находимся на территории страны, наше ПО разработано с применением отечественных технологий и свободных лицензий. Поэтому мы меньше, чем другие, испытываем сложности: мы продолжаем продавать внутренние перевозки. Как и все, мы задаемся вопросом, как будет меняться динамика и объемы рынка. И пока падение не такое радикальное, как можно было ожидать.

Как адаптируется система под меняющиеся условия?

Поскольку пропала часть международного бизнеса, мы активно работаем над поиском способов перестроиться под текущую ситуацию. Например, многие страны закрыли авиасообщение, но ведь какие-то остаются открытыми, например Турция. И мы активно подключаем дополнительный контент, который позволит российским пассажирам летать в Турцию. Сейчас такие рейсы выполняют меньше российских и больше зарубежных перевозчиков, то есть нам нужно перестроить интеграции и саму наполненность систем контентом.

Сохраняется ли актуальность внедрения NDC-контента?

Интеграция NDC-контента остается актуальной, поскольку мы были и остаемся нацелены на российский рынок. Здесь наши планы не поменялись. Понятно, что многие российские авиакомпании сейчас переинвестируют в технологии, что-то меняют в своих технологических цепочках. Нам нужно реагировать на эти изменения, и на это направляется часть ресурса. Но стратегические планы компании это не меняет: наши ключевые партнеры, основной контент, представленный в системе, остаются. Остаются и наши основные клиенты — российские агентства. Поэтому мы реагируем тактически, но стратегически продолжаем работать в выбранном направлении.

Важно понять, что MixVel — это не импортозамещение зарубежных систем, а принципиально инновационная разработка "Сирены", работающая на опережение. Мы начинали работу над MixVel, чтобы представить рынку новую, более технологичную и функциональную систему. Это не просто отечественная разработка, которая заменит зарубежные аналоги. Нет, мы хотим конкурировать на международном рынке с крупными, сильными игроками.

Какие авиакомпании подключены в систему?

В системе представлены все российские перевозчики, осуществляющие внутренние перевозки. А также международные авиакомпании, имеющие пунктом прибытия или отправления аэропорт на территории РФ.

Как отзываются о MixVel агенты, которые уже перешли на эту платформу?

Мы получили очень позитивную обратную связь от многих крупных агентов по увеличению автоматизированных обменов и возвратов. Часть клиентов сейчас в процессе интеграции. Мы оставляем им возможность пользоваться и прежней системой, и MixVel. При этом массовое замещение происходит: к прежней системе никто не возвращается. Агентства заинтересованы в миграции и активно пользуются функционалом MixVel.

Не вдохновляет ли вас такой успех на запуск MixVel как В2С-продукта?

Нет, мы — технологический партнер и работаем только на В2В: авиакомпании и агенты. Это наша сознательная стратегия. Мы не являемся продавцом контента, а предоставляем комплексное решение. У нас есть партнеры, помогающие с взаиморасчетами, карточными платежами. Однако сам бизнес нацелен на агентства: мы понимаем ценность агента как профессионала, который помогает пассажиру, профессионала обслуживания. Мы сильны в технологиях: сделать движок, приложение, предоставить агенту набор сервисов. Но у агентов есть свои компетенции, и мы не хотим их заместить. Наоборот, хотим, чтобы они процветали.

Ваши планы на следующий год?

Запустить другие виды транспорта, кроме авиационного и железнодорожного, мы планируем уже в 2023 году. Мы также помним о своих планах интегрировать отели, потому что это связанные поиски. Их нам пришлось отодвинуть в связи с пандемией. Пассажир приходит в агентство и хочет купить все, что нужно для поездки: и гостиницу, и трансфер, и все необходимые билеты. И наша перспектива — стать полноценным инструментом для агентств.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

 сверхновая реальность

АТО-телеграф

2022 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.