От Mystère 20 до Falcon 8X

Клиентский центр Dassault Aviation в аэропорту Ле-Бурже
Одно из предприятий Dassault Aviation, расположенное в парижском аэропорту Ле-Бурже, предназначено для работы с потенциальными покупателями бизнес-джетов :: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

В сентябре в московском Внуково-3 прошла выставка деловой авиации JetExpo 2017. Ее традиционным участником стал французский авиапроизводитель Dassault Aviation, который впервые представил в России новую флагманскую модель Falcon 8X. По окончании мероприятия полет на этом бизнес-джете совершил корреспондент ATO.ru, который по завершении поездки привез фотографии самого самолета и предприятий производителя в парижском аэропорту Ле-Бурже.

Французская компания Dassault Aviation существует с 1916 г., в прошлом году она отпраздновала столетний юбилей. C 1963 г. к производству военных самолетов, которые выпускались с Первой мировой войны, добавились гражданские, а точнее административные, или деловые, самолеты.

Марсель Дассо, основатель компании, получил возможность открыть производство 8–10-местного эксклюзивного самолета Dassault-Breguet Mystère 20 в декабре 1961 г. Mystère 20 был низкокрылым монопланом с двумя двигателями Pratt & Whitney JT12A-8, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Прототип, зарегистрированный под номером F-WLBK, впервые совершил полет 4 мая 1963 г. близ Бордо. Там же, рядом с аэропортом Бордо-Мериньяк, сейчас находится основное производство компании.

Первый бизнес-джет производства Dassault Aviation — Mystère 20 впервые полетел 4 мая 1963 года

Первый бизнес-джет производства Dassault Aviation — Mystère 20 впервые полетел 4 мая 1963 года

Фото: Dassault Aviation.

Попутно основатель американской авиакомпании PAN AM Хуан Трипп искал для своих корпоративных пассажиров самолет с похожими характеристиками, и этот вариант его заинтересовал. Заказав 40 самолетов с опционом до 120 бортов (позже его расширили до 160 ВС), перевозчик одновременно стал дистрибутором французских бизнес-джетов.

Однако проблемой стало название самолета. Американцы сразу сказали, что самолет с названием Mystère никто не купит, и обратились к рекламной фирме, подобной агентству из сериала "Безумцы" (Mad Men). Фирма сообщила, что название для самолета есть, но если Dassault захочет его взять, надо будет заплатить несколько миллионов долларов. Этим названием оказалось слово Citation. На этот раз засомневались уже французы, которые отказались его покупать. Как известно, без дела название не осталось.

Первым эксплуатантом Dassault-Breguet Mystère 20, который позже переименовали в Falcon 20, стала американская авиакомпания PAN AM

Первым эксплуатантом Dassault-Breguet Mystère 20, который позже переименовали в Falcon 20, стала американская авиакомпания PAN AM

Фото: Aviation Week.

Тем временем один из работников Dassault Aviation, чье имя история не сохранила, предложил назвать самолет Falcon, что всех устроило. Под этим названием — Fan Jet Falcon (а потом и просто Falcon 20) самолет начал продаваться по всему миру. За все время было построено почти 2500 самолетов Falcon разных модификаций, 2098 из которых остаются в состоянии летной годности и эксплуатируются в 89 странах мира. На все детали предоставляется пожизненная гарантия, и многие Falcon, построенные в 60-х гг., летают до сих пор. В числе первых операторов были ВВС Франции, Береговая охрана США и американская компания Federal Express.

Наибольшее число самолетов Falcon (65%) приходится на США и Канаду, на втором месте — Европа (26%). На азиатские страны пока приходится только 1%, но этот показатель, скорее всего, вырастет в ближайшие годы, поскольку именно этот регион, прежде всего Китай, стал главным драйвером мирового экономического роста. Новый флагман компании Dassault Falcon 8X, по словам президента Dassault Aviation Эрика Трапье, во многом нацелен именно на китайских предпринимателей: тут и цифра 8 (символ богатства и процветания в Китае), и дальность полета, позволяющая связать китайские города со всем миром.

Новый флагман линейки бизнес-джетов Dassault — Falcon 8X

Новый флагман линейки бизнес-джетов Dassault — Falcon 8X

Фото: Леонид Фаерберг.

На сегодняшний день линейка самолетов Dassault Falcon представлена шестью моделями, в основном отличающимися дальностью и размером салона: Falcon 2000S, 2000LXS, 900LX, 5X (еще не сертифицирован), 7X и 8X.

Флагманский и новейший самолет Dassault Falcon 8X одновременно и самый просторный, и самый дальнобойный: машина, оснащенная 14-метровым комфортабельны салоном, способна преодолевать почти 13 тыс. км. Российские бизнесмены так далеко не летают, основной поток из Внуково-3 направляется в аэропорты Европы, однако для полетов по самой России такая дальность вполне подходит. В специальном летном отряде (СЛО) "Россия" есть два самолета Falcon 7X (на базе этой модели создан Falcon 8X), их предпочитает использовать в своих поездках Дмитрий Медведев.

Dassault Falcon 8X оснащен 14-метровым салоном

Dassault Falcon 8X оснащен 14-метровым салоном

Фото: Леонид Фаерберг.

Российский премьер не исключение, самолеты Falcon — частый выбор мировых правительств. Около 10% построенных самолетов приходится на правительственные заказы. Никаких конструктивных изменений такие самолеты не получают: на них устанавливается специальное связное оборудование, а во всем остальном они идентичны остальным Falcon.

Отдельным пунктом идет разрешение на посадку в аэропорту Лондон-Сити, расположенном в черте города. Не все бизнес-джеты, особенно обладающие такой дальностью и размером салона, сертифицированы для этого аэродрома, и Dassault использует этот факт как конкурентное преимущество.

Falcon 8X получил новую кабину пилотов с обновленной электродистанционной системой управления (ЭДСУ), которая перекочевала с истребителей. Dassault — единственная компания, одновременно выпускающая и военные сверхзвуковые самолеты, и беспилотники, и бизнес-джеты. Все проекты создаются одной командой инженеров, которые имеют доступ ко всем конструкторским решениям фирмы.

Dassault Falcon 8X получил новую кабину пилотов с обновленной электродистанционной системой управления

Dassault Falcon 8X получил новую кабину пилотов с обновленной электродистанционной системой управления (ЭДСУ)

Фото: Леонид Фаерберг.

Самолет также получил усиленное шасси, новые закрылки и силовую установку повышенной тяги.

Стоит отметить, что все последние разработки Dassault создаются в виртуальной среде и новые самолеты не имеют прототипов. Первый построенный в железе самолет уже является первым серийным. В зале виртуальной реальности инженеры могут работать с любой деталью самолета: приблизить ее, посмотреть в разрезе. Разработчики имеют визуальный доступ к любой части самолета, а точнее — к его идеальной математической модели. По словам представителя фирмы, для сертификации Falcon 8X в США Федеральной авиационной администрации (FAA) была предоставлена виртуальная модель самолета.

Dassault Falcon 8X разрабатывался в виртуальной среде

Dassault Falcon 8X разрабатывался в виртуальной среде

Фото: Леонид Фаерберг.

Имея возможность без посадки преодолевать расстояние от Москвы до Лос-Анджелеса, самолет получил кабину пилотов увеличенного размера, которую можно использовать для создания зоны отдыха экипажа, — по международным правилам на таких перелетах он должен быть сменным. При желании в хвостовой секции можно установить душ. Это уже не для экипажа.

Все ныне производимые бизнес-джеты Dassault Aviation позволяют делать short stop — посадку с 70–85%-ным максимальным взлетным весом, забирать пассажиров и без дозаправки продолжать полет. Это обусловлено спецификой подобных перелетов, когда самолет, доставив пассажиров, отстаивается в ожидании клиента в той части аэропорта, где ставки на ожидание ниже.

На сегодняшний день поставлено порядка 15 самолетов Falcon 8X, базовая цена каждого составляет примерно 58 млн долл.

Для технической поддержки самолетов Falcon производитель запустил программу Falcon Customer Service, которая действует по всему миру. Система включает в себя центры управления и технической помощи в Париже и нью-йоркском аэропорту бизнес-авиации Тетерборо. Вся информация о техническом состоянии самолетов попадает в центры обработки информации, которые в случае поломки консультируют попавший в неприятность экипаж либо высылают запасной самолет, на котором клиент может завершить перелет.

Система Falcon Customer Service оказывает поддержку клиентам производителя по всему миру

Система Falcon Customer Service оказывает поддержку клиентам производителя по всему миру

Фото: Леонид Фаерберг.

Dassault Falcon Service (DFS) — дочерняя компания производителя, которая с 1967 г. занимается техобслуживание бизнес-джетов в аэропорту Ле-Бурже и на станциях по всему миру, включая Лагос в Нигерии и московский Внуково-3. Оборот компании в 2016 г. составил 165 млн евро. Она осуществляет услуги FBO и хендлинга для 6000 рейсов в год. Предприятие сертифицировано Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA), FAA, а также авиавластями России, Китая и Индии.

Техобслуживанием бизнес-джетов Falcon занимается Dassault Falcon Service

Техобслуживанием бизнес-джетов Falcon занимается Dassault Falcon Service

Фото: Леонид Фаерберг.

На территории Ле-Бурже расположено семь ангаров, в которых одновременно могут идти работы на 25 самолетах. Работы включают все виды инспекций — A-, B- и С-check.

Также в центре DFS расположены покрасочный цех и предприятие по установке интерьеров. Подборка интерьеров производится в специальном шоуруме, где представлены элементы дизайна салона, варианты кресел и диванов, материалы отделки, оборудование для кухни и даже посуда. Как и в зале виртуальной реальности проектного центра, здесь можно визуализировать любое дизайнерское решение, посмотреть, как выбранный интерьер может выглядеть в различной компоновке и материалах отделки. Выбор — богатый. Как и заказчики.

В центре Dassault Falcon Service покупателям показывают готовые решения для салона

В центре Dassault Falcon Service покупателям показывают готовые решения для салона

Фото: Леонид Фаерберг.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№184 ноябрь 2017

Календарь ATO Events

Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2017
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
  • бесплатно получить доступ к онлайн-архиву журнала "Авиатранспортное обозрение" (только в ноябре)
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.