"Можно много пенять на общую политическую ситуацию и прочие факторы, но прежде всего нам самим нужно много и продуктивно работать"

Выработка холдинга S7 Technics в 2017 г. превысила 2 млн нормо-часов :: Холдинг S7 Technics
Выработка холдинга S7 Technics в 2017 г. превысила 2 млн нормо-часов :: Холдинг S7 Technics

Услугами специалистов холдинга S7 Technics пользуются практически все авиакомпании России, эксплуатирующие самолеты производства Boeing и Airbus, поэтому значение этого провайдера ТОиР для российской гражданской авиации сложно переоценить.

Роман Федоров, Холдинг S7 Technics

Роман Федоров,

замгендиректора холдинга S7 Technics по финансам
Фото: холдинг S7 Technics

В интервью ATO.ru замгендиректора холдинга S7 Technics  по финансам Роман Федоров не только рассказал о развитии ведущей ТОиР-организации в России и ближнем зарубежье, но и высказал позицию по некоторым смежным темам (например, об увеличении провозных емкостей). Отметим, что мнение поставщиков услуг для авиакомпаний об отрасли авиаперевозок в целом зачастую носит далеко не тривиальный характер.

Лишние самолеты

ATO.ru: Роман Викторович, как бы вы оценили текущую ситуацию на рынке услуг техобслуживания авиатехники в регионе? Каковы ваши эмоции по итогам работы отрасли ТОиР в 2017 году?
Р. Ф.: Эмоции вряд ли нужны. Нужен хороший сухой анализ. Последние события у всех на слуху и в целом понятны: в каком-то виде мы о них говорили в начале 2017 г., например, в наших докладах, представленных на форуме MRO Russia & CIS 2017. 

Реальных факторов, чтобы рынок переваривал избыточный объем ввезенного флота, нет.

Говоря о сегменте ТОиР, прежде всего нужно сначала обсуждать ситуацию в авиакомпаниях в частности и на рынке авиаперевозок в целом. Реальных факторов, чтобы рынок переваривал избыточный объем ввезенного флота, нет, так как пока не существует фундаментальных причин для его увеличения.

АТО: Да, но какое влияние это оказывает на сектор ТОиР? 
Р. Ф.: Ситуация с рынком авиаперевозок остается таковой, что провозная емкость на нем достаточно большая, часть авиакомпаний принимает не самые разумные решения, и это влияет на ТОиР-индустрию, так как все эти факторы сказываются, например, и на рынке персонала. 

Загрузка технических специалистов на линейных станциях при авиакомпаниях составляет буквально полрейса в день.

Мы видим, что достаточно большое число операторов пытаются создавать глубокие компетенции по техническому обслуживанию авиатехники, что очень часто не обосновано экономическими или операционными показателями. И это происходит в условиях существующего общего дефицита персонала. Создается так называемый искусственный дефицит персонала. В результате случается так, что загрузка технических специалистов на линейных станциях при авиакомпаниях составляет буквально полрейса в день. А оплата труда таких сотрудников превышает среднерыночные показатели в 1,5 раза.

Это искусственно создаваемый дополнительный дефицит в отрасли среди узких специалистов. В итоге квалифицированные кадры идут туда, где платят больше, а работать нужно меньше. Это создает определенный дисбаланс, который, с одной стороны, влияет на бизнес ТОиР, потому что в нем, как правило, "утилизация" персонала более высокая, чем внутри авиакомпании. С другой стороны, это проблема в том числе для самих авиакомпаний. Потому что когда такая практика экономически не обоснована, это рано или поздно сойдет на нет.

Ситуация, когда у нас в большом количестве аэропортов функционирует по нескольку ЛСТО авиакомпаний и аэропорты еще как maintenance-организации сами оказывают услуги по ТО ВС, выглядит проблемной, поскольку объем перевозок говорит о том, что с этим справится и один провайдер ТОиР-услуг.

Поэтому общая тенденция, на мой взгляд, такова: есть игроки, которые с развитием флота несколько поспешили, а также есть ситуация, связанная с расширением доли главного игрока, — и мы это осознаем.

Новые типы и моторы

ATO: А на чем холдинг S7 Technics был в первую очередь сфокусирован в прошлом году?
Р. Ф.: Стоит отметить, что для нас серьезным вызовом в 2017 г. было в том числе обеспечение роста материнской авиакомпании, которая помимо общего роста перевозок ввела в парк новые типы авиатехники: появились Embraer E170 и Airbus A320neo.

Поэтому перед нами стоит задача стать первым провайдером в России этих типов сначала для материнского перевозчика, а потом и для сторонних заказчиков. Так как мы понимаем, что будущее за этими типами ВС.

ATO.ru

В 2017 г. холдинг S7 Technics начал обслуживать самолеты Embraer E170 :: Андрей Чурсин

Мы уже начали обсуждать с производителями различного рода программы по поддержке новых типов ВС, но это уже следующие шаги. В данный момент мы сосредоточены на максимальном расширении по новым типам.

АТО: Может быть что-то еще?
Р. Ф.:
Из последнего, пожалуй, стоит рассказать о тех вещах, которые мы реализуем внутри нашего холдинга. Мы планомерно двигаемся к открытию участка по ремонту авиадвигателей на базе в аэропорту Минеральные Воды. Все ремонтные работы производственных площадей под этот участок в прошлом году были закончены, оборудование заказано.

Параллельно с этим мы двигаемся не только в направлении расширения географии предоставления наших услуг по техобслуживанию авиадвигателей,  но и в направлении развития компетенций наших специалистов, в увеличении глубины ремонтов.

Мы расширили возможности на замену камеры сгорания, наиболее температурно-нагруженных сопловых аппаратов турбины, работы с вентилятором. Постепенно начинаем выполнять более глубокий ремонт двигателей, исходя из запросов заказчиков.

Что касается капитального ремонта двигателей, или так называемый Core Performance Restoration, этим занимается наш партнер, швейцарская компания SR Technics, которая помогла нам с организацией участка. Мы не собираемся совершенствовать двигательный участок, для того чтобы он просто был. Мы видим, что именно на выбранные нами работы есть значительный спрос, и готовы предложить рынку уникальный и конкурентоспособный продукт.

Также мы расширяемся на обслуживание двигателей CFM56-3, потому что по-прежнему видим спрос. Ранее мы выполняли ремонт CFM56-3 в сотрудничестве с другими ТОиР-организациями.

Холдинг S7 Technics

Обслуживание двигателей CFM56 — одна из уникальных компетенций холдинга S7 Technics для РФ и СНГ :: Холдинг S7 Technics

Несмотря на то что парк самолетов, оснащенных этими силовыми установками, в регионе постепенно сокращается, мы чувствуем неудовлетворенный спрос, например, со стороны авиакомпаний, которые продолжают эксплуатацию самолетов Boeing 737CL. Этот флот, как правило, находится в собственности перевозчиков, и для них экономически целесообразно поддерживать такие моторы не благодаря выполнению капитальных ремонтов, а за счет грамотно оптимизированных — в первую очередь по остатку ресурса дорогостоящих деталей — объемов работ и продолжать экономически оправданную эксплуатацию данного флота. При этом практически все дефекты двигателя могут быть устранены нашими силами, а для каких-то специфичных работ мы пользуемся поддержкой партнеров за рубежом.

В части двигателей мы также предлагаем услуги по управлению флотом. В S7 Technics создана группа, которая в дополнение к нашим производственным возможностям по ремонту двигателей предлагает помощь авиакомпаниям с составлением программы планирования ТО двигателей, формирования правильной стратегии эксплуатации флота с точки зрения операционных вопросов, надежности и экономики.

АТО: Интересно, а что вы вкладываете в понятие "программа планирования ТО двигателя"?
Р. Ф.: Речь идет о планировании ремонта двигателя в течение его жизненного цикла с учетом возможных ограничений по его эксплуатации, с учетом ограничений по возврату лизингодателю. В данную услугу, конечно, входит формирование оптимального объема работ при ремонте, с тем чтобы, с одной стороны, устранить дефекты в двигателе и внедрить необходимые модификации, с другой — не выполнять работы на модулях, которые находятся в хорошем техническом состоянии и обладают высоким остаточным ресурсом. 

Понятно, что очень часто выполнение ремонта на нашей базе может хорошо решать задачу оптимизации расходов на ремонт двигателя на всем сроке его службы, обеспечивая, с одной стороны, большую доступность, с другой — меньшее количество тяжелых капитальных ремонтов. А если при выполнении ремонта у нас авиакомпания заинтересована в превентивном внедрении модификаций, направленных на повышение надежности, достигается и еще одна важная цель: снижение риска внеплановых событий, отказов и дефектов.

Сегодня специалисты S7 Technics готовы предложить оптимизацию самой большой части расходов авиакомпании в сегменте поддержания летной годности (на двигатели приходится около 50% затрат).

Если такие возможности недоступны, авиакомпании вынуждены чаще отправлять свои двигатели на капитальные ремонты за рубеж или снимать с крыла двигатели с большим остаточным ресурсом. Сегодня специалисты S7 Technics готовы предложить оптимизацию самой большой части расходов авиакомпании в сегменте поддержания летной годности (на двигатели приходится около 50% затрат).

Мы видим, что в достаточно большой части российских авиакомпаний с двигательной тематикой не все идеально. Поэтому помощь профессиональных специалистов необходима.

АТО: Я бы хотел вас спросить еще о другом. Когда произошла девальвация рубля, лично у меня после общения с представителями отрасли ТОиР сложилось впечатление, что российские ремонтные организации стали в какой-то момент предлагать самую дешевую стоимость нормо-часа. Из-за этого были ожидания, что Россия станет привлекательным местом для техобслуживания авиатехники не из парков местных авиакомпаний. Как вы считаете, удалось ли холдингу S7 Technics реализовать этот потенциал?

Вопрос по привлечению зарубежных заказчиков остается открытым.

Р. Ф.: На самом деле уровень загрузки у нас продолжает только расти. В этой связи стоит отметить, что вопрос по привлечению зарубежных заказчиков остается открытым. И пока, несмотря на девальвацию и другие факторы, в силу политических причин, таможенных причин нам есть куда расти и развиваться.

Мы понимаем, что можно много пенять в том числе на общую политическую ситуацию и прочие факторы, но прежде всего нам самим нужно много и продуктивно работать, для того чтобы эту ситуацию изменить.

Даже при такой девальвации до сих пор существенная часть российских авиакомпаний, в том числе с госучастием, продолжают летать на ТО за рубеж.

С другой стороны, даже при такой девальвации до сих пор существенная часть российских авиакомпаний, в том числе с госучастием, продолжают летать на ТО за рубеж. И это происходит вопреки всему. Процесс принятия решений неясен, и уроки из прошлого до сих пор никто не выучил.

Ладно, частные перевозчики, но когда госкомпании, которые субсидируются из России, — а в нашей стране сейчас достаточно игроков, готовых выполнять базовое ТО самолетов западного производства, — продолжают существенную часть форм выполнять за рубежом, под соусом того, что там это дешевле и быстрее, возникает вопрос.

Холдинг S7 Technics

Относительно дешевый нормо-час практически не помог российским провайдерам привлечь на свои базы значимых зарубежных клиентов :: Холдинг S7 Technics

S7 Technics получает внешние заказы на 100%-ной тендерной основе и поэтому мы точно знаем, что предлагаем мы, а что готовы предложить конкуренты. Все это выглядит как история, связанная с неэкономическими причинами выбора контрагентов. И эти традиции, к сожалению, пока еще остаются. На наш взгляд, это неправильно и нехорошо, потому что это подрывает основы функционирования самой отрасли, искажает ситуацию, создавая как давление на иностранных провайдеров, так и неправильное представление о российском рынке в целом.

АТО: Понятно. А если говорить о вас, то по результатам 2017 г. выручка холдинга S7 Technics выросла?
Р. Ф.: Конечно.

Мы последние два-три года не сильно росли в количестве так называемых тяжелых форм. Но существенно изменилась структура нашей работы.

АТО: За счет чего? За счет реализации более глубоких и сложных проектов?
Р. Ф.: Если посмотреть на общее количество наших ремонтов, то мы последние два-три года не сильно росли в количестве так называемых тяжелых  форм. Но существенно изменилась структура нашей работы.

Выходит так, что мы становимся центром компетенций самых тяжелых форм, 6- и 12-летних или их эквивалентов, возвратных форм. Поэтому в нормо-часах наша производственная деятельность растет.

Холдинг S7 Technics

22 самолета передал заказчикам в 2017 г. Центр покраски авиатехники в Минеральных Водах, принадлежащий холдингу S7 Technics :: Холдинг S7 Technics

Это вполне закономерное явление, так как мы находимся в стадии внутренней трансформации. В настоящий момент мы пытаемся нарастить направления нашей деятельности, связанные в том числе и с другими направлениями доходов, которые будут давать дополнительный эффект.

Поэтому судить о результатах исключительно только по количеству нормо-часов не стоит. А выручка растет. В 2017 г. она выросла на 11% по отношению к 2016 г.

На 2018 г. — посмотрим. На этот год мы специально заложили трансформационные проекты, о которых я пока не готов объявить, поскольку они находятся в стадии реализации.

Но эти трансформации, с одной стороны, заложат определенный фундамент на будущее, особенно в сегментах ТОиР, где сейчас есть возможность расти. С другой стороны, с точки зрения роста производственных показателей 2018 г., скорее всего, будет эквивалентен 2017-му. Это позволит нам провести часть внутренних трансформаций для последующего роста объемов начиная с 2019 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№188, апрель 2018
Интересуетесь тематикой ТОиР?

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и получайте бюллетень "Обозрение ТОиР"!

Все ключевые новости ТОиР в двухнедельном дайджесте:

Календарь ATO Events

31 мая 2018 г., г. Москва
26-27 сентября 2018 г., г. Москва
24-25 октября 2018, г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2018 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.