Открытый диалог между авиапроизводителями и эксплуатантами повысит безопасность полетов

Круглый стол по безопасности полетов
Вопросы безопасности полетов в России обсудили президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников, председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов и гендиректор консалтинговой компании "РЕК Аэроспейс" Александр Явкин :: Валерий Агеев

Авиакатастрофы самолетов Boeing 737MAX-8 в Индонезии и Эфиопии и SSJ 100 в Шереметьево вновь показали острую чувствительность авиационной отрасли к вопросам безопасности, подчеркнули важность открытого обмена информацией между производителями и эксплуатантами авиационной техники, а также необходимость самого тесного сотрудничества в процессе освоения новых типов ВС. К такому выводу пришли участники круглого стола "Безопасность полетов в гражданской авиации: отношения производителей и эксплуатантов", проведенного 5 июня журналом "Авиатранспортное обозрение" в Международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня".

В качестве спикеров на мероприятии выступили президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников, председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов и гендиректор консалтинговой компании "РЕК Аэроспейс" — бывший главный конструктор самолета-амфибии Бе-200 Александр Явкин.

Эксперты отметили, что приостановка поставок узкофюзеляжных 737MAX уже дорого обошлась американскому производителю. В то же время катастрофа самолета SSJ 100 в Шереметьево нанесла серьезный репутационный удар не только по этой программе, но и косвенно по всему российскому авиапрому. Вернуть доверие пассажиров и эксплуатантов, по мнению Александра Явкина, должна политика открытости со стороны контролирующих органов РФ и производителя воздушных судов — компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). "Нельзя создать доверие у людей или исправить ситуацию, если просто молчать и не рассказывать о том, как проходит расследование этого происшествия и какие меры предпринимаются, — сказал Явкин. — Но пока никаких заявлений от руководства ГСС или от Росавиации  не было".

На момент проведения круглого стола Межгосударственный авиационный комитет еще не выпустил предварительный отчет о ходе расследования катастрофы SSJ 100. Однако спикеры отметили тревожную тенденцию к криминализации расследования авиационных происшествий, то есть к подмене выяснения причин происшествия поиском конкретных виновников. Хотя во всем мире еще с середины 1990-х гг. безопасность полетов рассматривается системно: она охватывает не только человеческие и технические, но и организационные факторы. Тогда же появилось понятие "происшествия по организационным причинам".

Участники мероприятия также подчеркнули актуальность прописанных в документах ICAO положений о том, что главной целью расследования является установление причин катастрофы и предотвращение повторения подобных происшествий. Более того, работа по сбору и анализу данных, полученных в ходе расследований авиапроисшествий и серьезных инцидентов, должна быть дополнена проактивным подходом к проблемам обеспечения безопасности полетов.

"У нас же в стране отсутствует глубокий заинтересованный анализ предпосылок к летным инцидентам, — сказал Олег Смирнов. — А если не будет принято соответствующих мер по устранению причин катастрофы, неизбежно жди ее повторения". Он также заметил, что в отчете госкомиссии по расследованию авиакатастрофы с SSJ 100 должны быть обозначены все позиции — не только по отношению к уровню подготовки и действиям экипажа, но и по отношению к соответствию сертификационным требованиям типа ВС и конкретного экземпляра, а также по отношению  к его техническому состоянию; кроме того, позиции по отношению к аэропорту и государственным органам регулирования: "Если в отчете укажут, что самолеты SSJ 100 надо доработать, не останавливая их, и дадут указания авиакомпаниям, на что нужно обратить внимание, как вести тренировку экипажей, подключить туда летчиков-испытателей, чтобы они составили программы полетов, — вот эти меры успокоили бы общественное мнение и дали возможность дышать этому самолету".

Спикеры также сошлись во мнении, что для эффективного управления авиационной отраслью в России должны быть назначены должностные лица, которые будут непосредственно отвечать за гражданскую авиацию страны и реализацию государственной программы безопасности полетов (ГосПБП).

Так, согласно требованиям Приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, государство — член ICAO обязано назначить должностное лицо и организацию, на которых будут возложены вопросы администрирования и координации процесса реализации и управления ГосПБП. Являясь государством — участником ICAO, Россия не заявила о несогласии с этим приложением, чем фактически обязалась привести свое авиационное законодательство в соответствие с его требованиями. Однако до сих пор ни должностное лицо, ни организация, отвечающие за эту госпрограмму, назначены не были.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№199, май 2019
Читать на iPhone/iPad
Читать на Android

Календарь ATO Events

25-26 сентября 2019 г., г. Москва
12-13 ноября 2019 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2018
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2019 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.