"Мы должны иметь 25 млрд руб. годового оборота, для того чтобы жить нормально"

О том, как продвигаются эти важные для будущего российской авиации программы, в интервью Show Observer рассказал управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров.Рыбинское НПО "Сатурн" справедливо можно назвать одним из важнейших звеньев российской авиадвигателестроительной отрасли. Предприятие ведет работы сразу по нескольким приоритетным направлениям: созданию двигателя SaM146 для нового регионального лайнера Sukhoi Superjet 100, силовой установки для истребителя пятого поколения и двигателя АЛ-55И для Индии. О том, как продвигаются эти важные для будущего российской авиации программы, в интервью Show Observer рассказал управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров.
 
— Илья Николаевич, расскажите, пожалуйста, о производственных результатах НПО "Сатурн" в 2009 г.
— В 2009 г. предприятие увеличило объем реализации товарной продукции по сравнению с предыдущим годом на 20%, до 13,907 млрд руб. Прибыль от реализации продукции в 2009 г. составила 1,312 млрд руб., превысив на 56% показатель 2008 г. В 2010 г. предприятие намерено на 20% увеличить объемы производства. Мы должны иметь 25 млрд руб. годового оборота, для того чтобы жить нормально. А по-хорошему, мы стремимся к 35–40 млрд руб., к этому надо стремиться. Конечно, сразу такие объемы не осилишь, ежегодно будем наращивать по 20–25%.
— Оказывает ли государство антикризисную поддержку НПО "Сатурн"?
— Разумеется, ведь кризис преодолевать тяжело. Если бы не поддержка государства в виде увеличения уставного капитала и гарантий по кредитам, то "Сатурна" давно бы уже не было как серьезной организации. К примеру, на программу SaM146 выделены значительные средства, но нам требуется еще примерно 8,4 млрд руб. для выхода на объем производства в 150 двигателей в год. В течение ближайших трех лет они нужны для закупки оборудования, станков. Мы планируем закупить обрабатывающие центры, оборудование для монокристаллического литья — немецкого, швейцарского и, частично, японского производства.
— Если двигатель SaM146 является приоритетной программной в секторе гражданской авиации, то можно ли назвать разработку силовой установки для истребителя пятого поколения важнейшим проектом в военном направлении?
— Если говорить о стратегии, о направлениях деятельности "Сатурна", то с самого начала предприятие планировало работу в трех сегментах: в секторе гражданской авиации, промышленного газотурбостроения и в области военной авиации. Первые два направления достаточно развиты: в мае ожидается сертификация двигателя SaM146, налажено производство целого ряда новых энергоустановок, которые позволяют обеспечивать российскую промышленность, энергетику высокоэффективными машинами. И вот сделан самый главный шаг: мы заявили о новых достижениях в области военной авиации.
— Какие новые технологии применяются в двигателе для истребителя пятого поколения Т-50?
— В двигателе, на котором сегодня летает Т-50, принципиально новых материалов нет. Его и не сделаешь из новых материалов — для этого пришлось бы полностью перекомпоновывать и холодную часть, и газогенератор. А с точки зрения перспектив мы прекрасно понимаем, что двигатель "второго этапа" будет создан с использованием совершенно других материалов, и не только отечественного производства. Предполагается применение как во внешних, так и во внутренних элементах конструкции неметаллических частей, композитов, что позволит получить другие температуры, другие скорости и другой вес.
— Будет ли этот двигатель создаваться исключительно НПО "Сатурн" или коллективно, в рамках ОДК?
— Абсолютно новый двигатель никто, в том числе "Сатурн", в одиночку сделать не сможет. Подобные разработки выполняются при широкой кооперации. В конце 2009 г. должен был состояться конкурс на разработку двигателя следующего поколения для самолета ПАК ФА, однако сроки его проведения перенеслись на текущий год. Мы намерены участвовать в нем. Заранее уверен, что это будет совместная работа в рамках ОДК, которая выступит координатором проекта. Но в том, что основная роль будет отведена КБ "Сатурн", не сомневаюсь, потому что все, что мы имеем сегодня по самолету пятого поколения, достигнуто с двигателем, сделанным "Сатурном". Кто будет выступать интегратором в этом проекте, определит заказчик — Военно-воздушные силы России. Но те наработки, которые есть у нашего предприятия, позволяют с высокой вероятностью предположить, что "Сатурн" останется головной организацией по разработке двигателя пятого поколения.
— Другой важной программой является разработка двигателя АЛ-55И для индийского УТС HJT-36. На каких других самолетах можно будет его применять?
— Контракт по созданию для Индии нового авиационного двигателя АЛ-55И в целом успешно выполняется. Двигатель создан, на нем летает самолет HJT-36. Сейчас мы работаем над увеличением ресурса двигателя, обеспечением доводки и налаживанием его серийного производства. Характеристики АЛ-55 позволят устанавливать его на МиГ-АТ, но дело в том, что российские ВВС в качестве основного учебно-боевого самолета выбрали, как известно, Як-130, где используется другой двигатель (АИ-222-25, собираемый на ММПП "Салют". — Прим. ред.). Но это тоже учебно-боевой самолет, и если не хватает тяги существующих двигателей, то можно попробовать и АЛ-55.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.