Не потерять самолет

Как исполняется требование ICAO усилить наблюдение за ВС
Диспетчерский пункт системы слежения за самолетами от компании McMurdo
Диспетчерский пункт системы слежения на самолетами от компании McMurdo :: Orolia

После исчезновения в марте 2014 г. самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендовала улучшить наблюдение за самолетами. Изменения коснутся как новых, так и уже эксплуатируемых ВС. Нововведения, принятые в марте 2016 г., вошли в новые своды стандартов и рекомендуемой практики ICAO (SARP).


Были выпущены два новых SARP — поправки 39 и 40 к Приложению 6 Чикагской конвенции. Обе поправки вступают в силу 8 ноября 2018 г. В поправке 39 устанавливается интервал отслеживания воздушного судна, равный 15 мин. Он рекомендован для воздушных судов с взлетной массой более 27 т и обязателен для судов взлетной массой свыше 45,5 т, выполняющих полеты над океанами.


Согласно поправке 40 воздушное судно, находящееся в состоянии бедствия, должно передавать сообщения о своем местоположении один раз в минуту. Под состоянием бедствия, согласно определению ICAO, подразумевается некорректируемое поведение воздушного судна, которое может привести к авиационному происшествию. Время записи полетных данных должно быть увеличено до 25 ч. Поправка 40 обязательна для применения на всех пассажирских и грузовых ВС с взлетной массой свыше 27 т, поставка которых начнется 1 января 2021 г. С этой же даты поправка рекомендована к применению для всех самолетов, взлетная масса которых превышает 5,7 т. Также рекомендуется модернизировать возрастные самолеты.


Согласно SARP за передачу сигналов должна отвечать активная автономная система, функционирующая на протяжении всего полета и в случае отказа бортовой системы энергообеспечения. Как отмечают в ICAO, это позволит сузить район поисков на месте предполагаемого крушения до 11 км.


Предстоящей модернизацией планирует воспользоваться не одна компания. Так, канадская фирма FLYHT Aerospace Solutions только что получила патент США на программный продукт FLYHTStream, интегрированный в разработанную ею же автоматизированную систему передачи полетных данных (AFIRS), пишет MRO Network. К созданию FLYHTStream компанию подтолкнула исчезновение в 2014 г. самолета Air France, следовавшего рейсом AF447.


Система AFIRS, которую используют 70 авиакомпаний, передает в режиме реального времени информацию об эксплуатационном состоянии ВС, включая результаты удаленной диагностики и отчеты о превышении рабочих параметров. Эти данные передаются в диспетчерский центр авиакомпании через спутниковую сеть Iridium. Как говорит исполнительный директор FLYHT Aerospace Solutions Том Шмутц, пока AFIRS — единственная система, способная в реальном времени получать информацию из регистратора полетных данных и передавать ее на землю. "Она полностью удовлетворяет требованиям поправки 40 о своевременном доступе к черному ящику, — подчеркнул Щмутц.


Задача FLYHTStream — запустить передачу данных через AFIRS в случае превышения каких-либо рабочих параметров. На землю передается поток отчетов, причем местоположение самолета отслеживается с 20-секундными интервалами. Передачу сведений можно инициировать и вручную: доступ к этой функции имеют пилоты и работники диспетчерского центра.


За визуализацию передаваемой с самолета информации отвечает облачный сервер компании FLYHT Aerospace Solutions под названием UpTime. "В процессе передачи данных симулируется дисплей управления в кокпите ВС, а это позволяет понять, что происходит на борту", — говорит Шмутц.


В этом году на международном авиасалоне Paris Air Show компании Rockwell Collins и Airbus анонсировали систему Onboard Aircraft Tracking, спроектированную для работы с системой отслеживания полетных данных ARINC MultiLink от Rockwell Collins. Эта система, которую можно установить как на ВС, так и в диспетчерском центре, определяет местоположение самолета и сообщает о нем каждые 15 мин. В случае возникновения нештатной ситуации Onboard Aircraft Tracking, установленная на ВС, запускает передачу через систему ACARS отчетов с интервалом в 1 мин.


Как говорит старший вице-президент Rockwell Collins по управлению информационными сервисами Дэвид Ньюсма, Onboard Aircraft Tracking разработана по заказу Airbus, который определил, какое событие или комбинация событий должны запускать процесс ежеминутной передачи отчетов. Данные отправляются через глобальную сеть ARINC и отражаются на экране полетных данных авиакомпании.


Ньюсма также отметил, что систему Onboard Aircraft Tracking включат в стандартное оборудование Airbus A350 и A380, а также предложат в качестве опции для лайнеров A320, A330 и A340. Модернизация предусматривает обновление программного обеспечения главным образом для системы управления полетом (FMS).


По оценкам Rockwell Collins, подобную модернизацию могут пройти порядка 2000 самолетов Airbus. "Думаю, авиакомпании легко согласятся на это, поскольку данная процедура не потребует нового оборудования или сертификации", — подчеркнул Ньюсма.


Подход швейцарской компании SITAOnAir к проблеме отслеживания ВС основан на использовании исключительно наземного оборудования, которое обеспечивает работу ее собственной системы Aircom FlightTracker (введена в эксплуатацию в январе 2015 г.). Первыми ею начали пользоваться Malaysia Airlines и Air Europa. С тех пор к ней подключились более 50 клиентов.


В компании говорят, что большинство современных самолетов система FlightTracker будет отслеживать с помощью сигналов ADS-B (система автоматического зависимого наблюдения), однако она сможет работать и с другими системами передачи данных о самолете.


"Это активная система слежения. Когда она зафиксирует выход ВС за пределы покрытия системы ADS-B — около 370 км, FlightTracker запустит другую систему типа ACARS, в результате чего самолет будет отчитываться о своем местоположении, — объяснил представитель разработчика. — Таким образом, мы гарантируем, что сведения о ВС будут поставляться не реже чем каждые 15 мин".


Программа FlightTracker может отправлять предупреждения, если ВС перестает сообщать о своем местоположении, если система фиксирует вертикальные или продольные отклонения от плана полета либо если воздушное судно оказывается в такой географической зоне, где оно быть не должно. "Параметры задает авиакомпания", — подчеркнул Гибсон.


SITAOnAir управляет системой FlightTracker совместно с компанией Aerion, которая поставляет оборудование ADS-B для всех низкоорбитальных спутников Iridium. Система FlightTracker также связана с сайтом FlightAware, который транслирует информацию о текущем местоположении ВС.


На салоне Paris Air Show фирма McMurdo, принадлежащая французской компании Orolia, представила систему аварийных радиомаяков с функцией слежения (ELT-DT). Система получила коммерческое название Kannad GADSS ELT-DT. Ее запуск в эксплуатацию ожидается в 2019 г. Система спроектирована для отслеживания воздушного судна и подачи предупреждающего сигнала в полете, если авионика зафиксирует нештатную ситуацию. Система работает со спутниковым оборудованием "Коспас-Сарсат".


Руководство Orolia подчеркивает, что Kannad — первая система ELT-DT на рынке и что она предлагается в качестве обновления существующих радиомаяков ELT. Ее внедрение требует обновления программного обеспечения для FMS или другого компьютера, непосредственно связанного с анализом полетных данных.


Система полностью автономна и способна отслеживать состояние ВС на протяжении 20 ч после возникновения нештатной ситуации. "Системный сбой активирует радиомаяк. По существу, самолет сам решает, находится ли он в нештатной ситуации", — говорит Кристиан Белле, директор по авиационным и военным продуктам Orolia. Еще одна ключевая особенность системы — возможность ее активации с земли через сервис Galileo Command Service.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№184 ноябрь 2017

Календарь ATO Events

Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.