Переход на отечественную систему бронирования открывает перед "Аэрофлотом" новые возможности

Миграция в российские системы бронирования авиабилетов стала важным шагом стратегии по обеспечению суверенитета отечественной авиационной отрасли
Переход на отечественную систему бронирования открывает перед «Аэрофлотом» новые возможности
:: "Аэрофлот"

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 года № 1393 с 1 ноября все российские компании перешли на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП).

АИС ОВП — это комплекс, состоящий из самостоятельных, взаимодействующих между собой систем, который обеспечивает важнейшие производственные процессы авиакомпании: бронирование, продажу воздушных перевозок и допуслуг, оформление перевозочных документов, хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков, регистрацию пассажиров и багажа, архивацию записей о пассажирах.

В условиях антироссийских санкций миграция в российские системы стала важным шагом стратегии по обеспечению суверенитета российской авиационной отрасли. "Сегодня все российские авиаперевозчики используют отечественные системы бронирования авиабилетов и не зависят от решений и угрозы одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров. Все расчеты внутри систем ведутся в рублях, — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов. — Переход на российские системы бронирования обеспечивает информационную безопасность перевозок, бесперебойное авиасообщение и исключает угрозу утечки персональных данных пассажиров и экипажей". Задача выполнена в кратчайшие сроки, несмотря на отказ некоторых западных провайдеров, ранее обслуживавших российские авиакомпании, предоставить исходные данные.

Односторонний разрыв контрактов западными провайдерами с российскими клиентами, угрожавший сбоем производственных процессов, лишь подстегнул переход на российские системы, но не застал отрасль врасплох. Подготовка к переходу на российские разработки велась с 2021 года в рамках Межведомственной комиссии под руководством Минцифры России и Минтранса России, в которой, помимо профильных ведомств, участвовали и авиакомпании, и разработчики. План экстренного перехода был выстроен заранее. Помимо защиты отрасли от ненадежных провайдеров и возможных сбоев основная задача перехода — это информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей. Данные хранятся на серверах в России, системы эксплуатируются компаниями-резидентами РФ. Конфиденциальность персональных данных обеспечивается мерами противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с российским законодательством в области обеспечения транспортной безопасности.

ПЕРЕХОД АВИАКОМПАНИЙ ГРУППЫ "АЭРОФЛОТ" В СИСТЕМУ LEONARDO

Группа "Аэрофлот" выбрала для своих авиакомпаний ("Аэрофлот", "Россия" и "Победа") автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) Leonardo, созданную компанией "Сирена-Трэвел" в партнерстве с госкорпорацией "Ростех". Чартерные рейсы авиакомпании "Россия" уже обеспечивались в этой системе ранее. Авиакомпания "Победа" перешла в российскую систему еще 1 июня. Регулярные рейсы "России" и все рейсы "Аэрофлота" перевели в Leonardo 29 октября.

Переход "Аэрофлота" на новую систему бронирования осуществлялся в сотрудничестве с компаниями "РТ-Транском" и "Сирена-Трэвел". С учетом объемов данных крупнейшей авиакомпании России процесс перехода реализован с рекордной оперативностью, при этом с обеспечением высокого уровня устойчивости производственных процессов.

АО "РТ — Проектные технологии" — организация госкорпорации "Ростех", центр компетенций по развитию и внедрению информационных технологий. "Сирена-Трэвел" — ведущий российский разработчик IT-решений для воздушного транспорта.

"Переход на отечественную систему бронирования состоялся в крайне сжатые сроки, — рассказывает заместитель генерального директора по информационным технологиям "Аэрофлота" Антон Мацкевич. — На протяжении последних месяцев "Аэрофлот" плотно взаимодействовал с "РТ-Транском" в рамках задач по совершенствованию ключевого функционала системы с учетом имеющихся и будущих потребностей крупнейшей российской авиакомпании. В самой авиакомпании за это время были качественно проведены основные работы: обучен персонал, подготовлена инфраструктура, проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности. В результате переход прошел успешно, и что самое важное, на период технического перехода нам удалось контролировать операционную нагрузку, включая регистрацию пассажиров в аэропорту в течение 29 октября уже в новой системе, и обеспечить для пассажиров своевременную перевозку и высокую пунктуальность выполнения рейсов".

Миграция из одной системы в другую — сложнейший процесс, которому обычно предшествует тщательная подготовка и период ознакомления, рассказали в "Сирене". В это время разработчик проводит глубинный анализ функционала через призму существующей системы и выявление мест, требующих внимания. После всех подготовительных этапов и переноса данных следует несколько этапов тестирования и исправления любых возникших ошибок.

Но в этом году экстренная ситуация потребовала провести миграцию в считанные дни. В первую очередь это коснулось "Победы". "С момента объявления о прекращении обслуживания авиакомпании "Победа" прежним провайдером до миграции в "Сирену" прошло несколько дней. Западный провайдер не дал "Победе" возможности подготовиться к миграции, предупредив об отключении в последний момент и, по сути, создав угрозу остановки операционной деятельности. И коллапс удалось предотвратить. При этом, несмотря на экстренность процесса, миграция в части данных о пассажирах, бронях, допуслугах произошла качественно, без потерь. Количество ошибок не превышало сотой доли от общего числа бронирований. Все получилось очень оперативно, хотя мы впервые мигрировали лоукостера", — рассказали в "Сирене".

"Адаптация отдельных модулей системы займет некоторое время, но все целевые мероприятия должны в итоге обеспечить максимальные функциональные возможности для производственных и коммерческих процессов компании, а главное — обеспечить широкий спектр удобных клиентских сервисов для наших пассажиров, — подчеркивает Антон Мацкевич. — Сам процесс технического перехода в новую систему, с переводом и сверкой всех баз данных, а также технологических процессов, прошел успешно, благодаря эффективной совместной работе профессиональных команд "Аэрофлота", разработчиков "Сирены-Трэвел" и интегратора "РТ-Транском". При этом благодаря современной инфраструктуре базового аэропорта Шереметьево, а также готовности к интеграции системы остальных аэропортов маршрутной сети "Аэрофлота", технические работы по переходу не повлияли на суточный план полетов: рейсы выполнялись по расписанию, пассажирам была обеспечена своевременная перевозка и предоставление ранее приобретенных услуг. Доступ ко всем сервисам используемой ранее американской платформы Sabre полностью прекращен".

Заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех" Александр Назаров отметил: "Залогом успешного перехода стали подготовительные работы, которые велись на протяжении нескольких месяцев в тесном сотрудничестве наших разработчиков и представителей авиаперевозчика. Отмечу, что миграция на отечественный софт происходила в беспрецедентно сжатые сроки и при полном отсутствии поддержки со стороны западного провайдера — весь перевод и конвертацию данных наши разработчики были вынуждены писать самостоятельно. Благодаря тому что система "Леонардо" способна адаптироваться под индивидуальные потребности каждого перевозчика и имеет повышенный уровень информационной защиты, сервис обеспечивает главное — бесперебойную работу воздушно-транспортной отрасли России даже в условиях отключения иностранных систем". 

АИС LEONARDO: БЕЗОПАСНОСТЬ, КАСТОМИЗАЦИЯ, ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

АИС Leonardo на сегодняшний день пользуются 68 компаний, из них 50 российских с суммарным объемом перевозок порядка 45 млн пассажиров в год. Система обслуживания пассажиров Leonardo PSS (и инвенторная система как ее часть) появилась не как "экстренный ответ" на уход западных провайдеров. Большая часть клиентов  подключились в систему уже в конце 2014 года, и с тех пор она развивается и активно наращивает географию присутствия как в России, так и за ее пределами.

"Когда система создавалась, учитывались лучшие наработки отрасли, включая иностранные системы. Мы не делали кальку с зарубежных аналогов, но во многом повторили их логику. Некоторые аспекты реализованы иначе в соответствии с потребностями именно российского рынка", — рассказали в "Сирене".

При создании и продолжающемся развитии системы учитываются как стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), так и специфические требования российских бизнес-практик. Например, система соответствует требованиям российских регулирующих документов в части использования кириллицы, что в зарубежных системах, в принципе, неприменимо.

Инвенторная система Leonardo является ядром системы обслуживания пассажиров Leonardo PSS. Она обеспечивает с высокой степенью автоматизации выполнение всех задач, возложенных на системы такого типа: хранение и независимое управление расписанием и ресурсами рейсов, управление продажами и автоматическая ревалидация билетов пассажиров при пересадке.

"Основное предназначение хостовой системы — это ресурс расписания и его последующая дистрибуция в точки, где производится продажа услуг перевозки и допуслуг по определенным каналам, а также эффективное управление коммерческой загрузкой, то есть изменение уровней продаж, чтобы обеспечить максимальный доход авиакомпании, — разъяснили в "Сирене". — Иными словами, все услуги попадают в систему, и авиакомпания видит, сколько пассажиров на каких рейсах она на данный момент имеет, и может управлять этой загрузкой, изменяя уровни продаж, чтобы они эффективно велись в том или ином канале". В системе технически реализованы такие функциональные блоки, как работа по совместной эксплуатации рейсов (code-share) и франчайзинг (мокрый лизинг), не так давно появилась коммьюторная модель.

Использование технологий искусственного интеллекта позволяет системе "обучаться", упрощая работу пользователя. Этой же задаче служит удобный пользовательский интерфейс: пользователь Leonardo видит интуитивно понятный графический интерфейс, не требующий от сотрудников специальной подготовки в IT. Так, вся работа с расписанием выполняется в пределах одного экрана, на котором можно менять практически любые параметры рейсов. "Логика процессов внутри хоста строится на максимальной автоматизации: сотрудник освобождается от рутинного нажимания кнопок и может сконцентрироваться на аналитике. Это экономит время и повышает эффективность работы специалиста".

Немаловажно и наличие блока, который фиксирует каждый процесс, каждое действие, — ничто не происходит без учета. Всегда видно, какие действия, кем на каком этапе были произведены. И ограничений по глубине архива фактически нет.

Поскольку инвенторная система — часть PSS, все процессы, связанные с передачей данных в систему и из нее, происходят внутри PSS-контура. Соответственно, все транзакционные телекоммуникационные передачи данных защищены.

Пассажиры авиакомпаний Группы "Аэрофлот" и других пользователей "Леонардо" могут быть уверены в защите своих персональных данных и эффективной, бесперебойной работе ключевых IT-инструментов воздушного транспорта.

:: "Аэрофлот"

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.