Об утверждении Правил сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими

Проект постановления Правительства российской федерации

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от " _____ "__________________г. № _______

МОСКВА

Об утверждении
Правил сбора и анализа данных о факторах опасности и риска,
создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов,
хранения этих данных и обмена ими

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими.

2. Установить, что реализация уполномоченными органами в области гражданской авиации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от _________________ №____

ПРАВИЛА

сбора и анализа данных о факторах опасности и риска,
создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов,
​хранения этих данных и обмена ими

1. Настоящие правила устанавливают порядок сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими.

2. В настоящих правилах используются следующие термины:

  • фактор риска – действие, бездействие, обстоятельство, условие или их сочетание, которое создало или может создать угрозу безопасности полетов;
  • фактор опасности – результат деятельности или состояние, которое может привести к возникновению фактора риска.

3. Сбор данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг.

Целью сбора данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, является разработка мероприятий и рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий.

4. Анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов и разработку мер по снижению риска осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Сбор данных о факторах опасности и риска производится посредством обязательных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, либо с гражданскими воздушными суднами иностранного государства на территории Российской Федерации, и добровольных сообщений о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов.

Добровольные сообщения о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов предусматривают предоставление уполномоченному органу в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, информации о факторах опасности и факторах риска, которые не привели к авиационному происшествию или инциденту, но могут оказывать влияние на обеспечение безопасности полетов.

Добровольные сообщения о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов не являются основанием для применения к заявителю мер дисциплинарной, гражданской или административной ответственности.

5. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг, проводит анализ данных о факторах опасности и факторах риска с целью разработки рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий.

Анализ данных о факторах опасности и факторах риска включает в себя:

  • ежегодный анализ процессов, влияющих на изменение уровня безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;
  • выявление общих факторов опасности в различных видах деятельности, осуществляемой в области гражданской авиации;
  • разделение общих факторов опасности на компоненты общего фактора опасности;
  • определение связи компонентов общего фактора опасности с потенциальными последствиями, событиями или результатами;
  • оценка воздействия факторов риска на безопасность полетов;
  • анализ рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

Порядок разработки рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий, их учета и контроля реализации устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

С целью хранения данных о факторах риска и факторах опасности, а также обмена ими, уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг, создает и обеспечивает функционирование системы сбора информации о безопасности полетов, состоящей из:

  • базы данных об авиационных происшествиях и инцидентах;
  • базы добровольных сообщений о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полетов, поступающих в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации;
  • базы данных об авиационных двигателях, воздушных винтах и других компонентах воздушных судов, не имеющих документов, необходимых в соответствии с федеральными авиационными правилами и выданных организацией, изготовившей компонент или осуществившей его ремонт или техническое обслуживание;
  • базы данных о произведенных компонентах воздушных судов;
  • базы данных о выполненном техническом обслуживании воздушных судов и их компонентах;
  • базы данных отказах, неисправностях, дефектах и других событиях, которые оказывают или могут оказывать отрицательное воздействие на поддержание летной годности самолетов и вертолетов, максимальная сертифицированная взлетная масса которых превышает соответственно 5700 и 3100 кг;

Состав информации и порядок ведения баз данных устанавливается федеральными авиационными правилами.

6. В базе данных об авиационных происшествиях и инцидентах используется совместимая с ADREP система для представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах, а также для сбора, хранения и распространения соответствующей информации о безопасности полетов.

Данные о безопасности полетов, не могут быть использованы для привлечения к ответственности или в целях, не относящихся к безопасности полетов.

7. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации направляет информацию, содержащуюся в указанных базах данных в ответ на запросы уполномоченных органов иностранных государств.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг, обеспечивает доступ поставщиков услуг к информации о безопасности полетов и содействует свободному обмену информацией факторах риска и факторах опасности.

Доступ к информации по безопасности полетов и ее защита осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации.

8.Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг:

а) передает сведения, которые являются необходимыми для сохранения летной годности и обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна (далее – обязательная информация о сохранении летной годности), разработанного в Российской Федерации, и уведомление о приостановлении действия или аннулировании сертификата типа авиационной администрации государства, которое уведомило Российскую Федерацию о том, что оно занесло воздушное судно российской разработки в свой реестр, а также по запросу любого другого государства.

б) в отношении самолетов и вертолетов с максимальной сертифицированной взлетной массой соответственно более 5700 и 3100 кг обеспечивает наличие системы:

  • принятия решений о необходимости и сроках мероприятий в отношении летной годности;
  • разработки необходимых мероприятий в отношении летной годности;
  • распространения информации в отношении летной годности, включая обязательную информацию о сохранении летной годности;

9. Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг, направляет информацию о сохранении летной годности воздушного судна в ответ на запросы уполномоченных органов государства-разработчика и уполномоченных органов иных иностранных государств.

10.Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг:

а) в том случае, когда впервые заносится в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации информация о воздушном судне определенного типа, разработанном не в Российской Федерации, обеспечивает уведомление государства разработчика о том, что информация об указанном воздушном судне внесена в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации;

б) обеспечивает передачу государству разработчика воздушного судна или его модификации всей обязательной информации о поддержании летной годности, подготовленной им как государством регистрации в отношении данного воздушного судна;

в) обеспечивает наличие системы, в рамках которой информация об отказах, неисправностях, дефектах и других событиях, которые оказывают или могут оказывать отрицательное воздействие на поддержание летной годности самолетов и вертолетов, максимальная сертифицированная взлетная масса которых превышает соответственно 5700 и 3100 кг, передается организации, ответственной за типовую конструкцию этого воздушного судна. В тех случаях, когда связанные с обеспечением безопасности полетов аспекты поддержания летной годности касаются модификации воздушного судна или его компонента, уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по предоставлению государственных услуг, обеспечивает наличие системы передачи вышеуказанной информации организации, ответственной за модификацию.

11.Уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации в соответствии с международными договорами Российской Федерации:

а) осуществляет выявление различий между нормами воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов Международной организации гражданской авиации и направляет в Международную организацию гражданской авиации информацию об указанных различиях;

б) передает иную информацию, предусмотренную Меморандумом о взаимопонимании между Российской Федерацией и Международной организацией гражданской авиации в рамках Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов ИКАО.

12. Порядок выявления различий и направления информации, указанных в пункте 11 настоящих Правил, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№196, январь-февраль 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

23-24 мая 2019 г., г. Москва
25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.